Многие мыслители,
руководствовавшиеся идеалами Просвещения, были убеждены во временном характере
религиозных верований, полагая, что религия непременно падет под ударами
развивающейся науки. Упадок религии в XIX и XX вв. казался многим симптомом ее
надвигающейся гибели.
События последних
десятилетий XX в., однако, вновь подтвердили устойчивость религиозной системы
ценностей, самостоятельную нишу в человеческой культуре, присущую религии,
которую нельзя рассматривать как альтернативу науки,
"пережиток" общественного сознания .
Характеризуя
возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и
ранние формы ее существования.
Анимизм - это система взглядов,
основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их
свойствами и способностями человека.
Вера в самостоятельную жизнь
освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность
контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного
мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне
человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так,
например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально,
как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому
общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как
встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.
В то же время боязнь явления умерших
душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых - не
позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон
(особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт
обязательного захоронения, поминальные обряды и т.д.).
Привидения
являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто
и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно
обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или
иной форме присутствуют во всех религиях.
Тотемизм - система первобытных
представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой
людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений,
реже - явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у
первобытных людей, и прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы
индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов,
волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые
религии.
Фетишизм - вера в
сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло
выступать что угодно - от камня необычной формы, куска дерева или части
животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что
фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии"
и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя
себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для
себя опоры в мире таинственных сил'".
Фетиши
развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов,
которые помещались в жилище, или амулетов -предметов для ношения на теле с
различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции.
Наделение
талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными
представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди
носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает
характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается и он
превращается в предмет украшения.
Магия -
первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых
или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т.д. В основе веры в
магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к
ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении веши, несоединимые в
реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей,
благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и
базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека
столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои
взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.
Магическое знание
носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить
общезначимого характера, он был всегда индивидуален и выполняли магическое
действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий
и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в
случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение
каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других
духов.
Магия как
средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами
жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая),
вредоносную (черная) магию. По Дж. Фрезеру магия может быть подражательной, в
этом случае воздействие на реальный объект осуществляется манипулированием над
его образом.
В своей
рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой особый раздел
оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного и реального через
обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый ряд религий не одобряет
магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов
присутствуют во всех религиях. Огромное разнообразие религиозных систем не
позволяет подробно их изложить в данном пособии, поэтому мы выборочно расскажем
о наиболее крупных из них.
К
национально-государственным религиям современного мира относится множество
религиозных систем, которые выросли на национальной почве, связаны с
национальными традициями и древними верованиями, языком. Объединение людей в
рамках таких религий осуществлялось по этническому и национальному признакам.
Поэтому они, как правило, были локализованы в соответствующих странах.
Иудаизм возникает как религия
древних евреев, которые в начале 2-го тысячелетия поселились в Палестине. Это
одна из немногих религий мира, которая дошла да нас в почти неизменном виде.
Иногда ее называют религией Моисея, по имени вождя еврейских племен.
Данная религия
знаменует собой переход от многобожия к единобожию. Богом выступает Яхве как
управитель -всего мира. Основным источником является наиболее древняя часть
Библии - Ветхий Завет, в котором рассказывается о сотворении мира и грехопадении
человека, о всемирном потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе
евреев в Палестину и т.д. После грехопадения /4дама Бог заключает союз с
еврейским народом, который в силу этого становится "богоизбранным". В
Ветхом Завете излагаются нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним
из центральных моментов иудаизма была идея спасения как результата следования
божьей воле и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен
построить на земле царство божье.
Индуизм - одна из наиболее
распространенных форм религии" которая возникает в- 1-м тысячелетии н.э.
как результат соперничества между брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом
и джайнизмом. ЛкаЛиизм представляет собой религии", которая возникла в
этот же период и в основе ценностей которой лежит идея о мире как воплощении
зла. Поэтому человек должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться
от бренности земного существования. Локализуется в пределах Индии.
В брахманизме
центральной идеей является идее* перевоплощения и переселения души человека в
другое тело. Главными богами признаются Вишну и Шива. Этическая идея данной
религии заключалась в том, что поступки, совершаемые людьми в настоящей жизни,
повлияют и на дальнейшие перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм
постепенно перерождается в религию индуизма. Боги индуизма имеют земное
воплощение, а наиболее известным среди них является Кришна. Это одна из самых
распространенных религий Индии, а последователи Кришны, кришнаиты, имеются во
всех уголках современного мира.
В Древнем Китае
наиболее распространенными религиями были даосизм и конфуцианство. Конфуцианство
по многим признакам может считаться религией, хотя по этому поводу существуют
споры" Некоторые исследователи считают Конфуция только философом. Однако
сам факт того, что он исполнял религиозные обряды, был обожествлен и в честь
него император Китая совершал обряды, позволяет считать конфуцианство формой
национальной религии. Особенность данной религии заключалась в отсутствии касты
жрецов и исполнении религиозных обрядов правительственными чиновниками. Причем
государственная система поддерживала это таким образом, что будущий чиновник,
для того чтобы сдать государственный экзамен на занятие государственной
должности <а это было единственным средством ее получения), должен был в
совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим культом в этой
религии был культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой
- сыновья почтительность, характеризующая китайскую культуру и до наших дней.
Даосизм представляет собой более
традиционную форму религии, со своими храмами и книгами, с иерархической
прослойкой жрецов. Это была магическая форма религии, в том смыслит что
магические действия и заклинания составляли ее основу. Ннрошию религии
представляют собой более высокий этап в развитии религиозного сознания, когда
религия приобретает наднациональный характер и в ее рамках могут быть смешаны
представители разных народов, разных культур и языков, находящиеся
географически и культурно очень далеко друг от друга. То есть в качестве
основного связующего звена в них выступает вера и единоверцы представляют собой
единое целое, в котором нет "ни эллина, ни иудея".
Древнейшей
мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э. Число исповедующих
данную религию сегодн" составляет несколько сот миллионов. По древнейшим
преданиям основателем данной религии является индийский принц Сиддхартха
Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный,
просветленный). Основой буддизма является нравственное учение" с помощью
которого человек становится совершенным. Первоначально моральные заповеди
буддизма строятся в негативной форме (что характерно для ранних религий) и
носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для
стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так,
запрещение убийства распространяется вообще на все живое, запрет на брачные
измены доходит до требования полного целомудрия и т.д.". Следуя учению
Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога),
погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только
на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь
спасения.
Буддизм разделяется на два течения:
1. Теравада (малая колесница) - более жесткий вариант буддизма, основанный на
строжайшем соблюдении запретов. Здесь нет понятия бога как существа. 2. Махаяна
(большая колесница) - классический вариант мировой религии, со свойственными ей
атрибутами. Если первая разновидность доступна лишь немногим, избранным, то
вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности есть бог, в нем
существует также культ множества будд.
В Тибете буддизм
развивается как тантризм, в котором выделяется верховное существо Лдибудда и
все будды подразделяются на три категории: человеческие, созерцательные и
бесформенные. Здесь особое значение придается магии и заклинаниям, посредством
которых можно "сократить" путь к нирване.
Христианство
- самая
распространенная на сегодняшний день религия, ее приверженцами являются более
миллиарда человек, то есть примерно 20"/. населения земного шара-* . В
центре христианского вероучения -богочеловек Иисус Христос, проповедовавший
своим последователям развернутое вероучение. Основной книгой является Библия с
включением в нее Нового Завете, излагающего жизнь и страдания Христа, его
проповеди и деяния, сказания о Деяниях святых апостолов и их послания, а также
Откровение святого Иоанна Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда,
который ожидает человечество.
Возникает
христианство в Римской империи в период ее кризиса и гибели, что являлось
благодатной почвой для апокалипсических настроений. Из большого числа сект и
течений сложилась единая христианская церковь, постепенно отошедшая от простоты
раннего христианства и создавшая культ, сопровождаемый сложной системой
обрядов. Самые важные культовые обряды - это крещение и причащение. Во время
причащения вкушается хлеб и вино как символы плоти и крови Христа. Крещение
символизирует снятие первородного греха с человека.
Распад Римской
империи привел к распадению христианской церкви на западную и восточную. На
Западе церковь базировалась на огромном авторитете римского папы, стремившегося
к автономии от государственной власти и фактически создавшего собственную
систему государственности. На Востоке, где имперские структур* * были
устойчивее, главы церкви - патриархи, не имели полной свободы от светской
власти.
Усиление власти
папы римского и попытки распространения ее на весь мир привели к
расколу, который был оформлен в 1054 г. В основе лежали следующие доктринальные
расхождения : - догмат об' исхождении святого духа. В римско-католиче-ской
церкви признается исхождение духа от бога-отца и бога-сына; в
греко-православной - только от бога-отца; - отказ восточной церкви от практики
• индульгенций - платного освобождения человека от совершенных им грехов; -
католическое учение о чистилище, в который попадают умершие христиане, могущие
затем попасть в рай, в том числе благодаря молитвам, возносимым за них на
земле; -учение о непорочном зачатии девы Марии в католичестве и обеты безбрачия
для священников; - догмат о непогрешимости папы в делах веры.
Кроме того
существовали обрядовые отличия в процедуре крещения, употребление латинского
языка в службе и т.д. В XVI в. в результате мощного движения Реформации (Лютер,
Кальвин) происходит раскол католицизма, и возникает такая разновидность
христианства, как протестантизм. Эта религия придает меньшее значение обрядам,
акцентирует внимание на внутриличност-ных аспектах духовного общения с Богом,
предоставляя верующим большую свободу в трактовке Библии.
Ислам , как третья мировая религия, возник в
VII в., и его основателем является Мухаммед. Исповедуют эту религию
арабоязычные народы, а также жители Северной Африки и большей части /1зии.|
Основной книгой ислама является Коран, который представляет собой собранные
записи изречений и поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на
абсолютной вере в Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед.
Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их.
Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней, уплатой
налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в жизни
паломничества в Мекку.
Таким образом,
религия представляет собой один из основных вариантов существования системы
нравственных норм. В ней формулируются абсолютно истинные нравственные
заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С одной стороны, это вроде
бы ущемление свободы человека, признание его "тварью божьей",
абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны, религия есть
консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий взаимоотношения между
людьми, что особо важно для обществ, в которых человек воспринимает свою
свободу как вседозволенность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56
|