3.Специфичность
древнекитайской философской мысли обусловлена также употреблением в письменной
речи образно-символических знаков - иероглифов. Пиктографическое (от лат.
пиктус - нарисованный и греч. графо - пишу; рисуночное) письмо вырабатывало
эстетико-филологическое отношение к тексту. Это неизбежно сказалось на содержательных
особенностях представлений о мире и человеке, на культуре мышления
древнекитайских философов вообще.
4.Отсутствие
понятийного аппарата, абстрактных спекуляций натуралистического и
мировоззренческого порядка. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость логики.
5.Внутренне
китайская философия необычайно стабильна. Основой такой стабильности было
постоянное подчеркивание исключительности китайского способа мышления. Следствием
его явилось постепенное появление и закрепление чувства превосходства
китайского национального умозрения, его нетерпимости ко всем другим философским
взглядам.
Прекрасной иллюстрацией к
сказанному могут послужить философские воззрения названных выше древнекитайских
школ.
КОНФУЦИАНСТВО. Основатель шкалы Конфуций (кит. - Кун
Цю, латинизированная версия имени Кун Фу-цзы-учитель Кун; 551-479 гг. до н.э.).
Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за многовековую
историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами. Известно, что сначала
он был низшим чиновником в государстве Лу, потом ряд лет. странствовал по
Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно своим ученикам. Основным
достоверным источником для исследования его воззрений являются сохранившиеся
записи изречений Конфуция и его учеников в книге "Беседы и суждения"
(Лунь юй).
Исходной для Конфуция можно считать концепцию
"неба" и "небесного веления" (приказа, т.е. судьбы).
"Небо" - это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая
природу и человека ("Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность
зависят от неба"). Человек, наделенный небом определенными этическими
качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать
их при помощи обучения. Цель совершенствования - достижение уровня
"благородного мужа" (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и
справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим.
Центральное место в учении Конфуция занимает концепция
жэнь (человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе
и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих
человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам
хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.
Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал
принцип справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как
велит его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с
соблюдением порядка и человечность, ибо "благородный муж разбирается в
том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что
выгодно". Таков путь (дао) всех образованных, которые обладают
нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление
обществом.
Эти этические принципы лежат в основе политических
взглядов Конфуция. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение
обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья
("Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец -
отцом, а сын - сыном").
Главный метод управления народом - сила примера и убеждения.
"Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым,
алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных
Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао),
учил он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".
После смерти Конфуция его учение распалось на восемь
школ, важное значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы
(372-289 гг. до н.э.) и материалистическая - Сюнь-цзы 298-238 гг. до н.э.).
Согласно учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет
мудрый правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить
его как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества:
сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта
человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.
Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие
(ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и
являются основой развитой Мэн-цзы концепции "гуманного управления"
(жэнь чжэн) государством, в которой главная роль отводилась народу
("Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и
зерна, а государь занимает последнее место"). Если же государь игнорирует
принцип человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией
(ба), народ имеет право его свергнуть.
В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса
о соотношении идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и
материального (ци) начал в природе человека, причем первенствующую роль он
отводил воле (чжи).
Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или
материальной силы, обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и
развивается в согласии с естественными познаваемыми закономерностями. Небо -
активный естественный элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот,
может быть подчинено им и использовано в интересах людей. От человека как
части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и
болезнь, порядок и смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы).
Он рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы.
Необходимо воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона
(Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда
у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через
учение, длящееся всю жизнь.
Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал
справедливые приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к
ученым, почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей,
а мерилом правления - справедливость и мир.
ДАОСИЗМ. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных
течений китайской философии. Легендарный основатель - Лао-цзы (бит., букв. -
старый учитель; собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э.). Ему приписывается
составление книги "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). В
даосизме, в отличие от других школ, на первом плане находятся онтологические
проблемы. Дао - естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех
вещей и одновременно их материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя
охватить ни умом, ни чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу,
небо - земле, земля - человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип,
благодаря которому дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.
Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей
(букв. - недеяние, бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев.
У-вей означало подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие
всякого действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью.
Цель поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать;
победоносное бездействие, остальное - суета.
Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом,
для воцарения его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший
правитель тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и
тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь
факт его существования. Общественный идеал даосов - патриархальная,
непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять;
отсутствие внешних контактов, мир с соседями.
МОИЗМ. Школа получила название по имени основателя Мо
Ди (Мо цзы; V в. до н.э.) и была четко построенной военизированной
организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея
философии моизма - "всеобщая любовь", т.е. отвлеченная любовь всех
ко всем, в отличие от конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к
родственникам. Отсутствие всеобщей любви - причина беспорядков, а "отдельная"
любовь - "взаимной ненависти". Моисты отрицали также конфуцианское
учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными
действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг
другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед
незнатным. Мо-цзы решительно осуждал "агрессивные войны", объявив их
величайшим и жесточайшим преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, -
народ, который правители должны любить. Признанием существования "духов и
привидений" (наказывают зло и вознаграждают добро), "воли неба"
(ориентир поведения людей) Мо-цзы ввел в свое учение религиозную струю.
ЛЕГИЗМ (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е
название легизма) возникла и оформилась в VI-III вв. до н.э. Активно
участвовали в разработке учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.
Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством,
вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства,
расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если
конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм
исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю
необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими.
Основной метод воздействия - награды и наказания, причем вторые должны
превалировать над первыми. Укреплять государство следует за счет развития
земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, и
оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотического государства,
в котором все равны перед законом, за исключением самого правителя -
единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в
формировании императорско-бюрократической системы управления. Основные его
идеи: государственное регулирование экономических процессов в стране;
систематическое обновление государственного аппарата путем назначения
чиновников (вместо традиционного принципа наследования должностей); введение
единого принципа присвоения рангов знатности, должностей, привилегий и жалований
за службу в армии и военные заслуги; равные возможности при выдвижении на
административные посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация
(от лат. унус - один и фацио - делаю; приведение к единообразию) мышления
чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор над
деятельностью работников госаппарата.
В эпоху Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.) конфуцианство
ассимилировало (от лат. ассимиляцио - уподобление, слияние, усвоение) идеи
легизма, стало официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование
как самостоятельное учение.
4. Особенности и характерные черты античной философии.
Античная (от .лат. антиквитас - древность, старина) философия
древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до
начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую
философскую школу - Платоновскую Академию. Античная философия, таким образом,
жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных периода:
I.
VII-V вв. до н.э. - досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),
II.
2-я пол. V - конец IV вв. до н.э. - классический период (Сократ, Платон,
Аристотель и др.);
III. Конец IV-II вв. до н.э. - эллинистический период (Эпикур и др.),
IV.
I в. до н.э. - VI в. н.э. - римская философия.
Античная философия возникла и развивалась во время зарождения
и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и
обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом.
Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего
математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не
выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире
и человеке объединялось в философии. По сути это был синоним зарождающейся
науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до
времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. Не
случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.
В лекции внимание сфокусируем на некоторых основных
проблемах древнегреческой философии. В ней, как и в любой другой, в том числе и
современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия
Демокрита) и идеализм (линия Платона).
материализм древнегреческой философии
Его выдающимся представителем был прежде всего
Гераклит (около 544-483 гг. до н.э.), вошедший в историю как Эфесский, по
названию города, в котором он родился. Нрава он был строптивого, замкнутого и
раздражительного. Принимать участия в общественной жизни не желал:
"Просьбе сограждан дать городу законы он отказал, - гласит один античный
источник, - т.к. город, по его мнению, уже впал в произвол дурного устройства".
Он написал книгу "О природе". В ней множество афоризмов в туманном
стиле, напоминающих сентенции оракулов, которые обычно общались только с теми,
с кем желали, и держались подальше от толпы. Таким способом он стремился
избежать презрения и насмешек тех, кто, считая вещи внешне простыми, полагал,
что понимает их, в действительности ничего не понимая. За это он и был прозван
Гераклитом Темным.
Основной вопрос философии - отношение мышления к бытию
- Гераклит решал материалистически, признавая за материей ее первичность по
отношению к духовному. В основе всего существующего, считал он, лежит
материальное первоначало - огонь, который, переходя из одного состояния в
другое, находится в вечном движении и изменении. Благодаря борьбе образующих
его противоположностей огонь служит основой развития всего мира. Огонь
Гераклита - связующее звено между противоположностями (стихиями). Как образ
единства противоположностей он приводит, в частности, тетиву лука, объединяющую
его противоположные концы.
Материалисты древнегреческой философии доказывали, что
возникновение и развитие окружающего нас мира - это естественный, а не
сверхъестественный процесс. Они в то далекое время отвергали разного рода
мистические подходы к проблеме происхождения материального мира. В этом
состоит их историческая заслуга.
Гераклит высказал воистину гениальные идеи изменчивости
материального мира. Изменчивость космоса, раздвоение его, противоречивость мира
- все это составляет начало диалектики. Все, согласно взглядам Гераклита,
причинило обусловлено, подчинено логосу, т.е. закономерно.
Исключительна значимость учения Гераклита о развитии.
Утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости явлений - его великая
догадка в диалектическом мышлении. "Все движется", "все
течет", ничто не остается неподвижным и постоянным, все без исключения
изменяется и превращается. В двух его известных фрагментах читаем: "Нельзя
войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том
же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все
рассеивается и собирается, приходит и уходит"; "Мы входим и не
входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56
|