рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

p> Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ.

Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде, центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров.
Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии научной.

Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека.
Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире, расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека.

ПервоАдам (( Новый Адам (( возрождение через Христа (( Творец.

Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.

Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой
Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек - посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества
- раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца.
Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой свободе.

Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ.

Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления.
Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца.

В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека, создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие.

Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по- видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни, по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку.

Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.

Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ.

Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму), по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление.
Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму.
Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва
- достижение иной жизни.

Искусство - теургия.

Философия - теософия.

Общественность - теократия.

Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и новую землю.

Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ.

Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу, личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в
Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества.

Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое бытие.

Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо.
Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее бытие расколото и раздвоено.

Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ.

Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна.
Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения.
Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы
Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель).

Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.

Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.

Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир” должен быть побеждён творчески.

Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в миру.

Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.

Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения.
Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и макрокосма. Половые категории - не только антропологические.

Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый
Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.

Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.
Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из рода.

Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.

Обыденное христианство:
- подзаконные семьи
- аскетизм
- разврат

Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви вместо любви к лицу.

Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный источник творчества, путь выявления красоты в мире.

Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.

Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема, переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное.
Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века
(кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна
Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм.
Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи.
Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия - искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее.
Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту.
Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.

Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.

Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.

Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм.
Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция - только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой кризис серединно-канонической культуры. Творчество нового обучения предполагает антропологическое откровение богочеловечества - христологию человека. Последняя антропологическая тайна не в послушании, а в творчестве. Царство Божие, а не царство кесаря.

Аристократия - властвование внутреннего человека, избранных и великих.
Христианство породило иерархию и аристократию. Следует создать аристократию жертвенного служения. Свобода должна быть содержательной. Воинственный дух наименее буржуазен. XIX и XX века - торжество ложной механической цивилизации. Человек стал рабом технических сил. Проблема творчества космической общественности. Отечественная революция не ведёт к Новому
Граду. Новая общественность сотворится из элементов “мира”, она сотворится в мирском смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой эволюции, из Духа, а не из мира.

Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ.

Мистика раскрывает внутренний мир человека. Христианство петра бытовое, христианство Иоанна творческое. Индийская мистика, неоплатонизм,
М.Эрнхард - растворение человека. Семиотическая Каббала, Я.Бёме,
Вл.Соловьёв - сам человек. Мистика духовна, магия же почти материальна.

Глава XIV. ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ.
ТВОРЧЕСТВО И ОРИГИНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Божество глубже Бога (Отца, Сына, Святого Духа). Мир проходит три эпохи божественного откровения:

1.Откровение закона (Отец);

2.Откровение искупления (Сын);

3.Откровение творчества (Святой Дух).

Все три эпохи сосуществуют. Творчество антагонистично: совершенство человека и совершенство культуры. Культура по глубочайшей своей сущности и религиозному смыслу - вечная неудача.

Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична.
У нас родство с латинской расой, а не с германской. В последней тайне своей сущности творчество церковно. В религиозном творчестве творится мировое человеческое тело.

Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное движение в “розе мировой жизни”.

Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину
Богданову).”

3 письма. 1-ое, 2-ое - 1908 г. “Голос социал-демократа”, 3-е - 1910 г. все три письма в сборнике “От обороны к наступлению”.
Письмо первое: Вы мне не товарищ. Мы представители двух прямопротивоположных миросозерцаний. Богданов (далее в тексте конспекта -
Б.) - эмпириомонист. Б. - вне пределов марксизма, т. к. все здание этого учения покоится на диалектическом материализме. Отвергая точку зрения
Энгельса, Б. отвергает точку зрения Маркса. Плеханов (далее в тексте конспекта - П.) не против свободы теоретического исследования, но и за свободу группировки людей согласно их взглядам. Тактика Б. после 2-ой книги
“Эмпириомонизма” (далее в тексте конспекта - Э.) - валить с больной головы на здоровую. Б. - монах, который в постный день съел курицу, окрестив ее рыбой. Б. идеалистический Э. окрестил философским учением Маркса-Энгельса, а П. показал как критика марксизма (3-я книга “Э”.). Б. может назвать свой идеализм марксизмом, но от этого он не сделается материалистом-диалектиком.
Б. начал с отражения диалектического материализма, а кончил очевидными и даже неумеренными симпатиями к “умеренно-социалистическим симпатиям”.
Вывод: Б. не заметил необходимой связи между материализмом и социализмом.
(Буржуазия боится материализма).
Нравственный солипсизм - вот те два слова. которыми лучше всего характеризуется настроение наиболее типичных представителей современной буржуазии. На почве подобного настроения возникают системы, которые не признают ничего, кроме субъективных “переживаний” и котрые непременно приходили бы к теоретическому солипсизму, если бы их не спасала от него нелогичность их основателей.
Б. в своем качестве защитника философии Маха не должен выдавать себя за последователя Маркса & Энгельса. Мах опирается на Юма, по Энгельсу, Юм - шаг назад, попятное движение. Б. нападая на П., по сути дела критикует
Маркса & Энгельса.
Письмо второе: распадается на две части.
1) Ответ на критические возражения Б. в адрес П.
2) Рассмотрение основ философии Маха.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.