рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

p> Социальная философия Т. Гоббса.

Томас Гоббс (1588 - 1679). Исходные основания социальной философии Гобсса - индивидуалистичны, но выводы, к которым он приходит, напротив, подчиняют индивидуальность воле суверенного правителя и государству как
“искусственному телу”. В отличие от большинства защитников деспотического правительства Гоббс считает, что все люди равны от природы. Но в естественном состоянии, до того, как появляется какая-либо власть, каждый человек не только хочет сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими. Оба эти желания диктуются инстинктом самосохранения
(а по Гоббсу, все тела, - то есть единственное, что существует реально, - имеют тенденцию к самосохранению). Естественный эгоизм. Из противоречий этих желаний возникает война всех против всех, что делает жизнь
“беспросветной, звериной и временной”. В естественном состоянии нет собственности, нет справедливости или несправедливости, есть только война, а “сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями”.
Ради того, чтобы сохранить себя, люди решают подчинить себя центральной власти, так, что общество и государство образуются как наиболее удобная и надежная возможность сохранить свое существование ряду лиц, чье существование постоянно подвергается опасности в войне всех против всех.
Такое образование Гоббс мыслит как результат общественного договора.
Предполагается, что люди собрались и согласились выбрать правителя, который будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне.
Люди обуздали себя ради самосохранения, несмотря на то, что такое обуздание противоречит любви к свободе для себя и господству над другими.
Гоббс рассматривает также вопрос о том, почему не возможно сотрудничество, подобное тому, которое есть у муравьев и пчел. Пчелы, находясь в одном и том же улье, не конкурируют между собой, у них нет желания достичь почета, и они не используют разум для того, чтобы критиковать правителя. Их соглашение естественно, тогда как соглашения людей могут быть только искусственными, договорными. Договор должен даровать власть одному человеку или собранию лиц, так как иначе он не сможет принуждать к повиновению.
“Соглашения без содействия меча суть лишь слова.” Договор происходит не между гражданами и правящей властью (Локк, Руссо) - это договор заключенный лицами между собой о том, чтобы повиноваться правящей власти, которую избирет большинство. Избранием этой власти их полномочия заканчиваются.
Меньшинство связано так же креко повиновением государственной власти, как и большинство. Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им тот, кто правит. Гоббс отрицает права восстания, так как правитель не связан никаким договором, тогда как подданные связаны. Объединенное таким образом множество людей называется государством. Это - Левиафан, смертное божество.
Государство есть, таким образом, не что иное как искусственное тело. Гоббс предпочитает монархию остальным формам правления. Веховная власть называется сувереном. Его власть - неограничена. Однако Гоббс ограничивает в одном отношении обязанность повиноваться суверену: право самосохранения у человека - абсолютное. Таким образом, согласно Гоббсу, сопротивление правителю оправдано только в случае самозащиты, тогда как с целью помощи другому - преступно.

Философия Французского Просвещения XVIII века. (Общая характеристика, основные представители, системы, школы).

Общая характеристика: Интелеектуальная эпоха с преобладанием антропологического направления, пришедшая на смену логико-метафизическому периоду. Чисто теоретическое направление уступило место пониманию философии как мировой мудрости. Французское просвещение в общих чертах характеризует то же, что и остальные просветительские течения:
1) Интерес к человеческой субъективности.
2) Скептическое и усталое принебрежение метафизическими тонкостями.
3) Признание существования общей человеческой природы.
4) Эмпирическое наблюдение человеческой жизни.
5) Изучение возможностей и границ познания (прежде всего, научного).
6) Преимущественный интерес к философским проблемам общественной жизни.
7) Распространение философии в широких кругах общественности.
8) Слияние научного и литературного движения.
Характерно светское воззрение на жизнь, которое было выработано еще искусством, государством и естествознанием Ренесанса. Интерес к разграничению метафизических понятий отходит на задний план. Довольствуются общими метафизическими контурамми, чтобы тем внимательней заняться вопросами человеческой жизни. Полемика со спекулятивной философией.
Метафизика “здравого человеческого смысла”.
Французское Просвещение складывалось по преимуществу под влиянием идей
Локка и Ньютона. Знакомство с ними оказало сильную поддержку стремлению к освобождению умов от традиционных предрассудков. Под влиянием почерпнутого из учения Локка убеждения, что всякое познание возникает из ощущений, ньютоновское учение о тяготении перетолковывается в чисто механистическое миросозерцание. В связи с этим во Французском Просвещении быстро произошел переход от эмпиризма к сунсеализму и затем к крайнему материализму. С точки зрения механиситческого материализма преимущественно разрабатывалась и мораль: все формы удовольствия были сведены к чувственному удовольствию, всякое же человеческое стремление - к эгоистическим побуждениям, которые следует умерять воспитанием и благоразумным взвешиванием собственной выгоды. Во Франции социальная и политическая действительность настолько была противоположна идеалу, что не только изложение идей Просвещения приобретает здесь более страстный и энергичный характер, но и сами идеи получают более резкую форму, их отрицательная энергия сильнее направляется против существующего государства и церкви. Пионером Французского
Просвещения был Пьер Бейль, который направил воззрения образованного общества к религиозному скептицизму. Вольтер отстаивал и положительные стремления Просвещения. В коллективном труде энциклопедистов шаг за шагом совершился переворот от эмпиризма к сенсуализму, от деизма к атеизму, от энтузиастической к эгоистической морали. Просвещению рассудка (Кондильяк)
Руссо противопоставил со стихийной силой философию чувства и привел вместе с тем интеллектуальное развитие к революции.
Основные представители:
1. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 - 1778). Один из вождей Французского
Просвещения. Сторонник механики и физики Ньютона, признает существование бога-творца, “первого двигателя”. = деизм. Движение природы происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы; это не субстанция, а, скорее, принцип действия. Фактически отождествление бога (“великого геометра”) и природы. Критика дуализма, представления о душе как особого рода субстанции. Сознание - свойство материи, присущее только живым телам. Спсобностью мыслить наделил материю бог. Требование научного исследования природы. Источник знания - опыт. Задача науки -изучение объективной причинности. Допускал наличие конечных причин, вероятность существования “высшего разума”, “архитектора” вселенной. Антифеодальная направленность социальных взглядов. Против крепостничества, за равенство граждан перед законом, свободу слова, налоги,, пропорциональные имуществу.. Но деление общества на богатых и бедных - неизбежно. Разумное государственное устройство - конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни - симпатии к республиканской форме правления. Критиковал библейско-христианское воззрение на историю, дал набросок картины истории человечества. Ему принадлежит термин “философия истории”: прогрессивное развитие общества независимо от воли божества.
Объясняется изменением идей. Сатира на христианство и католическую церковь. Но не приемлет атеизма, так как идея карающего бога должна жить в народе.
2. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755). Деист. Критиковал теологию и церковь, но считал нужной религию для поддержания общественной нравственности.
Идея всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и общества. Против провиденциализма. Закон = “необходимое отношение, вытекающее из природы вещей”. Теория естественного права, но невозможно на этой теории построить универсальную систему общественных законов, т. к. условия существования народов различны. Разнообразие законов и форм правления. Основоположник географического направления в социологиии..
Сторонник умеренной конституционной монархии и принципа разделения властей.
3. Дени Дидро (1713 - 1784). Путь от деизма и этического идеализма до материализма в учении о природе и теории познания и атеизма. Идеи связи материи и движения. Всеощая чувствительность материи. Люди и животные - инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. Мышление не спонтанно. Знание - источник совершенствования человеческого могущества.
Руководитель “Энциклопедии”. За конституционную монархию.
4. Этьен Бонно де Кондильяк (1715 - 1780). Католический священник.
Последователь Локка в теории познания. Но отрицал наличие рефлексии.
Выводы близкие к субъективному идеализму. Ощущения вызываются внешними предметами, но ничего общего с ними не имеют. Предмет разума - не объективный мир, а совокупность ощущений.
5. Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771). Основа - сенсуализм Локка, но без идеалистических элементов. Объективно суествующая материя познается при помощи ощущений. Другое орудие познания - память = “длящееся, но ослабленное ощущение”. Мышление - только комбинирование ощущений. Большая роль общественной Среды в воспитании человеческого характера.
Необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Но определяющая роль в общественном развитии - человеческое сознание и страсть. Чувстенные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания - вот главные моменты его системы.
6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751). Основа - физика Декарта и сенсуализм Локка. Мир - проявление протяженной внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, формами которой являются неорганическое растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Процесс мышления - сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Представитель механицизма, приближавшегося к идеям эволюционизма. Главные причины исторического развития - просвещение и деятельность выдающихся личностей. Сторонник просвещенного абсолютизма. Атеист, но считал необходимым сохранения религиозной веры для народных масс.
7. Поль Анри Гольбах (1723 1789)Кртитка религии и идеалистической философии, особенно Беркли. Идеализм - химера противостоящая здравому смыслу. Возникновение религии из-за темноты, страха одних и обмана других. Материя - все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Состоит из неделимых и неизменных атомов. Свойства атомов: протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение - атрибут материи = простое перемещение тел в пространстве. Человек - часть природы и подчинен ее законам. Детерминист, но понимал причинность механически.
Сенсуалист. Против агностицизма. Сторонник конституционной монархии, иногда просвещенного абсолютизма. Считал, что “мнения правят миром”.
Незнание своей собственной природы привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертовой правительств.
8. Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Деизм. Признавал существование бесмертной души. Материя и дух - два извечно существующих начала (= дуализм).
Сенсуалист, но признавал врожденность нравственных идей. За буржуазную демократию, гражданские свободы, признавал равенство людей от рождения.
Имущественное неравенство из происхождения частной собственности.
Сторонник теории общественного договора.Но в “естественном состоянии” была не война всех против всех, а дружба и гармония. Философия чувства.
Системы и школы:
1. Деизм - признание бога в качестве безличной первопричины мира. Нередко представлял скрытую форму атеизма. (Вольтер, Руссо.)
2. Механицизм - объяснение развития природы и общества законами механической формы движения материи. Вся вселенная - замкнутая механическая система. (Ламетри).
3. Сесуализм во Французском Просвещении (кроме Кондильяка) ощущения рассматривались как отображение объективной действительность. Приближен к материализму.
4. Материализм - преобладалв механистическом виде.
Большинство Французских просветителей известны так же и как энциклопедисты, то есть составители “Энциклопедии, или Толкового соловаря наук, искусств и ремесел” (1751 - 1780). Во главе Дидро, которому помогал Д’Аламбер. В их числе были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах.

Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Руссо поставил вопрос о результатах всей человеческой истории, ее значении для нравственности и счастья индивидуумов. Бросил в лицо просветителям упрек, что накопление знаний и облагораживание жизни отвратило человека от его истинного назначения и затемнило его истинную сущность. История с искусственной организацией цивилизованного общества испортила человека. Он добр и чист по своей природе, но его развитие постепенно сделало его чуждым природе. Начало этого вырождения - возникновение собственности, имевшее своим результатом разделение труда, обособление сословийи, в конце концов, пробуждение всех дурных страстей: ум сделался, таким образом, прислужником эгоизма. По сравнению с этой противоестественностю цивилизованного варварства естественное состояние кажется потерянным раем. Но это не означало требования возвращения к безответственной первобытности. Творец одарил человека способностью к усовершенствованию, которая делает для него обязанностью и естественной необходимостью развитие природных задатков.
Если в историческом процессе это развитие направилось на ложный путь и привело к нравственному падению и несчастью, то из этого следует, что история должна начаться снова, что человек должен вернуться от своего неестественного интеллектуального высокомерия к простому естественному чувству, от стеснительных и ложных общественных условий к своей чистой, неиспорченной сущности, для того, чтобы найти надлежащий путь развития. Для этого человечество, как целое, нуждается в государственном сторе, который по принципу юридического равенства гарантировал бы индивидууму полную свободу его личного соучастия в коллективной жизни; индивидуум же нуждается в воспитании, дающим свободное развитие природным задаткам.
Наиболее отчетливо и полно социальная философия Руссо изложена в его работе
“Общественный договор” (1762). Основная поблема, которую Руссо здесь разрешает “состоит в том, как найти такую форму ассоциации, которая бы защищала иохраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше.”
Договор состоит в “полном отчуждении каждого члена вместе со всеми своими правами в пользу всего общества. Так ак, во-первых, раз каждый отдает себя целиком, то условие оказывается одинаковым для всех; а раз условие одинаково для всех, ни у кого нет интереса делать его тягостным для других.” Отчуждение должно быть без остатка. Но несмотря на то, что общественный договор дает государству абсолютную власть над всеми его членами, тем не менее человеческие существа имеют естественные права как люди. Верховная власть у Руссо не монарх или правительство, но общество в его коллективной законодательной правоспособности. Общественный договор может быть изложен в следующих словах: “Каждый из насотдает свою мощь под верховное руководство всеобщей волей, и мы вместе принимаем каждого члена как неразрывную часть целого.” Этот акт ассоциации создает нравственное и коллективное тело,, которое называется “государством”. Веховная власть не должна давать каких-либо гарантий своим подданным, так как, поскольку она образуется из индивидуумов, которые составляют ее, она не может иметь каких- либо интересов, противречащих им самим. Воля верховной власти, которая всегда права, есть “всеобщая воля”. (Различие воли всех и всеобщей воли)
Каждый гражданин, как гражданин, участвует во всеобщей воле, но может также, в качестве индивидуума, обладать индивидуальной волей, которая приходит в столкновение со всеобщей волей. Общественный договор предполагает, что всякий, кто отказывается подчиниться всеобщей воле, должен быть принужден к этому. “Это означает лишь то, что его силой заставляют быть свободным”. Нет уважения к частной собственности.
Государство - хозяин всей собственности своих членов. Всеобщая воля не есть ни воля большинства, ни воля всех. Результирующий интерес.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.