рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

p> Историческое сознание времени XIX века представлено в философии истории Гегеля. Его историческому оптимизму (шествие в истории разума, добра и справедливости, посредством его развертывания в различных необходимых стадиях) противостоит с одной стороны критика современности
Кьеркегора и позже Ницше (европейский нигилизм), а с другой - марксизм.
Эпохальное сознание окрашивается в более мрачные тона, чему служит наиболее ясным выражением «Закат Европы» О. Шпенглера. Сознание эпохи открывает человеку его собственное ничтожество, оно отделяется от всякого бытия и заменяется самим собой. Всякая подлинность теряет какие-либо основания, все становится несостоятельным, обманом и самообманом, вращением идеологий.

2. Истоки современного положения.

То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной нам истории. Орудия, огонь, язык, преодоление половой ревности и мужское сотоварищество при создании постоянного общества подняли человека над миром животных. Известные нам 6000 лет лишь небольшой этап его истории, в ходе кот. он развился в множество типов, из кот. именно человек западного мира, завоевавший земной шар, имеет историческое значение, основанное на 3 факторах:

1) становление рациональности и рационализация всех сфер человеческой деятельности; 2) Субъективность события - конституирование человека как личности; 3) в отличие от восточного неприятия мира, западное человечество воспринимает мир как фактическую действительность. Самобытие и рациональность становятся для него источниками познания мира и господства над ним.

Эти три принципа в полной мере реализовались лишь в последних столетиях. XIX век - век технического освоения мира и его европеизации.
Принципы западного человека исключали развития истории как простого повторения по кругу, т.к. каждое открытие полагало новые возможности. Все в человеческом бытии оказывается втянуто в становление, предвидеть результаты кот. оказывается невозможно. Человек теряет устойчивые основания собств. существования. Налицо разрыв с предыдущей историей: происходит тотальное разбожествление мира, кот. является не неверием отдельных людей, а общим результатом духовного развития западного человека, ведущего на самом деле к ничто. Техническое развитие мира становится основой человеческого существования и ставит перед ним новые условия, кот. не знало никакое другое время.

3. Ситуация вообще.

Ситуации бывают: а) бессознательные - те, кот. оказывают воздействие, не будучи осознаваемыми и, являясь т.о. формами детерминации; б) рассматривающиеся как наличные для сознающей самое себя воли, кот. может их принять, использовать и изменить. Она улавливает все поле возможного для нее действия и его границ, что делает т.о. возможным для нее свободный выбор.

Увидеть ситуации - значит начать господствовать над ней. Раскрыть духовную ситуацию - раскрыть в себе и для себя ее определенность и определится в своем собственном бытии относительно нее.

Какие ситуации имеются в виду? 1. Бытие человека определяется социальными, экономическими и политическими ситуациями, от реальности кот. зависит все остальное, хотя не исчерпывает его. 2. Существования человека как сознания находится в сфере познаваемого, в ситуации знания, по возможности ясной для человека. 3. Бытие человека определяется другими людьми и возможностями веры.

Эти три фактора - условия фактического существования, возможная ясность знания, апеллирующее самобытие в своей вере и ситуация коммуникации
- определяют общую духовную ситуацию.

Однако общая социальная ситуация не является решающей, т.к. она не объединяет, а разделяет. Решающим является возможность самобытия, кот. состоит в недоступной определению задаче узнать посредством овладения судьбой свою историческую связность. Того же единства не наблюдается не в сфере знания, ни в сфере коммуникации. Т.о. единой ситуации для людей одного времени не существует. Решение этой проблемы - возможности познать ситуации исходя только из целого, кот. не дано, т.к. любая частная перспектива недостаточна (соц., психолог. и т.д. анализ) - возможно через установление отношения к бытию как ориентирующемуся самобытию, кот. направлено на сознательное постижение собственного становления в его особой ситуации. Это мышление, кот. не знает, что есть, но ищет посредством знания, что может быть.

Массовый порядок и обеспечение существования.

В настоящее время человеческое существование рассматривается как массовое обеспечение посредством рационального производства на основе технических открытий, для кот. неизбежным становится действующий в ходе необходимого экономического развития аппарат. Для духовного осознания ситуации решающим является прояснение вопроса, следует ли считать эти силы и то, что они создают, единственной господствующей над всем действительностью человека.

Массовое существование и его условия. 1800г.- население Земли ок. 850 млн., а сегодня 1800млн. Этот прирост населения стал возможным благодаря развитию техники (рационализации и механизации деятельности), кот. создало новый базис производства, организации предприятий, методическое изучение производительности труда, транспорт и систему сообщений, упорядочение жизни посредством формального права и полиции. Массы населения не могут жить без огромного аппарата, в работе кот. участвуют в качестве колесиков, ради обеспечения своего существования. Это - действие принципа установления целерационального порядка в обеспечении существования.

Сознание и век техники. Из-за развития техники возникает уверенность в обеспеченности жизни всем необходимым, но удовольствие от этого уменьшается, т.к. удовлетворение осознается как само собой разумеющееся.
Поэтому все связанное с удовлетворением просто потребности становится безразличным, а существенным - только тогда, когда его нет. Пропорционально росту масштаба обеспечения жизни увеличивается ощущение недостатка и угрозы опасности.

Во-вторых, преодоление техникой пространства и времени, где все предстает одинаково близким и далеким, предоставляя возможность соприкоснуться всем со всеми, убивает всякую тайну и возможность удивления.
Внутренней позицией человека становится деловитость, мерой кот. является успех его деятельности. Объективируясь в деятельности, индивид распадается на функции и живет как сознание социального бытия. Он мыслит свое бытие только как «мы». Он растворяется в публичности. В разложении на функции существование теряет свою историческую особенность вплоть до нивелирования возрастных различий - стремление быть молодым. Публичность как способ существования человека требует унификации всех сторон жизнедеятельности
(поведения, моды, общения и т.д.).

Господство аппарата. Превращая людей в функции, аппарат обеспечения существования изымает их из субстанциального содержания жизни. Мерой человека является средняя производительность, для кот. индивид как таковой безразличен. Мир попадает под власть посредственности, людей без судьбы, без различий и подлинной человеческой сущности. Руководство аппаратом осуществляется бюрократией, кот. сама есть аппарат, образованный людьми, ставшими аппаратом. Продвижение в аппарате возможно лишь ценной потери своей сущности.

Господство массы. Масса и аппарат связаны друг с другом. Масса не как толпа (что существовала всегда), а как публика, не разграниченная в своей принадлежности к различным слоям общества - необходимый продукт нашего этапа исторического развития. Масса как совокупность людей, расставленных внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее значение имела воля и свойства большинства, является постоянно действующей силой нашего мира, кот. в публике и массах в качестве толпы принимает облик преходящего явления. Свойство публике состоит в призрачном представлении о своем значении как большого числа людей. Ее характеризует «общественное мнение», кот. не является мнением никакого отдельно взятого человека, хотя и принимается теми или иными группами в качестве собственного. Для расчлененной в аппарате массы главное значение имеет фикция единства.
Человек обретает себя не в отличии, а в уподоблении. Условием жизни становится выполнение функции, так или иначе служащей массам. Расчлененная в аппарате масса бездуховна и бесчеловечна, она - наличное бытие без существования, суеверие без веры. Любое духовное движение может реализоваться только как обеспечивающее некую потребность массы. Все остальное отбрасывается как далекое от жизни. Для воздействия на массу необходима реклама. Она является формой ее самосознания, кот. должно принимать любое духовное движение.

Границы порядка существования.

Тем не менее, техника, аппарат и массовое существование не исчерпывают бытие человека. Они наталкиваются на несводимую специфичность самого этого бытия, кот. указывает на границы порядка существования, кот. необходимо осмыслить, дабы увидеть лежащее за их пределами. Это делает невозможной его абсолютизация, кот. являясь необходимой идеологией масс порождает современную софистику, призванную так или иначе ее утвердить. С другой стороны, сознаваемая невозможность тотального упорядочивания существования порождает сознания кризиса, являющее выражением того, что все в опасности и не более ничего радикально упорядоченного.

1. Современная софистика.

Язык маскировки и возмущения - вызван невозможностью для упорядоченного существования сделать себя полностью для себя прозрачным, грозя потерей постулируемой им универсальности. Язык маскировки - представление об «общем благе», мотивирующем насилие и т.д., маскируя то, что ставит наличный порядок под сомнение. Противоположный метод - язык возмущения. Вместо апелляции к общему, он выделяет и изолирует частное, обращаясь к высшему ради одного - оправдать возмущение. Она является маскировкой беспомощности, с кот. сталкивается массовый человек, входя в область своего существования, не контролируемую массовым порядком.

Массовый характер существования порождает нежелание принимать решения, формой существования кот. является компромисс как форма справедливости.
Бегство от ответственности, разрушающее самобытие человека. Дух выступает как средство.

2. Невозможность постоянного порядка существования.

Для правильной организации существования необходим постоянный порядок.
Но это невозможно, т.к. технический аппарат, как таковой, никогда не может стать завершенным, поскольку помимо непредвиденных природных бедствий, сама техника становится в своей полноте непредсказуемой стихией, порождающей технические катастрофы. С другой стороны, сам человек, осуществляющийся ныне лишь в установлении массового порядка существования, вынужден постоянно выходить на границы этого порядка и постоянно их раздвигать. Но тем самым он выходит из этого порядка и становится тем, кто в этот порядок не входит и осуществляется в своей инаковости в качестве самого себя.
Именно в пограничных ситуациях возникает духовная ситуация человека, где он пребывает и вынужден пребывать в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии.

3. Универсальный порядок существования и мир существования человека.

Граница порядка существования дана сегодня в специфически современном противоречии: массовый порядок создает универсальный аппарат существования, кот. разрушает мир специфически человеческого существования.

Человек присваивает свое существовании в предзаданном ему мире семьи, коммуникации и др. формах общности. Технический порядок существования для обеспечения масс сперва поддерживал эти локальные миры, снабжая их товарами, но вовлекая человека в обеспечение своего собственного существования, он ставит это частное существование себе на службу и, в силу своего тотального проникновения во все сферы жизнедеятельности, лишает его какой-либо субстанциальности. Человек отчуждается от своего собственного существа. Но нивелируя человека до состояния функции, это порядок направляет его против его собственного бытия, кот. не может реализоваться в безразличии всеобщего и индивид, кот. чтобы быть должен установить отношение со своим собственным бытием, оказывается сразу в состоянии между собственным бытием и подлинным самобытием. Исходя из этой напряженности, стремясь выйти к области своего собственного бытия, человек подвергает опасности существующий порядок. Этот порядок, пытается присвоить себе ставящие его под угрозу силы, вводя в рассмотрение категорию иррационального и стремясь рационально удовлетворить попадающие под нее потребности. Однако, подчиняя это стремление человека своему порядку, он лишает человека возможности узнать в предлагаемых ему объектах объекты своего собственного желания, а с другой стороны - кроме как в сфере упорядоченного существования он их найти не может. Т.о. порядок существования, стремясь подчинить его индивидуальность, оказывается всегда под угрозой, но и человек, пытаясь реализовать себя в этом порядке или против него (что так же принадлежит порядку), остается тем не менее отчужденным от собственного самобытия, не будучи в его границах способным присвоить его. Т.о. напряжение между универсальным аппаратом существования и действительном миром человека не может быть снято.

Поэтому границы порядка существования обнаруживаются там, где человек станет ощутимым как таковой. Символ человеческого мира - жизнь в доме, его ощущение опасности - страх перед жизнью, то, как он совершает свою работу и чувствует себя - радость от труда, то, как он ощущает действительность - в спорте. Но то, что он может погибнуть, становится очевидным в возможности отсутствия вождей.

Жизнь в доме возникает из любви как совместная жизнь семьи и связывает индивида в безусловной верности с другими членами семьи. Именно здесь присутствует служащая основой всему остальному человечность. Именно этот мир стоит перед угрозой разрушения абсолютизацией универсального порядка существования. Семейная жизнь переводимая на уровень универсального порядка, кот. стремится типифицировать ее посредством тотальной регуляции
(законодательной и др.) и тем самым препятствовать тем отклонениям, что ставят под его угрозу, лишает ее какой-либо субстанциальности. Приватная жизнь размыкается в направлении к публичности, кот. становится ее мерой.
Технизация эротики, воспитания и семейного общения как формы регламентации приватного, стремящиеся поставить на службу универсального порядка и то, что он признает за иррациональное. Но этим устраняется субстанциальность жизни индивида и его свобода, кот. служит границей универсального порядка, но без кот. тот не может существовать.

Страх перед жизнью возникает благодаря постоянному растворению человеческого существования в анонимности универсального порядка, но с другой стороны необходимостью подобного растворения как условия массового существования. Этот страх есть несоизмеримость частного существования перед безличной машиной, безразличной к нему, но посредством кот. оно только и способно реализоваться. Это осознание несоизмеримости определяет интенсификацию чувства одиночества, способствующему возникновению цинизма и жестокости, потом - страха. Этот страх - страх экзистенции за свое самобытие, кот. не могут изгнать никакие гарантии, предоставляемые порядком
(будь в виде медицинских, экономических, правовых норм). Именно абсолютизированный порядок существования создает непреодолимый страх перед жизнью.

Проблема радости труда. Минимум самобытия заключается в радости, доставляемой трудом, без кот. человек теряет всякие силы. Сохранение данного ощущения поэтому является основной проблемой технического мира.
Однако, рационализация действия, разлагающая его на ряд операций, разрушают единство работы, и человек определяется лишь той функцией, кот. сама по себе не самодостаточна и кот. он выполняет. В рациональном разделении труда сам труд оказывается отчужден от трудящего, и он не способен присвоить его в качестве собственного, что порождает безразличие к нему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.