p> Объяснение и понимание. Проблема объяснения и понимания начинается как проблема понимания
текста, с появлением первой преграды в общении - письменного языка.
Существует 4 подхода к пониманию текста: 1.семантический 2.грамматический 3.логический 4.герменевтический (узнавание истинных намерений пишущего). Первые три - объяснение, четвёртый - понимание. Понимание, в отличии от объяснения становится методом изучения наук о
культуре у Дильтея. Естественно-научный метод объяснения не может быть
распространён на изучение культуры, её нужно понимать. Против этого
выступил О.Конт: культура может быть объяснена как и любое другое явление
чел.жизни. Дильтей же различает науки о природе и науки о духе предметно и
по методу. Методологией изучения культуры должен стать метод понимания
(возможность иного мировидения, не игнорирующего индивидуальное при
составлении целостной картины). (Эту линию продолжают Хайдеггер и Гадамер,
иногда к этому напрвлению относят и Фрейда, рассматривая психоанализ как
скрытую герменевтику внутренних текстов нашего подсознания). Понимание - качественный метод постижения мира, противопоставленный
количественному методу - объяснению. Они имеют одну задачу - открыть целое,
но объяснение стремится к этому логическим путём (мир как целое, но в то же
время дискретное, в каждый момент существующее только в единственном
исполнении; целое осуществляется в дискретном), а понимание движется
переживающим, творческим путём (понимание целого через понимание его
функций. Понимание - это переживание чужих переживаний, осознание, что на
самом деле они не являются чужими. В результате воспоминания о прошлом
осуществляется самопонимание как дублирование собственных переживаний.
Объяснение годится лишь когда речь идёт о ставшем, завершённом, жизнь же
как вечное становление можно только понять. Природа понимается, поскольку в
чувственном опыте она не дана нам непосредственно, а лишь через свои
феномены, социальная же жизнь дана нам непосредственно в единстве нашего
опыта, переживания. Тейяр де Шарден «Феномен человека». 1938-1940, Пекин. Пролог. Видеть. В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем
становится и чего требует человек, если его целиком и полностью
рассматривать в рамках явлений. Существовать полнее - это всё больше
объединяться - таково резюме и итог данного произведения. Единство
возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. История
живой природы сводится к сознанию. Мы неизбежно -центр перспективы. В силу
наивности наука воображала, что она может наблюдать явления в себе такими,
какими они протекают независимо от нас. Теперь учёные начинают сознавать,
что даже самые объективные их наблюдения целиком пропитаны принятыми
исходными посылками, формами мышления, выработанного в ходе исторического
развития. Человек - центр конструирования универсума, поэтому к нему
следует сводить всю науку. Стремление разгадать смысл эволюции природы. Жизнь - результат
неизбежного процесса взлёта духа, увенчанного появлением человека. В
эволюции 2 тесно связанные параллельные формы роста: материальная и
психическая. Существуют эволюционные скачки: от неорганики к органике, от
просто орган жизни к человеку. Человек является центром построения
вселенной, к нему следует сводить всю науку. У человека 7 чувств: 1.чувство пространственной необъятности (разграничение предметов) 2.глубины (отталкивание в бесконечность событий постоянно
пополняющегося прошлого) 3.количества (оценка ужасающего множества материальных и живых
элементов) 4.пропорции (меры, масштаба, отличение крошечного от огромного) 5.качества, новизны (различие в природе абсолютных ступеней
совершенствования и роста) 6.движения (способность воспринимать неодолимое развитие среди
повторения старого) 7.органического (обнаруживать связность и структуру в череде событий). Название феномен человека выбрано не случайно: 1.Человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы
требования и методы науки. 2.Человек - самый необыкновенный и самый озаряющий факт. 3.Цель труда - увидеть, то есть развернуть однородную и цельную
перспективу нашего всеобщего опыта, показать развётрывающееся целое. В работе не следует искать конечного объяснения природы вещей, какой-
то метафизики. Я не претендую на описание этого мира реально, но лишь
таким, каким мы его должны представлять, чтобы мир был истинен для нас в
настоящий момент. Человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции. Стадии эволюции (они же главы книги): 1.ПРЕДЖИЗНЬ Ткань универсума. 3 стороны многообразия материи: множественность или атомичность, беспредельная в нисхождении; фундаментальное единство; обладание энергией как способностью к действию и связи. Материя выступавет перед нами в процессе развития. Завихрение,
поднимающееся вверх - таков облик мира. Впервые Ш натуралистически
обосновывает финализм. Способность к связи обретает прочное конечное
единство в конце своего расчленения. Материя предстаёт ликом исторически
глубокого ствола причины причин. 2 закона энергетики: 1-энергия не
прибывает и не пополняется новым видом энергии; 2-материя не способна
эволюционировать бесконечно, поскольку часть используемой энергии
безвозвратно энтропизируется, то есть теряется в форме теплоты. Внутреннее вещей. Сделует открыть в исключительном всеобщее. Сознание представляется Ш
как космическое свойство переменной величины, то есть сознание имеет
космическое распространение и как таковое окружено ореолом, продлевающим
его в пространстве и времени беспредельно. Сознание системно, оно
обнаруживается с очевидность только у человека. Атомистичность - общее
свойство, присущее внешнему и внутреннему вещей. Духовное совершенство и
материальный синтез - это две взаимосвязанные стороны одного и того же
явления. «Чтобы мыслить надо есть!!!» Фундаментальная энергия делится на две составляющие: тангенциальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми
другими элементами того же порядка (то есть той же материальной сложности и
духовного уровня); радиальную энергию, влекущую каждый элемент в направлении всё более
сложного состояния. Молодая земля. Лоскут, оторвавшийся от солнца, начал свёртываться, скручиваться,
принимать форму - так появилась земля. Существует мир кристаллизации и мир
полимеризации. Возрастание внутреннего происходит лишь благодаря двойному
совместному замыканию - замыканию молекулы в себе и замыканию планеты в
самой себе. 2.ЖИЗНЬ. Появление жизни. Ступени появления: микроорганизмы и мегамолекулы клетка (клеточная революция) Наука бесспорно представляет историю жизни на Земле. Жизнь начинается
с клетки, которая через молекулу соединяется с неорган веществом. Клеточная
эволюция имеет высшее значение в истории. Клетка - источник метаморфоз для
всех творений, возможность более гибкой и более центрированной организации
безграничного числа веществ в виде частиц самых разнообразных величин и
одновременно появление внутри нового типа сознательной деятельности. Клетка
- малость по размерам и множество по числу. Радиальная энергия резко
сосредотачивается в клетке, но даёт и побочные ходы от эволюции жизни
(напр. тупиковые ветви человекообразных обезьян). Экспансия жизни. Элементарные формы движения жизни: самовоспроизведение размножение обновление спаривание ассоциация направленное прибавление Способы действия жизни: изобилие изобретательность безразличие к индивидам Разветвления живой массы: сцепление роста распускание зрелости действие отдалённости Происходит скачок от предсознания к сознанию (ещё на низшей неразвитой
его стадии). Жизнь распространяется на Земле как одиночная пульсация, как
квант энергии. Схема: клетка -( связная совокупность клеток -( разветвление
жизни (размножение - умножение без раздробления). Мать -Земля (Деметра). Среди бесконечного числа форм, в которых развивается усложнение жизни,
дифференциация нервного вещества выделяется как знаменательная
трансформация. Она придаёт эволюции направленность и доказывает, что
эволюция имеет смысл. Так как жизнь представляет собой направленный
процесс, она может идти всё далее, только если в опред.момент испытывает
какую-то глубокую перестройку. Приматы - форма чистого и непосредственного мозгового развития. Вот
почему в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди. III.МЫСЛЬ. Возникновение мысли. Мысль появилась вдруг, сразу! Её появление произошло между двумя
индивидами, один из которых находился ещё по ту сторону мысли, другой же -
уже по эту. Но у своих истоков разум ещё мог быть мало заметен внешне. С
появлением рефлективности выявляется постоянное стремление к
индивидуализации, начинается процесс тсановления личности. «Человек входит в эволюцию бесшумно». История жизни - это история
развития сознания. Парадокс человека: почти никаких изменений в физ
строении, но великая сознательная эволюция. Сознание обрело способность
замечать себя. Развёртывание ноосферы. Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие
пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль
завоёвывает всё обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни,
развёртывает покров ноосферы. Далее долго и подробно разбирается эволюция человекообразных обезьян с
их побочными ветвями, привеншая к homo sapiens. Далее описывается переход к
земледелию и скотоводству эпохи неолита. Причина - скудость территориальных
и пищевых ресурсов побуждает человека искать более продуктивный способ
добычи средств к существованию. Также человек пробует новые формы
социального: собственность, мораль, брак и.т.п. Современная земля. Через современное существование человека развёртывается новый, более
глубокий вираж мира. Начался он с Возрождения и особенно ярко обозначился в
XVIII в. Это экономические, социальные и технические изменения прежде
всего. Лишь в середине XIX в. начал проливаться свет, выявляя необратимую
взаимосвязь всего существующего (теория эволюции). Эволюция - основное
условие, которому должны подчиняться все теории, если они хотят быть
разумными и истинными. Социальный феномен - кульминация, а не ослабление
биологического феномена. Проблема - каково будет дальнейшее развитие, какой
путь мы выберем, опитимизм или пессимизм? IV.СВЕРХЖИЗНЬ Коллективный выход. Обособление - тупик, которого необходимо избежать. Сосредоточение
путём рассредоточения с остальным далее уже невозможно. Эволюция -
возрастание сознания. Сознание - действие к единению. В настоящее время все
части человечества проникают друг в друга и сплачиваются на наших глазах.
Нужен мегасинтез: вход в сверхчеловечество открывается не для избранных лиц
и не для избранного народа, но лишь под напором всех вместе в том
направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в
духовном обновлении Земли. За пределами коллектива. Триединое свойство, которым обладает каждое сознание: 1.всё частично сосредоточивать вокруг себя 2.всё больше сосредотачиваться в себе 3.путём сосредоточения присоединяться ко всем другим центрам,
окружающим его. По структуре ноосфера представляет собой совокупность, имеющую центр.
Она должна сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовём его омегой,
который поглотит все части в себе. Точка ОМЕГА. Сознание постепенно освобождается от Земли. В т. ОМЕГА
придут через науку. Научное развитие мысли есть продолжение эволюции
человечества и представляет собой гуманизацию человечества. Человечество
есть единый организм, коллективное человеческое сознание. В Омеге
суммируется и собирается в своём совершенстве и в своей целостности большое
количество сознание, постепенно выделяемое на Земле ноогенезом. Это
сохранение и возвеличивание элементов посредством конвергенции. Омега
собирает в себе все отдельные сознания, при этом каждое сознание продолжает
осознавать себя в качестве отдельного и даже тем больше отличается от
других, чем больше приближается к Омеге. Это дифференцированное единство. К
точке Омега мы придём по причине любви и вечности жизни. Завершающий этап Земли. Человек неминуемо должен достигнуть конца, конечной цели, но это
оптимизм, а не пессимизм, не глобальная мировая катастрофа, а высшая
стадия. Средства: организация научных исследований, возведение человека в
предмет познания, соединение науки и религии. Конец света - внутренний
возврат к себе целиком всей ноосферы, достигшей крайней степени своей
сложности и сосредоточенности, это отделение сознания, достигшего
совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы иметь возможность
покоиться в боге-омеге. Знак. Смысл. Значение. Гносеологические проблемы семиотики. Семиотика, или учение о знаках (природа и типы) и знаковом процессе
(семиозисе), своим местом в современных философских и околофилософских
дискуссиях обязана во многом пресловутому "«повороту к языку". Первые же
семиотические идеи были сформулированы стоиками и Августином (в рамках
логической и отчасти риторической проблематики: импликация и гипотетическое
суждение, проблема «несобственного» смысла слова.) Впервые гносеологические
вопросы были чётко поставлены Локком (ему же принадлежит заслуга введения
термина «семиотика» в философский обиход) – наряду с «идеями» (изучаемыми
логикой в узком смысле, основная роль которых заключается в приобретении
знаний), есть ещё и «слова» (вид «меток»), функция которых состоит в
трансляции уже приобретённого знания, изучаемые «учением о знаках».
Семиотика делится на синтактику (изучение отнашений знаков между собой в
системе), семантику (изучение отношений знака к обозначаемому, денотату),
прагматика (отношение знака к его интерпретации.) Эти три уровня
исследования не исключают др. друга, но напротив, тесно переплетены. (Ч.
Моррис)
Классическое определение знака звучит так: aliquid stat pro aliquo
(приблиз., «нечто, замещающее другое нечто.») Основное содержание можно
раскрыть след. образом: природа знака реляционна, предмет (вещь, объект) не
может быть знаком самого себя (зеркальное отражение не явл. знаком), его
характеризует отношение неполной эквиваленции (даже в случае с импликацией,
дым есть знак огня только до тех пор – временная последовательность ,- пока
отсутствует огонь.)
В современной семиотике знак есть функция от отношения в системе, т.е
знаком может быть объект любой природы, чем снимается основная его
характеристика в советской традиции (Резников, Степанов, Хабаров) как
метериального предмета: это не явл. его видовым отличием. Согласно Ч. Пирсу
знаки делятся на иконические, индексальные и символы. Первые имеет некое
общее качество или свойство со своим объектом, независимо от существования/
несуществования объекта (изображение кентавра, нр). Вторые основаны на
наличие физической связи, воздействии объекта на знак (флюгер, след от
пули.) Третьи суть условные (слова.) Дополнительно выделяют ещё сигналы и
симптомы, однако их включение в классификации зависит от того, проводится
ли классификация в рамках антропосемиотики (изучающей знаковые явления в
культуре), либо в рамках общей семиотики (стремящейся разработать единый
подход к любым знаковым феноменам.)
Наиболее ясное определение знаковой ситуации (семиозиса в терминах Ч.
Пирса) дал Г. Фреге («Смысл и значение», 1892):
сам знак, его значение, смысл и представление.
Знак – событие, объект особой формы (см. выше); значение – сам предмет (для
имен собственных, иначе – обозначаемое, объем понятия); смысл – объективное
содержание, способ данности значения; представление – субъективное
постижение смысла (мысли для предложения) конкретным человеком. Этим
различением значения и смысла, с одной стороны, и представления, с другой,
Фреге обосновывал несводимость логики к психологии, чем оказал заметное
влияние и на Гуссерля.
Всё же дальнейшее развитие логической проблематики в рамках аналитической
традиции проходило под знаком перехода от «трёхуровневой» к «двухуровневой»
семантике, совершённое Расселом и ранним Витгенштейном. (например, теория
коореспондентной истины у Тарского, который использеут только знаки для
обозначения реальности и обозначения для знаков.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|