рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

p> Объяснение и понимание.

Проблема объяснения и понимания начинается как проблема понимания текста, с появлением первой преграды в общении - письменного языка.
Существует 4 подхода к пониманию текста:

1.семантический

2.грамматический

3.логический

4.герменевтический (узнавание истинных намерений пишущего).

Первые три - объяснение, четвёртый - понимание.

Понимание, в отличии от объяснения становится методом изучения наук о культуре у Дильтея. Естественно-научный метод объяснения не может быть распространён на изучение культуры, её нужно понимать. Против этого выступил О.Конт: культура может быть объяснена как и любое другое явление чел.жизни. Дильтей же различает науки о природе и науки о духе предметно и по методу. Методологией изучения культуры должен стать метод понимания
(возможность иного мировидения, не игнорирующего индивидуальное при составлении целостной картины). (Эту линию продолжают Хайдеггер и Гадамер, иногда к этому напрвлению относят и Фрейда, рассматривая психоанализ как скрытую герменевтику внутренних текстов нашего подсознания).

Понимание - качественный метод постижения мира, противопоставленный количественному методу - объяснению. Они имеют одну задачу - открыть целое, но объяснение стремится к этому логическим путём (мир как целое, но в то же время дискретное, в каждый момент существующее только в единственном исполнении; целое осуществляется в дискретном), а понимание движется переживающим, творческим путём (понимание целого через понимание его функций. Понимание - это переживание чужих переживаний, осознание, что на самом деле они не являются чужими. В результате воспоминания о прошлом осуществляется самопонимание как дублирование собственных переживаний.
Объяснение годится лишь когда речь идёт о ставшем, завершённом, жизнь же как вечное становление можно только понять. Природа понимается, поскольку в чувственном опыте она не дана нам непосредственно, а лишь через свои феномены, социальная же жизнь дана нам непосредственно в единстве нашего опыта, переживания.

Тейяр де Шарден «Феномен человека». 1938-1940, Пекин.

Пролог. Видеть.

В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем становится и чего требует человек, если его целиком и полностью рассматривать в рамках явлений. Существовать полнее - это всё больше объединяться - таково резюме и итог данного произведения. Единство возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. История живой природы сводится к сознанию. Мы неизбежно -центр перспективы. В силу наивности наука воображала, что она может наблюдать явления в себе такими, какими они протекают независимо от нас. Теперь учёные начинают сознавать, что даже самые объективные их наблюдения целиком пропитаны принятыми исходными посылками, формами мышления, выработанного в ходе исторического развития. Человек - центр конструирования универсума, поэтому к нему следует сводить всю науку.

Стремление разгадать смысл эволюции природы. Жизнь - результат неизбежного процесса взлёта духа, увенчанного появлением человека. В эволюции 2 тесно связанные параллельные формы роста: материальная и психическая. Существуют эволюционные скачки: от неорганики к органике, от просто орган жизни к человеку. Человек является центром построения вселенной, к нему следует сводить всю науку.

У человека 7 чувств:

1.чувство пространственной необъятности (разграничение предметов)

2.глубины (отталкивание в бесконечность событий постоянно пополняющегося прошлого)

3.количества (оценка ужасающего множества материальных и живых элементов)

4.пропорции (меры, масштаба, отличение крошечного от огромного)

5.качества, новизны (различие в природе абсолютных ступеней совершенствования и роста)

6.движения (способность воспринимать неодолимое развитие среди повторения старого)

7.органического (обнаруживать связность и структуру в череде событий).

Название феномен человека выбрано не случайно:

1.Человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы требования и методы науки.

2.Человек - самый необыкновенный и самый озаряющий факт.

3.Цель труда - увидеть, то есть развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта, показать развётрывающееся целое.

В работе не следует искать конечного объяснения природы вещей, какой- то метафизики. Я не претендую на описание этого мира реально, но лишь таким, каким мы его должны представлять, чтобы мир был истинен для нас в настоящий момент.

Человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции.

Стадии эволюции (они же главы книги):

1.ПРЕДЖИЗНЬ

Ткань универсума.

3 стороны многообразия материи: множественность или атомичность, беспредельная в нисхождении; фундаментальное единство; обладание энергией как способностью к действию и связи.

Материя выступавет перед нами в процессе развития. Завихрение, поднимающееся вверх - таков облик мира. Впервые Ш натуралистически обосновывает финализм. Способность к связи обретает прочное конечное единство в конце своего расчленения. Материя предстаёт ликом исторически глубокого ствола причины причин. 2 закона энергетики: 1-энергия не прибывает и не пополняется новым видом энергии; 2-материя не способна эволюционировать бесконечно, поскольку часть используемой энергии безвозвратно энтропизируется, то есть теряется в форме теплоты.

Внутреннее вещей.

Сделует открыть в исключительном всеобщее. Сознание представляется Ш как космическое свойство переменной величины, то есть сознание имеет космическое распространение и как таковое окружено ореолом, продлевающим его в пространстве и времени беспредельно. Сознание системно, оно обнаруживается с очевидность только у человека. Атомистичность - общее свойство, присущее внешнему и внутреннему вещей. Духовное совершенство и материальный синтез - это две взаимосвязанные стороны одного и того же явления. «Чтобы мыслить надо есть!!!»

Фундаментальная энергия делится на две составляющие: тангенциальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка (то есть той же материальной сложности и духовного уровня); радиальную энергию, влекущую каждый элемент в направлении всё более сложного состояния.

Молодая земля.

Лоскут, оторвавшийся от солнца, начал свёртываться, скручиваться, принимать форму - так появилась земля. Существует мир кристаллизации и мир полимеризации. Возрастание внутреннего происходит лишь благодаря двойному совместному замыканию - замыканию молекулы в себе и замыканию планеты в самой себе.

2.ЖИЗНЬ.

Появление жизни.

Ступени появления: микроорганизмы и мегамолекулы клетка (клеточная революция)

Наука бесспорно представляет историю жизни на Земле. Жизнь начинается с клетки, которая через молекулу соединяется с неорган веществом. Клеточная эволюция имеет высшее значение в истории. Клетка - источник метаморфоз для всех творений, возможность более гибкой и более центрированной организации безграничного числа веществ в виде частиц самых разнообразных величин и одновременно появление внутри нового типа сознательной деятельности. Клетка
- малость по размерам и множество по числу. Радиальная энергия резко сосредотачивается в клетке, но даёт и побочные ходы от эволюции жизни
(напр. тупиковые ветви человекообразных обезьян).

Экспансия жизни.

Элементарные формы движения жизни: самовоспроизведение размножение обновление спаривание ассоциация направленное прибавление

Способы действия жизни: изобилие изобретательность безразличие к индивидам

Разветвления живой массы: сцепление роста распускание зрелости действие отдалённости

Происходит скачок от предсознания к сознанию (ещё на низшей неразвитой его стадии). Жизнь распространяется на Земле как одиночная пульсация, как квант энергии. Схема: клетка -( связная совокупность клеток -( разветвление жизни (размножение - умножение без раздробления).

Мать -Земля (Деметра).

Среди бесконечного числа форм, в которых развивается усложнение жизни, дифференциация нервного вещества выделяется как знаменательная трансформация. Она придаёт эволюции направленность и доказывает, что эволюция имеет смысл. Так как жизнь представляет собой направленный процесс, она может идти всё далее, только если в опред.момент испытывает какую-то глубокую перестройку.

Приматы - форма чистого и непосредственного мозгового развития. Вот почему в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди.

III.МЫСЛЬ.

Возникновение мысли.

Мысль появилась вдруг, сразу! Её появление произошло между двумя индивидами, один из которых находился ещё по ту сторону мысли, другой же - уже по эту. Но у своих истоков разум ещё мог быть мало заметен внешне. С появлением рефлективности выявляется постоянное стремление к индивидуализации, начинается процесс тсановления личности.

«Человек входит в эволюцию бесшумно». История жизни - это история развития сознания. Парадокс человека: почти никаких изменений в физ строении, но великая сознательная эволюция. Сознание обрело способность замечать себя.

Развёртывание ноосферы.

Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль завоёвывает всё обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни, развёртывает покров ноосферы.

Далее долго и подробно разбирается эволюция человекообразных обезьян с их побочными ветвями, привеншая к homo sapiens. Далее описывается переход к земледелию и скотоводству эпохи неолита. Причина - скудость территориальных и пищевых ресурсов побуждает человека искать более продуктивный способ добычи средств к существованию. Также человек пробует новые формы социального: собственность, мораль, брак и.т.п.

Современная земля.

Через современное существование человека развёртывается новый, более глубокий вираж мира. Начался он с Возрождения и особенно ярко обозначился в
XVIII в. Это экономические, социальные и технические изменения прежде всего. Лишь в середине XIX в. начал проливаться свет, выявляя необратимую взаимосвязь всего существующего (теория эволюции). Эволюция - основное условие, которому должны подчиняться все теории, если они хотят быть разумными и истинными. Социальный феномен - кульминация, а не ослабление биологического феномена. Проблема - каково будет дальнейшее развитие, какой путь мы выберем, опитимизм или пессимизм?

IV.СВЕРХЖИЗНЬ

Коллективный выход.

Обособление - тупик, которого необходимо избежать. Сосредоточение путём рассредоточения с остальным далее уже невозможно. Эволюция - возрастание сознания. Сознание - действие к единению. В настоящее время все части человечества проникают друг в друга и сплачиваются на наших глазах.
Нужен мегасинтез: вход в сверхчеловечество открывается не для избранных лиц и не для избранного народа, но лишь под напором всех вместе в том направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли.

За пределами коллектива.

Триединое свойство, которым обладает каждое сознание:

1.всё частично сосредоточивать вокруг себя

2.всё больше сосредотачиваться в себе

3.путём сосредоточения присоединяться ко всем другим центрам, окружающим его.

По структуре ноосфера представляет собой совокупность, имеющую центр.
Она должна сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовём его омегой, который поглотит все части в себе.

Точка ОМЕГА. Сознание постепенно освобождается от Земли. В т. ОМЕГА придут через науку. Научное развитие мысли есть продолжение эволюции человечества и представляет собой гуманизацию человечества. Человечество есть единый организм, коллективное человеческое сознание. В Омеге суммируется и собирается в своём совершенстве и в своей целостности большое количество сознание, постепенно выделяемое на Земле ноогенезом. Это сохранение и возвеличивание элементов посредством конвергенции. Омега собирает в себе все отдельные сознания, при этом каждое сознание продолжает осознавать себя в качестве отдельного и даже тем больше отличается от других, чем больше приближается к Омеге. Это дифференцированное единство. К точке Омега мы придём по причине любви и вечности жизни.

Завершающий этап Земли.

Человек неминуемо должен достигнуть конца, конечной цели, но это оптимизм, а не пессимизм, не глобальная мировая катастрофа, а высшая стадия. Средства: организация научных исследований, возведение человека в предмет познания, соединение науки и религии. Конец света - внутренний возврат к себе целиком всей ноосферы, достигшей крайней степени своей сложности и сосредоточенности, это отделение сознания, достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы иметь возможность покоиться в боге-омеге.

Знак. Смысл. Значение. Гносеологические проблемы семиотики.

Семиотика, или учение о знаках (природа и типы) и знаковом процессе
(семиозисе), своим местом в современных философских и околофилософских дискуссиях обязана во многом пресловутому "«повороту к языку". Первые же семиотические идеи были сформулированы стоиками и Августином (в рамках логической и отчасти риторической проблематики: импликация и гипотетическое суждение, проблема «несобственного» смысла слова.) Впервые гносеологические вопросы были чётко поставлены Локком (ему же принадлежит заслуга введения термина «семиотика» в философский обиход) – наряду с «идеями» (изучаемыми логикой в узком смысле, основная роль которых заключается в приобретении знаний), есть ещё и «слова» (вид «меток»), функция которых состоит в трансляции уже приобретённого знания, изучаемые «учением о знаках».
Семиотика делится на синтактику (изучение отнашений знаков между собой в системе), семантику (изучение отношений знака к обозначаемому, денотату), прагматика (отношение знака к его интерпретации.) Эти три уровня исследования не исключают др. друга, но напротив, тесно переплетены. (Ч.
Моррис)
Классическое определение знака звучит так: aliquid stat pro aliquo
(приблиз., «нечто, замещающее другое нечто.») Основное содержание можно раскрыть след. образом: природа знака реляционна, предмет (вещь, объект) не может быть знаком самого себя (зеркальное отражение не явл. знаком), его характеризует отношение неполной эквиваленции (даже в случае с импликацией, дым есть знак огня только до тех пор – временная последовательность ,- пока отсутствует огонь.)
В современной семиотике знак есть функция от отношения в системе, т.е знаком может быть объект любой природы, чем снимается основная его характеристика в советской традиции (Резников, Степанов, Хабаров) как метериального предмета: это не явл. его видовым отличием. Согласно Ч. Пирсу знаки делятся на иконические, индексальные и символы. Первые имеет некое общее качество или свойство со своим объектом, независимо от существования/ несуществования объекта (изображение кентавра, нр). Вторые основаны на наличие физической связи, воздействии объекта на знак (флюгер, след от пули.) Третьи суть условные (слова.) Дополнительно выделяют ещё сигналы и симптомы, однако их включение в классификации зависит от того, проводится ли классификация в рамках антропосемиотики (изучающей знаковые явления в культуре), либо в рамках общей семиотики (стремящейся разработать единый подход к любым знаковым феноменам.)
Наиболее ясное определение знаковой ситуации (семиозиса в терминах Ч.
Пирса) дал Г. Фреге («Смысл и значение», 1892): сам знак, его значение, смысл и представление.
Знак – событие, объект особой формы (см. выше); значение – сам предмет (для имен собственных, иначе – обозначаемое, объем понятия); смысл – объективное содержание, способ данности значения; представление – субъективное постижение смысла (мысли для предложения) конкретным человеком. Этим различением значения и смысла, с одной стороны, и представления, с другой,
Фреге обосновывал несводимость логики к психологии, чем оказал заметное влияние и на Гуссерля.
Всё же дальнейшее развитие логической проблематики в рамках аналитической традиции проходило под знаком перехода от «трёхуровневой» к «двухуровневой» семантике, совершённое Расселом и ранним Витгенштейном. (например, теория коореспондентной истины у Тарского, который использеут только знаки для обозначения реальности и обозначения для знаков.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.