p> Пантеизм Спинозы.Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677). Истоки философии Спинозы - учение
Декарта, иудейская мистика, мистическая натурфилософия XV и XVI веков.
Согласно Спинозе существует только одна субстанция - Бог, или природа,
которую он определяет также как "причину самой себя" (causa sui), то есть
"то, сущность чего заключает в себе существование", или "то, чья природа
может быть представляема не иначе как существующею". Субстанция, согласно
Спинозе, "то, что существует само в себе и представляется само через себя".
Субстанция имеет атрибуты, то есть то, "что ум усматривает в субстанции как
сотавляющее ее сущность." Под модусами же он понимает "состояния
субстанции, то, чтосуществует в другом и представляется посредством
другого". Бесконечная субстанция имеет бесконечное множество атрибутов, но
конечный ум может усмотреть вней только два: мышление и протяжение.
Бесконечная субстанция мoжет, таким образом, быть рассмотрена и как
"природа творящая" (Natura naturans), то есть как собственно бесконечная
субстанция, и как мир отдельных вещей - модусов, то есть как "природа
творимая" (Natura naturata). Индивидуальные души и отдельные части материи
- только определения; они не являются вещами, а просто аспектами
божественного существа. В такой бесконечности не дается никакого телесного
модуса, которму не соответствовал бы духовный. Спиноза, следовательно,
таким образом разрешает проблему взаимодействия. Из бесконечности атрибутов
вытекает установленный Спинозой принцип метафизического параллелизма: "ordo
et connexio idearum idem est ac ordo et connexio rerum". (= "Порядок и
связь идей те же, что порядок и связь вещей”.) Личного бессмертия нет, но
есть безличное - все большее и большее единство с Богом. Вещи определяются
своими физическими и логическими границами - всякое определение есть
отрицание. Может быть только одно существо, которое совершенно положительно
и должно быть абсолютно безгранично. Исходя из этого Спиноза пришел к
полному и безраздельному пантеизму. Все в мире управляется абсолютной,
логической необходимостью.
Нет такой вещи как свобода влои в мире духовном или случайность в мире
физическом. Все, что случается есть проявление непостижимой пироды Бога, и
логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Человек -
это существо, в котором модусу протяженности (телу) соответствует модус
протяжения (душа). Отрицая свободу воли, вместе с тем Спиноза признавал
свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Высший вид
интеллектуального знания - интуиция ума. Высшее человеческое познание есть
не что иное, как интеллектуальная любовь Бога к самому себе. (Amor
intellctualis Dei.) Атомистическая философия античности: Левкипп, Демокрит, Эпикур,
Лукреций Кар. Левкипп, родом из Милета, основал свою школу в Абдерах, стал учителем
местного уроженца Демокрита(ок 460г до н.э.). Демокриту приписывается
множество сочинений, среди которых, возможно, и сочинения его учеников. Атомисты подтверждают возможность существоания небытия (против
элеатов), а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже
есть, и исчезает в случае распада. Ими вводится решительно новое понятие
бесконечного числа невидимых по причине их малости тел. Эти тела неделимы,
то есть они - атомы. Эти атомы невозникающие, неразрушимые, неизменные, в
отличии от четырёх корней Эмпедокла или гомеомерий Анаксагора они
качественно индифферентны. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте,
различимы они между собой лишь по форме, могут образовывать различный
порядок или расположение. Атом чувственно не вопринимаем, а постигаем умом.
Небытие - это пустота между атомами, без неё атомы были бы лишены различий
и движения. В атомизме полагается различие трёх форм движения: 1.первоначальное хаотическое движение 2.вихреобразное движение, побуждающее похожие атомы соединяться, а
отличные разъединяться, в результате чего рождается мир 3.движение, образующее испарения вещей, флюиды, благодаря которым мы
их воспринимаем, познаём(напр., запахи). (чувственное познание поставляет
мнение, умственное - истину). Коль скоро число атомов бесконечно, то бесконечно и число миров, из
них образованных. Все миры рождаются, развиваются, затем разрушаются, чтобы
дать источник другим мирам, это происходит циклообразно, бесконечно. Атомисты не находят конечной причины рождения мира. Космос -результат
механического взаимодействия атомов, он не проектируется разумом. Однако
атомисты указывали, что есть некие привилегированные гладкие сферические
атомы, из которых образованы душа и ум, именно такие атомы Демокрит полагал
божественными. Эпикур. (см.вопрос 9). Понимание природы атома Эпикуром отличается от
понимания Левкиппа и Демокрита по трём позициям: 1.Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома -
фигуру, порядок и позицию. У Эпикура - это фигура, вес и величина. Различия
атомов по форме чисто количественные, этого достаточно для объяснения
существования многообразия вещей. Формы атомов различны и множественны, но
разнообразие форм не бесконечно, хотя число атомов бесконечно. 2.Согласно Эпикуру, все атомы физически и онтологически неделимы.
Однако атомы имеют объём и величину, значит они должны иметь части. Эти
части выделяются лишь логически, структурно же атом неделим. 3.Эпикур понимает движение атомов не как равное во всех направлениях,
для него движение - это падение вниз, в бесконечное пространство, под
действием тяжести атомов. Мышление есть наибыстрейшее движение. Атомы
падают в бесконечности не по параллельным траекториям. Для обоснования
этого Эпикур вводит теорию отклонения, “деклинации” атомов, согласно
которой атомы могут отклоняться от прямой линии падения и встречаться с
другими атомами. Это отклонение не связано с законом, это чистая
случайность, слепая стихия. Из бесконечных начал происходят бесконечные миры, в каждый миг они
рождаются и умирают, но в целом ничего не меняется, в основе этих
бесконечных универсумов нет целей, нет необходимости, есть лишь случай. Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (I век до
н.э.). Свои взгляды он изложил в стихах в сочинении “О природе вещей”.
Философию Эпикура он излагает с помощью чувственных, ярких образов. В целом
повторяя эпикурейский атомизм, Лукреций Кар уделяет особое внимание
проблеме существования богов. Как и всё в мире, боги не могут не иметь
атомарной структуры. Но всё сложное существует, разрушаясь, в то время как
боги должны быть бессмертными, или они не боги. Утверждение, что это особые
атомарные агрегаты, ничего не объясняет: если боги испытывают воздействие
со стороны других атомарных структур, то неизбежны потери ими атомов. В
этом случае неясно, как они восстанавливаются. Онтология как философское учение о бытии. Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, учение). Термин
введен Р. Гоклениусом (1613 (по др. данным 1635)) и И. Клаубергом (1645).
Тематика же онтологии возникла еще у элеатов, отличавших единое истинно
сущее бытие от неистинного существования множественности чувственных вещей.
А реальность как таковая понималась как недоступная для чувственного
восприятия. Сама возможность онтологии как философского учения основывается
на тезисе Парменида о тождестве мышления и бытия, который, впрочем, может
толковаться совершенно различным образом. Онтология - учение о бытии как
таковом и в целом, независимо от его частных видов. Предметом онтологии,
таким образом, выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого
раскрывается в таких категориях как нечто и ничто, возможное и невозможное,
определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и
истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма,
становление, происхождение, переход и др. К настоящему времени сложилось
три основных возможных формы философской онтологии:
1) Онтология бытия. (Наивно-догматическая, трансцендентная онтология, которая рассматривает в категориях бытие вне его отношения к познающему субъекту и его возможностей познания).
2) Онтология познания. (Критическая, трансцендентальная онтология, утверждающая недоступность для знания бытия самого по себе и ограничивающее область, относящуюся к бытию, сферой познаваемого, которое она раскрывает соответствующими методами и категориями).
3) Онтология культуры. (Основывается на философской антропологии и принимает неосредственную взаимосвязь человека как сущего с сущим как целым). Гносеология: ее предмет, структура, основные направления. Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение) или теория
познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в
процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности,
возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности
знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к
миру, его исходные и всеобщие основания. Теория познания оформилась со
времен Канта, хотя уже в античности оно было существенным предметом
философского интереса.
Предмет гносеологии = познание, то есть усвоение чувственного содержания
переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов, с
целью нахождения истины. Педмет гносеологии включает в себя два момента:
1) Сам акт познавания.
2) Результат этого акта, некое оформленное содержание.
Пзнание - акт в котором нечто познается “как нечто”.
Структура гносеологии:
1) Собственно теория познания:
а) Критика познания, отправляющаяся от существующего до сих пор типа
познания, в котором она критически отказывает наличному знанию. (Кант.
“Критика чистого разума”).
b) Теория познания в узком смысле слова, предметом которой является этот
тип познания.
Может, если более обще, включать в себя так же:
с) Методологию существующего познания.
d) Рефлексию о исторически существовавших типах знания.
2) Метафизика познания: исследует сущность познания, исходя большей частью
из возможности последнего, заключенной в бытии познающего и познаваемого.
Направления:
a) Эмпиризм - все познание выводится из чувственного опыта.
b) Эмпириокритицизм - философская система чистого опыта, критический эмпиризм. Стремится ограничить философию изложениями данных опыа при помощи исключения всякой метафизики с целью выработки естественного понятия о мире.
c) Идеализм - рассматривает вещи как комплексы представлений, признает бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия.
d) Иллюзионизм - пространственно-временной мир - только иллюзия.
e) конвенционализм - характер понятий, определений, аксиом, гипотез на целесообразности соглашения ученых.
f) Критицизм - установление возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ нашего познания.
g) Феноменализм - рассматривает предметы опыта или как вещи в себе ((1) объективный феноменализм) или как простые феномены сознания и субъективные ощущения. ((2) субъективный феноменализм).
h) Позитивизм - исходит из данного, фактического, “несомненного”, или ограничивает им свое философское изложение.
i) Прагматизм - ценность познания заключена в его действенности (не обязательно грубо практической).
j) Реализм - принятие существования вещей независимо от сознания.
k) Сенсуализм - все познание выводится из чувственных восприятий.
l) Скептицизм - основной принцип познания - сомнение. Философская антропология: школы, направления, основные представители. В 20-30 гг нашего столетия три автора внесли особо важный вклад в
развитие фс.антропологии. Это М.Шелер, соединивший методы феноменологии и
основные идеи философии жизни. Это Г.Плеснер, синтезировавший обширный
биологический материал и философскую рефлексию, заявивший, что биология без
философии слепа, а философия человека без биологии пуста. И наконец, это
А.Гелен. Эти пионерские работы были творчески развиты в дальнейшем, и среди
авторов, оставивших значительный след в развитии фс.антропологии, нужно
выделить Дж.Мида, Ж.-П.Сартра, А.Портмана, Э.Кассирера и К.Левита. Дальнейший поворот в антропологии связан с деятельностью К.Леви-
Стросса, который существенно обогатил эту науку как фактическими данными
этнографии, так и новым методом, который он назвал структурным. Данный
метод имеет не только техническое, инструментальное значение, но радикально
изменяет мировоззрение, так как обращает внимание исследователя не только
на содержание мифов, обрядов, обычаев и других форм миропонимания, сколько
на выяснение структуры отношений, образующих специфику коммуникативных
связей первобытных людей. Их необычность объясняется не воображением и
фантазией или некими кровожадными инстинктами, а своеобразием структур
родства и способов освения природы. Например, разного рода табу выступают
как нормы, регулирующие отношения людей. Не только работы Леви-Стросса способствовали глубоким изменениям
проблематики и методологии фс.антропологии, которая до сих пор искала ответ
на вопрос о сущности человека во взаимодействии духовного и телесного, в
соединении результатов биологии и наук о духе. В Германии основатели
Франкфуртской школы, творчески развивавшие идеи К.Маркса, критически
относились к пионерским работам в области фс.антропологии. В сущности они
использовали аргументы Хоркхаймера. Их суть состоит в том, что
антропология, говоря словами Гегеля, имеет дело с неразвитым самосознанием,
не владеющим Идеей. Главный упрёк заключался в том, что антропология,
указывающая на фиксированную природу человека, становится тормозом
исторического развития. После войны эти аргументы развил Ю.Хабермас,
который выдвигал в качестве основных динамических характеристик истории
способность человека к критической рациональности и открытой демократии и
считал антропологический догматизм, выражающийся в ориентации на вечную
природу или идею человека, опорой политического догматизма. Внутри самой философии также формировался протест против
антропологической парадигмы и он был выражен уже Хайдеггером, который в
своей, в сущности антропологической, посвящённой анализу человеческого
существования работе “Бытие и время”, в противовес гуманистической и
антропологической точке зрения выдвинул проект фундаментальной онтологии, в
которой человек был поставлен в зависимость от бытия. В своих поздних
работах, особенно посвящённых критике научно-технического покорения мира,
Хайдеггер считал моральность и гуманизм слишком хрупкими основаниями, на
выдерживающими давления воли к власти. Этот момент был обстоятельно развит
в новейшей французской философии, которая исходила из приоритета желания
власти, диспозитивами которой оказываются как научно-технический, так и
гуманитарно-антропологический дискурсы. Природа человека представляется в
работах Делёза и Гваттари как продукт работы власти, которая не обманывает
людей, а делает их такими, как нужно, обрабатывая не только мысли, но и
волю, телесные желания и потребности. Материализм в русской философии XIX века. Русский материализм XIX века обусловлен с одной стороны требованием
общественно- политической мысли, а сдругой -успехами естествознания,
опытных наук.
М.А.Бакунин (1814 - 1876) - материалист после 1861 г. Интеллектуальное
освобождение личности единственно возможно на почве атеизма и материализма
(гуманный эгоизм). Идеолог анархизма и народничества. Анархистская теория
Б. окончательно сложилась к концу 60-х годов. (“Государственность и
анархия” 1873г . и др.)
Н.Г.Чернышевский (1828 -1889) материалист и атеист с 20 лет. Диалектический
метод помогает понять возникновение сознания из материи. (Превращение
количества в качество). Даже вне сознания материальные процессы объективно
обладают качествами.Против теории Дарвина в биологии, трансформизм,
“разумный эгоизм” - приверженность идеалам освобождения “простолюдина”,
борьба с феодальными и религиозными пережитками. Ч. обогатил глубокими
диалектическими идеями материалистическую эстетику. От гегелевской
концепции умозрительной красоты абсолюта Ч. обратился к реальной красоте
действительности. Автор “Что делать”, “Пролог”, “Эстетические отношения
искусства к действительности”, “Очерки гоголевского периода русской
литературы”, ”Критика философских предубеждений против общинного владения”,
“Антропологический принцип в философии”, “Характер человеческого знания” и
др.
Д.И.Писарев (1840-1868) приверженец вульгарного материализма
Фохте,Молешотт, Бюхнера.
Пропагандировал дарвинизм (“Прогресс в мире животных и растений”1864г.) В
гносеологии склонен к сенсуализму, отрицательно относился к эмпиризму.
И.М.Сеченов(1829-1905) физиолог,”Рефлексы головного мозга”1861г. Все акты в
жизни людей и животных по способу происхождения суть рефлексы. В основе
актов мышления ,содержанием которых является сравнение, наблюдение не
открывает ничего, кроме частного возбуждения чувствующих снарядов и
связанных с ним репродукции предшествовавших сходных впечатлений с их
двигательными последствиями. Личность - только грамматическая форма.
Жизнь - приспособление организмов к условиям существования. Физиолого-
материалистическое положение о родстве психических и соматических
процессов. Основоположник материалистической психологии в России. Вклад в
естественно научное обоснование проблем материалистической гносеологии -
природа чувственного отражения и его познавательные функции, о связи и
переходе от увственного отражения к мышлению и о природе мыслительных
процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании
образа и психических способностей и ряд др, проблем.
И.И.Мечников(1845-1916)- наука должна позволить достигнуть человеку своей
жизненной цели. Дисгармония человеческой природы связана с ее животным
происхождением. Затем в результате
открытия фагоцитоза изменил свое мнение. Возможно восстановление
искусственными мерами (Ортобиоз)
Н.А.Умов(1895-1915) Единство и целостность мира.Тела (индивидуумы)
различаются между собой способносью действовать на наши органы чувств. В
основе природы единое вещество, находящееся на различных уровнях развития.
Высшее проявление - психическое, духовное. Фундаментальное свойство мира -
его неуничтожимость. Энергия - универсальная субстанция,
трансформирующаяся в различные виды движения.
Д.И.Менделеев (1834-1907) - отвергал унитарный подход, Материалист и
стихийный диалектик. Противспиритизма и энергетизма.Фактически применил к
химической атомистике основные законы диалектики (гегелевский закон о
переходе количества в качество). В современной формулировке закон
Менделеева гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости
от порядкового номера, или заряда ядра атома.
Тринитарность: 1)вещество,2)сила,3)дух
Материя не сводится к сознанию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|