¾
в случае возникновения кризисной ситуации должна начинать
работать особая сеть связей. Ее назначение состоит в том, чтобы быстро
передавать информацию во все звенья предприятия и руководству,
пересекая существующие в повседневности границы подразделений, и одновременно
фильтровать общую массу информации;
¾
введение
кардинального перераспределения обычных
обязанностей высшего руководства. Так, например, одна группа
руководителей должна осуществлять контроль и поддержку морального климата в организации. Другая — организовывать и
поддерживать при любых обстоятельствах
обычную работу с минимальным уровнем
срывов. И только особая, третья, группа руководителей должна заниматься разработкой и принятием антикризисных мер для выхода
из кризисной ситуации;
¾
для разработки и реализации таких антикризисных мер необходимо иметь сеть оперативных групп
управленческих работников. Так, например, предприятие может иметь несколько оперативных групп различного назначения:
одну — для решения неожиданных задач
в области сбыта, вторую — в области технологии
ит.д. Для координации деятельности таких
групп создается штабная группа во главе с руководителем предприятия.
Связь между штабной и оперативными группами должна строиться напрямую. В то же время низовые звенья должны
продолжать выполнять свою обычную работу;
¾
возможный состав
штабной и оперативных групп управления и
связи между ними должны апробироваться заранее. Быстрое реагирование на
кризисные ситуации необходимо воспитывать и
тренировать, поэтому все связи на случай
экстремальных условий должны пройти испытания в некризисных условиях.
В США, например, антикризисное управление, проявляется в
совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих
мест, особенно для молодежи, разработке структурных региональных программ и др.
Вторым важным направлением совершенствования антикризисного
государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная
координация усилий различных государственных ведомств по разработке и
проведению экономической политики.
В Японии в настоящее время ведется активная политика
государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых
позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное
регулирование цен.
Волна резких перемен в японском управлении связана с
ускоренным освоением методов американского менеджмента. Министерство труда
Японии взяло на вооружение американскую систему подготовки образцовых мастеров.
Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес. В
Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику.
Государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:
¾
структура
промышленного производства;
¾
образование и
наука;
¾
кредит и денежное
обращение;
¾ внешнеэкономические связи;
¾ стимулирование инвестиций и т.д..
В
ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их
осуществление рассматривается как антикризисные меры, направленные на
предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей
экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур
предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности [31 c. 42].
В
структурной политике Европейского союза превалирует такой подход, который
направлен на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том,
что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных
регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных
предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий
передовых отраслей.
Главной
особенностью экономики Франции является значительный удельный вес
государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными
непосредственно либо опосредованно — через финансовые институты.
Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении,
авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной
металлургии, т. е. в отраслях, имеющих ключевое значение для экономики страны:
¾
446 в промышленности (черной и цветной
¾
металлургии, химии, машиностроении);
¾
194 в транспорте и связи,
¾
32 в энергетике,
¾
280 в финансовой сфере.
Приватизация
в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством
торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность
английской экономической политики — сдерживание производства, особенно при
обострении проблем платежного баланса страны.
При
рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских странах
необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.
Занятость в государственном секторе экономики скандинавских стран наиболее
высока среди развитых стран: Швеция — 32 %; Норвегия и Дании - около 30%,
Финляндия — 25 %.Государство в странах Скандинавии активно представлено в
следующих сферах :
¾
образование,
¾
здравоохранение,
¾
пенсионное обеспечение,
¾
рынок труда и др.
Важным
моментом является то, что государства некоторые государства Европы четко
определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая
остается в руках государства. Статус государственной собственности сохранили
железные дороги, почта, телеграф и некоторые другие предприятия, имеющие
общественное значение. В странах ЦВЕ имеет место процесс «реприватизации».
Также развивается в различной степени процесс передачи собственности работникам
предприятий.
В
азиатских странах масштабы участия государства в организации и управлении
промышленностью, как правило, значительны. Формы и методы государственного
вмешательства в экономику изменяются в зависимости от эволюции стратегии
экономическою развития. Тесная связь бизнеса и государственного аппарата имеет
как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример
Японии и Южной Кореи — в меньшей степени, пример Индии — в большей).
В
экономической политике стран Латинской Америки на современном этапе развития
преобладают либеральные рыночные системы с косвенным участием государства (в
основном финансовые и фискальные) в экономическом регулировании. В Латинской
Америке существенно сокращена доля государственного сектора, возросла степень
открытости экономики.
Масштабная
приватизация государственной собственности проведена в большинстве
латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Бразилия и др.).
В
Бразилии осуществлена приватизация в нефтяной промышленности и др. Тем не менее
государственные предприятия длительное время доминировали в базовых отраслях:
горнодобывающих, нефтехимии, металлургии, химии и фармацевтической
промышленности.
В
Мексике проведена распродажа убыточных государственных предприятий. В программу
приватизации включены крупнейшие предприятия горнорудной промышленности, черной
металлургии, авиационного транспорта, принадлежавшие как федеральному
правительству, так и местным органам власти [31 c. 44].
Для
успешного функционирования предприятий России необходимо чтобы сложность и
скорость принятия решений на предприятии соответствовали сложности и скорости
изменений, происходящих во внешней среде. Чтобы противостоять кризисным
ситуациям, предприятию необходимо строить системы управления быстрого
реагирования.
Рассмотрев различные
подходы стран мира к антикризисному управлению, мы можем выделить некоторые из
них. В США антикризисное управление проявляется в совершенствовании
законодательства в области занятости, а также развивается всесторонняя научно
обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по
разработке и проведению экономической политики. В Японии ведется активная
политика государства по демонополизации экономики. В структурной политике
Европейского союза превалирует такой подход, направленный на стимулирование
деятельности конкретных компаний. В ряде стран государственные органы
разрабатывают программы приватизации, и их осуществление рассматривается как
антикризисные меры. Одной из главных тенденция развития в области
антикризисного развития является разнообразие форм собственности. Мировой опыт
показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах,
где степень либерализации хозяйственной деятельности выше, если это сочетается
с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной
государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения
конкуренции на внутреннем рынке.
3.2
Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия
За рубежом проблемой
оценки финансового состояния коммерческого предприятия занимаются многие
ученые: Коробоу Л., Штур О., Мартин Д., Браун М. и многие другие. На основе
создания ими систем комплексного анализа деятельности фирмы практически каждый
желающий сможет без особых усилий получить интересующие его данные о
функционировании предприятия.
На западе интерес к
финансовым данным компаний очень высок . это связано с тем, что различные
категории пользователей информации в той или иной степени заинтересованы в
результатах финансовой деятельности компании.
Пользователи финансовых
отчетов делятся на внутренних и внешних. К первым относят администрацию ко
вторым – кредиторов и инвесторов. Кредиторы предоставляют займы, принимают
векселя или покупают облигации, по которым получают проценты. Они рассчитывают
на погашение займов в соответствии с заключенным соглашением. Инвесторы
покупают акции в расчете на получение дивидендов и на увеличении их рыночной
стоимости те и другие подвергают себя риску: кредитор тем, что должник может и
не вернуть долга, инвестор, что высоких дивидендов или вообще или рыночная цена
на акции упадет.
Чтобы свести риск к
минимуму при осуществлении вложений анализируют финансовое положение каждого
отдельного предприятия.
Результаты деятельности
фирмы в прошлом часто являются хорошим индикатором перспектив развития. По
этому инвестора или кредитора интересуют имевшие место в прошлом тенденции
реализации товаров и услуг, издержек, движений денежных средств и прибыли от
осуществленных инвестиций. Кроме того, анализ текущего состояния компании
позволяет оценить положение на данный момент, например, состояние и структуру
активов, денежных средств, соотношение между задолженностью компании и ее
капиталом, разумность величины материально – производственных запасов и
дебиторской задолжности. Знание финансового состояния фирмы в прошлом и
настоящем является необходимым для выполнения другой задачи анализа финансового
положения – оценки перспектив развития компании.
Многие аналитики
используют приблизительные оценки определения важнейших финансовых
коэффициентов. Например, долгое время считалось, что если текущий коэффициент
(отношения оборотных средств к краткосрочным обязательствам) равен 2, то это
хорошо. Хотя подобные показатели помогают при подготовке дальнейших исследований,
нельзя утверждать, что они подходят любой компании. Фирма с текущим
коэффициентом большим, чем 2:1, может иметь слабое финансовое положение:
слишком большая дебиторская задолженность, значительные, несоответствующие
требованиям времени материальные запасы, слабый контроль за денежными
операциями. Другая компания имеет коэффициент покрытия меньше 2:1, но благодаря
хорошему управлению находиться в прекрасном финансовом состоянии, таким
образом, подобные оценки должны применяться с большой осторожностью.
Метод сравнения
финансовых результатов одной и той же компании за определенный период времени
имеет преимущество перед приемом, рассмотренным выше. Этот прием позволяет
увидеть изменения в лучшую или худшую сторону, а также прогнозировать будущие тенденции
развития. Однако в переломные периоды деятельности следует осторожно делать
прогнозы на будущее. Другой недостаток заключается в том, что хорошие
результаты в прошлом могут оказаться неприемлемыми в настоящем или будущем,
например, даже если доходы с инвестиций выросли с 3 до 4 %, уровень доходов в 5
% может оказаться недостаточным в отраслевых показателей необходимо учитывать
следующее отчетном периоде.
Использование отраслевых
показателей, в какой-то степени позволяет устранить негативные стороны
предшествующих способов оценки. Этот метод предполагает сопоставление итогов
деятельности фирмы с другими компаниями той же отрасли. При использовании
Во-первых, хотя две компании действуют в одной отрасли промышленности, они
могут несопоставимы. Во-вторых, большинство крупных компаний действуют больше
чем в одной отрасли. Некоторые из них диверсифицировали свою деятельность,
превратились в конгломераты, функционирующие во многих не связанных отраслях.
Различные подразделения такой компании имеют не одинаковые уровни
рентабельности и риска. При применении сводных финансовых отчетов для
финансового анализа часто становится невозможным использовать в качестве
ориентира отраслевые показатели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|