По данным Министерства экономики и бюджетного
планирования 1 июля 2006 года была введена новая система функционирования
Национального фонда, в соответствии с Концепцией Национального фонда. В целях
обеспечения оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между
республиканским бюджетом и Национальным фондом был разработан метод
сбалансированного бюджета, при котором доходы нефтяного сектора будут полностью
направляться в Национальный фонд, а доходная часть республиканского бюджета
будет формироваться только за счет не нефтяного сектора (рисунок 18).
Национальный фонд был создан в 2001 году с целью
обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления
финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от
воздействия неблагоприятных внешних факторов.
С момента создания Национального фонда порядка 48
% доходов от нефтяного сектора направлялись в фонд, и на конец 2005 года было
накоплено активов на сумму порядка 8,1 млрд. долларов США, что составляет 14,5
% к ВВП. В 2007 - 2009 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С
одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки
для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное
давление» на экономику. Для обеспечения макроэкономической стабильности, а
также накопления средств в период благоприятной конъюнктуры цен для поддержания
финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен и
обеспечения будущих поколений будет продолжено аккумулирование части доходов,
получаемых вследствие значительного роста мировых цен на нефть, в Национальном
фонде.
Основными источниками формирования Национального
фонда стали являться:
- прямые налоги от нефтяного сектора (за
исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся
корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по
разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. Прочие
виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором в
соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, подлежат
зачислению в соответствующие бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора
относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой
нефти и газового конденсата;
- поступления от приватизации государственного
имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к
горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
- поступления от продажи земельных участков
сельскохозяйственного назначения;
- инвестиционные доходы от управления
Национальным фондом;
- иные поступления и доходы, не запрещенные
законодательством Республики Казахстан.
Рисунок 18
- Метод сбалансированного бюджета
Расходы
республиканского бюджета на текущие бюджетные программы будут финансироваться
за счет отчислений в республиканский бюджет от не нефтяной части экономики, а
финансирование расходов на бюджетные программы развития осуществляться за счет
гарантированного трансферта из Национального фонда. При этом, определенная доля
расходной части бюджета может покрываться, в том числе за счет заимствования в
рамках установленных ограничений.
Использование нефтяных поступлений в пределах
гарантированного трансферта позволит проводить взвешенную фискальную политику,
так как будет виден «чистый» бюджетный эффект от либерализации налогового
режима, который, как правило, искажен за счет сверх доходов, поступающих от
предприятий нефтяного сектора.
Размер гарантированного трансферта из
Национального фонда будет утверждаться законодательным актом Республики
Казахстан на трехлетний период и останется неизменным в течение данного
периода.
В соответствии с Концепцией Национального фонда
Правительство Республики Казахстан будет исходить из необходимости оптимального
использования нефтяных доходов, с учетом соблюдения оптимальных пропорций между
потреблением и накоплением, создания благоприятных макроэкономических условий
для развития несырьевого сектора экономики, сбережения значительной части
нефтяных доходов и недопущения истощения Национального фонда, совершенствования
механизма формирования и использования средств фонда.
В целях дальнейшего совершенствования бюджетной
системы был принят Закон Республики Казахстан от 5 июля 2006 года «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и
деятельности Национального Банка Республики Казахстан».
Основными задачами данного законопроекта в сфере
совершенствования бюджетного законодательства и в целом бюджетной системы
являются:
- постепенный переход к достижению
сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений.
С целью реализации Концепции Национального фонда
ввелись новые понятия - «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».
Консолидированный бюджет состоит из
республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского
значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их
в Национальный фонд.
Ненефтяной дефицит бюджета равен сумме
поступлений в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом
расходов бюджета;
- ужесточение требований к разработке
инвестиционных проектов (программ).
Инвестиционные проекты (программы) будут включены
в перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) в случае, если они
соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных
программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным
условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного
заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий
утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с
положительным заключением экономической экспертизы;
- соблюдения всеми участниками
бюджетного процесса требований бюджетного законодательства;
- переход к финансированию только обоснованных
проектов и недопущение увеличения государственных расходов. Введены нормы
интеграции задач стратегического и среднесрочного социально-экономического
развития страны с ежегодным бюджетом путем формирования перечня бюджетных
программ (подпрограмм) только на основании установленных государственных
функций, государственных, отраслевых, региональных программ, положений
ежегодного послания Президента страны народу Казахстана. Уточняется и схема
формирования перечня приоритетных бюджетных программ (подпрограмм), в том числе
приоритетных инвестиционных проектов;
- размер дефицита бюджета определяется исходя от
возможности правительственного заимствования, позволяющей обеспечить интеграцию
денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеэкономической и экономической
политики. Такая норма позволит сдерживать рост государственных расходов;
- регламентирован механизм оценки эффективности
бюджетных программ на предмет целесообразности, эффективности, обоснованности и
результативности использования бюджетных средств на стадиях разработки
бюджетных программ (подпрограмм), бюджетов, реализации и контроля за
реализацией бюджетных программ (подпрограмм), а также ряд других существенных
изменений.
- наряду с этим вносятся изменения и дополнения в
Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в части
ужесточения существующих мер и персональной ответственности государственных
учреждений и их руководителей путем увеличения размеров налагаемых штрафов.
В целом, совместными действиями Правительства и
Национального Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в
стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит
бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию
постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.
Наряду с этим
находится на рассмотрении в Парламенте законопроект «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
налогообложения», предусматривающий совершенствование налогового
администрирования, ликвидацию норм, способствующих коррупции, и прочих мер,
направленных на упрощение административных процедур [36].
В 2008 году,
как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы
роста экономики. Причем в 2008 году экономика развивалась более, ускоренными
темпами, чем в 2007 году (таблица 17).
Таблица 17 - Основные
макроэкономические показатели Республики Казахстан за 2005, 2006 годы (а также
прогноз на 2007-2009 годы).
Наименование
|
2007 отчет
|
2008 оценка
|
Прогноз
|
2009
|
2010
|
2011
|
Валовой внутренний продукт, млрд. тенге
|
7457,1
|
9762,7
|
11879,8
|
14036,6
|
16540,4
|
Реальное изменение ВВП, в % к предыдущему году
|
109,5
|
109,0
|
108,6
|
108,9
|
109,0
|
ВВП на душу населения, долл. США по
официальному курсу
|
3703
|
5192
|
6560
|
7680
|
8962
|
ВВП на душу населения, долл. США по ППС
|
10618
|
12699
|
14922
|
17102
|
19519
|
Индекс потребительских цен, в % в среднем за
год
|
7,6
|
6,9-8,5
|
5-7
|
5-7
|
5-7
|
Денежная база, млрд. тенге
|
663
|
1309
|
1622
|
1972
|
2196
|
Денежная масса, млрд. тенге
|
2065
|
3108
|
4222
|
5388
|
6486
|
Уровень монетизации экономики, %
|
27,7
|
31,8
|
35,5
|
38,4
|
39,2
|
Экспорт товаров (ФОБ), млрд. долл. США
|
28,2
|
34,4
|
32,9
|
34,9
|
38,6
|
Импорт товаров (ФОБ), млрд. долл. США
|
17,9
|
22,4
|
25,6
|
28,2
|
31,2
|
Инвестиции в основной капитал, в % к
предыдущему году
|
122,2
|
125
|
120
|
118
|
118
|
Объем валовой продукции сельского хозяйства,
млрд. тенге
|
763,2
|
850,8
|
933
|
1021
|
1117
|
в % к предыдущему году
|
107,3
|
104,5
|
103,2
|
103,0
|
102,8
|
Объем промышленной продукции (работ, услуг),
млрд. тенге
|
5124,1
|
6484,9
|
7429,4
|
8580,2
|
9886
|
в % к предыдущему году
|
104,6
|
107
|
107,2
|
108,6
|
108,8
|
Строительство, млрд. тенге
|
743,6
|
1077,5
|
1530,2
|
2037,3
|
2689,2
|
в % к предыдущему году
|
134,1
|
138
|
128
|
120
|
120
|
Услуги транспорта, млрд. тенге
|
1377,3
|
1632,1
|
1858,3
|
2117,1
|
2415
|
в % к предыдущему году
|
107
|
106,7
|
106,6
|
106,6
|
106,7
|
Связь, млрд. тенге
|
216,7
|
322,8
|
431,7
|
567,4
|
748,8
|
в % к предыдущему году
|
127,7
|
126
|
125
|
124
|
125
|
Торговля, млрд. тенге
|
1669,6
|
2316,6
|
2833,2
|
3366,2
|
3999,4
|
в % к предыдущему году
|
109,3
|
109,5
|
109,2
|
109,0
|
109,0
|
Примечание: составлено на основе: Среднесрочная
фискальная политика Правительства
РК на 2007-:2009 годы.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|