рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан

Регулирование движения нисходящего потока осуществляется с использованием различных методов бюджетного субсидирования (субвенции, дотации, бюджетные кредиты, официальные трансферты).

Нормативы процентных отчислений от доходов устанавливаются путем применения единой методологии. Методику расчета нормативов отчислений от доходов разрабатывают органы государственной власти на местах, поскольку нормативы распределения доходов применяются только между областным и районным уровнями бюджетной системы.

Сущность горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения финансовой помощи нижестоящим бюджетам. При этом механизм горизонтального бюджетного выравнивания должен также обеспечивать, с одной стороны, выравнивание уровня потребления государственных услуг по территориям, а с другой -выравнивание стоимости государственных услуг для каждого уровня власти. Действие механизма горизонтального бюджетного выравнивания основывается на использовании различных методов.

Самым распространенным методом является использование механизма официальных трансфертов - механизма безвозмездных и невозвратных поступлений в бюджет или затрат из бюджета, кроме грантов. Официальные трансферты подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие. Целевые трансферты и кредитные ресурсы используются местными исполнительными органами только в соответствии с их целевым назначением. Неиспользованные в течение финансового года или использованные не по целевому назначению суммы целевых трансфертов и кредитных ресурсов подлежат обязательному возврату в вышестоящий бюджет.

Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия. Бюджетные субвенции - это финансовые средства, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете. Объемы официальных трансфертов общего характера определяются ежегодно в абсолютном выражении как разница между объемами поступлений и расходов соответствующего местного бюджета.

Официальные трансферты общего характера направлены на горизонтальное выравнивание обеспеченности бюджетными средствами местных бюджетов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления стандартного уровня государственных услуг в соответствии с расходными полномочиями каждого уровня бюджета.

Порядок и периодичность перечисления бюджетных изъятии из нижестоящих бюджетов в вышестоящий бюджет и бюджетных субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты в течение года определяются Правительством РК. Методика расчетов объемов официальных трансфертов общего характера устанавливается на трехлетний период и утверждается Правительством РК [12].

Расчеты объемов официальных трансфертов общего характера учитывают объективные отличия между регионами, которые не могут контролироваться и регулироваться государством, но при этом не учитываются отличия между регионами, возникающие в результате индивидуальной экономической политики регионов.

Целевыми текущими трансфертами являются официальные трансферты, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет в пределах утвержденных сумм (помимо бюджетных изъятий или субвенций) для реализации отдельных текущих бюджетных программ. Целевые текущие трансферты могут предоставляться только на выполнение мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ, а также по ходатайству акимов в течение финансового года только на мероприятия, финансируемые из резерва Правительства РК или местного исполнительного органа.

Целевыми трансфертами на развитие являются официальные трансферты, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет в пределах утвержденных сумм для реализации республиканских или областных инвестиционных проектов или программ.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Взаимные расчеты - это операции по передаче средств из одних бюджетов в другие, вызванные изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию тех или иных расходов, неучтенных при утверждении бюджетов, а также в связи с возникновением условий для бюджетной компенсации.

Бюджетные компенсации - средства, передаваемые из одних бюджетов в другие для возмещения выпадающих доходов и дополнительных расходов, вызванных решениями или действиями органа власти [4, с. 77].

Определение термина «межбюджетные отношения» трактуется в разных источниках по-разному.

Профессор Родионова В.М., характеризует «межбюджетные отношения как отношения между органами власти разного уровня, возникающие в связи с разграничением на постоянной основе доходов между звеньями бюджетной системы, передачей расходных полномочий и доходных источников и оказанием финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий».

Иначе, под межбюджетными отношениями в самом общем виде понимаются:

- распределение расходов, предполагающее разделение и правовое закрепление между республиканскими и местными уровнями ответственности за выполнение отдельных социальных и экономических функций;

- обоснование величины расходов, адекватное закрепленным за каждым уровнем бюджетной системы полномочиям;

- распределение доходов, предусматривающее определение и правовое закрепление источников доходов бюджетов всех уровней;

- формы поддержки регионов, подразумевающие определение и правовое закрепление критериев организации межбюджетных финансовых потоков, исходя из территориальной структуры расходов и сводного финансового потенциала территорий.

Бежаев О.Г. при исследовании сущности складывающихся межбюджетных отношений, порядка их организации и особенностей делает следующие выводы: в зависимости от уровней бюджетной системы, где формируются межбюджетные отношения, их можно подразделить на межуровневые отношения и отношения между бюджетами одного уровня. А в зависимости от направлений, в рамках которых возникают межбюджетные отношения, их можно представить в виде трех основных блоков с соответствующими подблоками (рисунок 3).

По его мнению, межбюджетные отношения - это экономико-правовые отношения, возникающие между органами государственной и муниципальной власти в ходе бюджетного процесса по поводу разграничения на постоянной или долговременной основе расходных полномочий, доходов, поступающих в бюджетную систему страны, определение нормативов закрепления на постоянной и долговременной основе федеральных и региональных налогов, перераспределения средств из бюджетов вышестоящих уровней в нижестоящие и порядке бюджетного регулирования, возмещения расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов других бюджетов, передачи средств в форме дотаций, субвенций, субсидий, временной финансовой помощи на возвратной платной и бесплатной основе, а также объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и разных территорий одного уровня власти [10, с. 10].


 

















Рисунок 3. Классификация межбюджетных отношений

Однако следует отметить, что в Республике Казахстан согласно Бюджетному кодексу функционируют следующие формы бюджетного регулирования:

- трансферты;

-бюджетные кредиты;

-нормативы распределения доходов [7].

Приведенные выше методы горизонтального бюджетного выравнивания применяются практически во всех странах с рыночной экономикой. Тем не менее, соотношение этих методов, практика их применения и методика расчетов размеров оказываемой помощи во всех странах различны, поскольку они адаптируются к конкретной экономической ситуации, в которой формируется определенная модель межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения зачастую рассматривают весьма узко только на уровне взаимоотношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами в виде распределения и выделения трансфертов (дотаций, субвенций, субсидий) и ссуд. В действительности межбюджетные отношения являются основой бюджетного регулирования. Несмотря на то, что межбюджетные отношения относительно динамично развивались и совершенствовались все последние годы, тем не менее, многие проблемы до сих пор остаются нерешенными. К их числу относятся, прежде всего, самостоятельность бюджетов разных уровней, обеспечение экономической эффективности и бюджетная ответственность. К числу важнейших проблем, так и не нашедших своего решения до сегодняшнего дня относится проблема разграничений полномочий между органами власти различного уровня, прежде всего, в налогово-бюджетной сфере.

Межбюджетные отношения существуют во всех странах. Однако государственное устройство конкретных стран влияет и на механизм, и на принципы их построения. Межбюджетные отношения являются одним из инструментов государственной политики, нацеленной на поддержание достаточной степени однородности внутреннего экономического пространства страны. Радикальное решение проблемы сокращения различий в региональном развитии и уровне жизни требует колоссальных средств и длительного времени в рамках формирования современной государственной политики. Все это, обуславливает необходимость выработать новые и более эффективные стратегические и тактические подходы к решению этой проблемы. Одной из таких подходов является совершенствование системы межбюджетных отношений республиканского центра, регионов и органов местного управления [10, с. 18].


1.3 Вопросы бюджетного регулирования в мировой практике


Большинство из существующих в наше время государств являются унитарными. К ним относятся многие страны Западной Европы, страны с переходной формой экономики в Центральной Европе (Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария). К странам многоуровневой структурой

относятся такие большие и маленькие страны как: Китай, Новая Зеландия, Египет, Франция, Япония, Италия, Испания, Португалия, Норвегия, Индонезия, Корея, Филиппины, Швеция, Турция и Соединенное Королевство Великобритании.

В федеральных государствах существуют две формы государственного устройства - это конфедерация и федерация, в них есть свои особенности бюджетного устройства. Конфедерация - это объединение суверенных государств с межгосударственным органом, наделенным полномочиями действовать в ряде случаев от их имени. Основные договоренности между государствами, в случае их объединения в конфедерацию, чаще становится обязательными для жителей государств-участников в случае защиты страны от общих врагов во время войны; стандартизация мер и весов, денежной единицы для облегчения торговли; регулирование международной торговли в пределах конфедерации и единой системы управления транспортом и средствами связи субъектов конфедерации.

Федерация - это такая форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы - члены федерации, например земли, штаты, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Наряду с этим образуются единые -федеральные - органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т.д. Федерациями являются Австралия, Австрия, Канада, Германия, Мексика, США, Россия [5, с. 133].

Жизнеспособность существующих в экономически развитых странах систем подтверждает, что сама по себе централизация и децентрализация доходных и расходных полномочий не является залогом процветания общества, что фактически отсутствует универсальная модель распределения доходов и расходов по уровням власти. Эффективность конкретной модели определяется соблюдением общих положений классической теории бюджетного федерализма и наличием у властей уровней институциональных стимулов для проведения ответственной бюджетной политики [13].

Интересным и полезным для анализа представляется произведенная английскими специалистами Г. Хьюзом и С. Смитом оценка бюджетных систем ряда стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (за исключением стран с малой численностью населения - Новой Зеландии, Ирландии и Люксембурга) в соответствии с такими признаками, как:

- схожесть подходов к регулированию межбюджетных отношений;

- особенности исповедуемой философии межбюджетных отношений;

- соотношение ролей центральных и субнациональных властей.

В результате 19 стран ОЭРС были разбиты на четыре группы (рисунок 4). В первую группу были включены три федеративных (Австралия, Канада и США) и два унитарных (Великобритания и Япония) государства. Во вторую группу вошли страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. В третью - федеративные страны Западной Европы: Австрия, Германия и Швейцария. И в четвертую — Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания. При всей условности такого деления бюджетным системам сгруппированных стран свойственны определенные общие черты.

Первая группа стран характеризуется относительно большей самостоятельностью региональных и местных властей, опирающейся на широкие налоговые полномочия. Вторая - высокой долей участие региональных и местных властей в финансировании социальных расходов. Третья — существенной степенью автономности бюджетов разного уровня в сочетании с развитой системой их сотрудничества и четвертая - значительной финансовой зависимостью регионов от центрального бюджета.





















Рисунок 4. Оценка бюджетных систем ряда стран, организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС)


В таких странах, как Швеция, Люксембург, Исландия и Испания, собственные доходы местных бюджетов составляют от 99,2% до 72,8% их общей суммы. В Японии, Франции, Финляндии, Бельгии и Дании финансовая автономия местных бюджетов колеблется от 68 до 56% соответственно. В среднем, на долю собственных бюджетов приходится 59,5%, а на трансферты из бюджета центральной администрации - 40,5%.

Однако во многих государствах местные власти при формировании своих текущих доходов в решающей степени зависят от сумм, выделяемых им из вышестоящего звена. Это - Нидерланды, Италия, Ирландия, Португалия. Здесь трансферты составляют соответственно от 62 до 80% текущих доходов. Такое финансирование местных бюджетов со стороны центральной администрации свидетельствует об интенсивном перераспределении национального дохода через бюджетные каналы в целях устранения диспропорций в развитии регионов. В этих странах все основные налоги поступают в бюджет центрального органа, местное же налогообложение едва превышает 10% от текущих доходов [14].

Финансовые системы зарубежных стран включают в себя следующие элементы: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные средства; финансы государственных предприятий.

Очень интересным является бюджетная система Канады, по своей структуре соответствует классической схеме самостоятельных и взаимосвязанных звеньев. Между тем ее бюджетная система имеет особенности, присущие странам с федеральным государственным устройством (рисунок 5).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.