рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан

Для выявления особенностей формирования доходов областного бюджета Карагандинского региона, далее следует анализ динамики структуры доходов областного бюджета и рассмотрение, и сравнение изменений в структуре доходов, областного бюджета за период с 2006-2008 годы (таблица 9, 10).


Таблица 9. Структура доходов бюджета Карагандинской области за 2006-2008 годы. (%)

Доходы

2006

2007

2008

Изменения в

структуре 2008 г

к 2006 годы (-),(+)

Доходы бюджета, всего

100

100

100


Налоговые поступления:

74,7

70

64,9

-9,8

В том числе:





 индивидуальный подоходный налог

18,1

18

16,5

-1,6

 социальный налог

24,6

38,3

33,0

+8,4

 акцизы

0,9

0,9

0,8

-0,1

 неналоговые поступления

0,9

0,7

0,5

-0,4

 доходы от операций с капиталом

1,4

1,8

3,6

+2,2

 полученные официальные трансферты

19,3

27,3

30,8

+11,5

Примечание: составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан


Как показывают данные таблицы 9 удельный вес налоговых поступлений значительно уменьшился с 74,7% в 2006 году, до 64,9% в 2008 году, то есть на 9,8%. В суммарном выражении налоговое поступление увеличились на 10759 млн. тенге. Сокращение налоговых поступлений и неналоговых поступлений в доход бюджета области повлияло на увеличение объемов поступлений официальных трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Доля, которых за анализируемый период выросла на 11,5% в общем, объеме доходов бюджета области (рисунок 10).

Значительно увеличились доходы от операций с капиталом с 1,4% в 2006 году, до 3,6% в 2008 году, то есть на 2,2%, в суммарном выражении 10 139 млн. тенге, то есть в 4 раза. Среди налоговых поступлений в доход бюджета Карагандинской области наибольший удельный вес имеют индивидуальный подоходный налог и социальный налог, на долю которых приходится 42,7% в 2006 году, 56,5% в 2007 году и 49,5% в 2008 году.

Рисунок 10. Динамика доходов Карагандинской области


На социальный налог, по данным таблицы 9 наблюдается заметное увеличение, то есть на 8,4% за анализируемый период. В структуре индивидуального подоходного налога наблюдается незначительное уменьшение, то есть на 1,6 %. Хотя в абсолютном выражении поступления по этому налогу увеличились на 3 078 млн. тенге, или в 1,4 раз (таблица 10).


Таблица 10. Динамика доходов бюджета Карагандинской области за 2006-2008 годы (млн.т.)

Наименование

2006

2007

2008

Динамика (в разах)

Доходы

39 855

47 094

62 414

1,6

Налоговые поступления:

29 785

33 056

40 544

1,4

В том числе:





 индивидуальный подоходный налог

7 228

8 486

10 306

1,4

 социальный налог

16940

18 082

20 608

1,3

 акцизы

392

431

544

1,4

 неналоговые поступления

396

330

324

0,8

 поступления от продажи основного капитала

575

862

2 309

4

 поступление трансфертов

9 098

12 846

19 237

2,1

Примечание: составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан


Данные таблицы 10 показывают, что за анализируемый период доходы областного бюджета выросли, их налоговые поступления выросли в 1,4 раза. В частности наблюдается незначительное увеличение по индивидуальному подоходному налогу в 1,4 раза, социальный налог - 1,3 раза, акцизы - 1,4. Наблюдается значительное увеличение поступления от продажи основного капитала в 4 раза. За эти годы достигнуто определенная стабильность и эффективность исполнения бюджета.

Из выше представленного можно сделать вывод: Налоги - один из финансовых элементов проявлений суверенитета государства при высокой налоговой культуре и при правильном использовании налогового планирования налогоплательщиками, тем самым планирование государства своего бюджета будет, стабильным и его формирование будет претерпевать минимум проблем для решения глобальных, социально-экономических мероприятий для развития государства [25].

2.3 Вопросы бюджетного регулирования местных бюджетов (на примере Карагандинской области)


Современная экономическая наука и практика стоят перед необходимостью переосмысления и поиска новых решений проблем регионального развития. В последние годы во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Вся история развития регионов характеризуется чередованием централизации и децентрализации, государственного и местного самоуправления. В истории постсоветского пространства можно выделить следующие этапы теории и практики регионального развития:

- централизованное развитие районов Российской империи;

- централизованное развитие районо «военного коммунизма»;

- децентрализации власти периода НЭП;

- директивность и «гипертрофия централизма», приведшего к развалу СССР;

- централизация переходного периода к рынку;

- демократизация современных рыночных процессов с элементами самоуправления и бюджетного регионализма.

Новые условия хозяйствования, которые созданы в экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне - отдельного исследования для реалий сегодняшнего дня [26]. В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Любой регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят от конкретных условий: экологическая ситуация, геодемографической обстановки, уровня занятости и т.д. Эти условия, в свою очередь, зависят от природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйства, экономико-географического положения, развитости инфраструктуры, этнического состава населения. Выработка стратегии и постановка задачи развития региона осуществляется на основе концентрации регионального развития -совокупности взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижение целей и задач развития региона в перспективе. Цели развития региона определяются с учетом условий и факторов внешней среды [27]. В соответствии с Бюджетным законодательством в республике Казахстан действуют два уровня бюджета, являющиеся самостоятельными -республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты - бюджеты областей, г.г. Астана и Алматы, которые, в свою очередь включают бюджеты районов и городов областного значения. На сегодняшний день территориально-административные единицы (аульные и поселковые округа) собственных бюджетов не имеют [28].

Далее следует анализ рассмотрение и сравнения доходов республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Казахстан за период 2006-2008 годы (таблица 11, 12).


Таблица 11. Структура доходов республиканского бюджета и местных бюджетов за 2006-2008 годы, в %

Наименование

2006

2007

2008

Изменения в структуре

Уровни бюджета

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

Всего доходов

98,3

98,5

99,4

99,6

98,8

100

+0,5

+1,5

В т.ч. налоговые поступления

83,5

60,6

89,9

57,9

89,2

52,7

+5,7

-7,9

Официальные трансферты

6,9

34,3

5,5

36,9

6,7

40,2

-0,2

+5,9

Возврат кредитов

1,6

1,4

0,7

0,4

1,2

0,1

-0,4

-1,3

Примечание: составлено на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан


По данным, приведенным в таблице можно сделать вывод, что поступление в доходной части республиканского бюджета и местных бюджетов

за анализируемый период наблюдается незначительное увеличение доходов. Основная часть доходов в республиканском бюджете и местных составляют налоговые поступления. По данным таблице наблюдается значительное увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет. Если в 2006 году налоговые поступления составляли 83,5%, то в 2006 году 89,2%, то есть наблюдается увеличение на 5,7% за анализируемый период (рисунок 11).


Рисунок 11. Динамика поступлений доходов в республиканский бюджет за 2006 - 2008 годы


Тут же наблюдается незначительное снижение поступлений официальных трансфертов на 0,2 %, то есть в 2006 году поступления составляли 6,9 %, то в 2008 году 6,7 %, в абсолютном значении поступление официальных трансфертов увеличилось на 55 270 млн. тенге за анализируемый период, то есть в 1,8 раз.

Однако, в местных бюджетах совершенно другая ситуация. По данным таблицы 11 наблюдается значительное уменьшение налоговых поступлений за анализируемый период.

Если в 2006 году налоговые поступления составляли 60,6 %, то в 2008 они составили 52,7%, то есть они сократились на 7,9%. В связи, с чем значительно увеличились поступления официальных трансфертов. Если в 2006 году поступление официальных трансфертов составляло 34,3 %, то в 2008 году составило 40,2 %, то есть увеличилось на 5,9 %, в абсолютном значении увеличение за анализируемый период составило 204440 тыс. тенге, то есть увеличились в 2 раза (таблица 12).

Анализ динамики доходов республиканского бюджета и местных бюджетов выявил незначительное увеличение по некоторым статьям, как в республиканском бюджете, так и в местных бюджетах за анализируемый период.


Таблица 12. Динамика доходов республиканского и местных бюджетов за 2006-2008 годы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.