Для выявления особенностей формирования доходов
областного бюджета Карагандинского региона, далее следует анализ динамики
структуры доходов областного бюджета и рассмотрение, и сравнение изменений в
структуре доходов, областного бюджета за период с 2006-2008 годы (таблица 9,
10).
Таблица 9. Структура доходов бюджета
Карагандинской области за 2006-2008 годы. (%)
Доходы
|
2006
|
2007
|
2008
|
Изменения в
структуре
2008 г
к 2006 годы
(-),(+)
|
Доходы
бюджета, всего
|
100
|
100
|
100
|
|
Налоговые
поступления:
|
74,7
|
70
|
64,9
|
-9,8
|
В том
числе:
|
|
|
|
|
индивидуальный
подоходный налог
|
18,1
|
18
|
16,5
|
-1,6
|
социальный
налог
|
24,6
|
38,3
|
33,0
|
+8,4
|
акцизы
|
0,9
|
0,9
|
0,8
|
-0,1
|
неналоговые
поступления
|
0,9
|
0,7
|
0,5
|
-0,4
|
доходы от
операций с капиталом
|
1,4
|
1,8
|
3,6
|
+2,2
|
полученные
официальные трансферты
|
19,3
|
27,3
|
30,8
|
+11,5
|
Примечание:
составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов
Республики Казахстан
|
Как
показывают данные таблицы 9 удельный вес налоговых поступлений значительно уменьшился
с 74,7% в 2006 году, до 64,9% в 2008 году, то есть на 9,8%. В суммарном
выражении налоговое поступление увеличились на 10759 млн. тенге. Сокращение
налоговых поступлений и неналоговых поступлений в доход бюджета области
повлияло на увеличение объемов поступлений официальных трансфертов из
вышестоящих бюджетов.
Доля, которых за анализируемый период выросла на
11,5% в общем, объеме доходов бюджета области (рисунок 10).
Значительно увеличились доходы от операций с
капиталом с 1,4% в 2006 году, до 3,6% в 2008 году, то есть на 2,2%, в суммарном
выражении 10 139 млн. тенге, то есть в 4 раза. Среди налоговых поступлений в
доход бюджета Карагандинской области наибольший удельный вес имеют
индивидуальный подоходный налог и социальный налог, на долю которых приходится
42,7% в 2006 году, 56,5% в 2007 году и 49,5% в 2008 году.
Рисунок 10. Динамика доходов Карагандинской области
На социальный налог, по данным таблицы 9
наблюдается заметное увеличение, то есть на 8,4% за анализируемый период. В
структуре индивидуального подоходного налога наблюдается незначительное
уменьшение, то есть на 1,6 %. Хотя в абсолютном выражении поступления по этому
налогу увеличились на 3 078 млн. тенге, или в 1,4 раз (таблица 10).
Таблица 10.
Динамика доходов бюджета Карагандинской области за 2006-2008 годы (млн.т.)
Наименование
|
2006
|
2007
|
2008
|
Динамика (в
разах)
|
Доходы
|
39 855
|
47 094
|
62 414
|
1,6
|
Налоговые
поступления:
|
29 785
|
33 056
|
40 544
|
1,4
|
В том
числе:
|
|
|
|
|
индивидуальный
подоходный налог
|
7 228
|
8 486
|
10 306
|
1,4
|
социальный
налог
|
16940
|
18 082
|
20 608
|
1,3
|
акцизы
|
392
|
431
|
544
|
1,4
|
неналоговые
поступления
|
396
|
330
|
324
|
0,8
|
поступления
от продажи основного капитала
|
575
|
862
|
2 309
|
4
|
поступление
трансфертов
|
9 098
|
12 846
|
19 237
|
2,1
|
Примечание:
составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов
Республики Казахстан
|
Данные таблицы 10 показывают, что за
анализируемый период доходы областного бюджета выросли, их налоговые
поступления выросли в 1,4 раза. В частности наблюдается незначительное
увеличение по индивидуальному подоходному налогу в 1,4 раза, социальный налог -
1,3 раза, акцизы - 1,4. Наблюдается значительное увеличение поступления от
продажи основного капитала в 4 раза. За эти годы достигнуто определенная
стабильность и эффективность исполнения бюджета.
Из выше представленного можно сделать вывод:
Налоги - один из финансовых элементов проявлений суверенитета государства при
высокой налоговой культуре и при правильном использовании налогового
планирования налогоплательщиками, тем самым планирование государства своего
бюджета будет, стабильным и его формирование будет претерпевать минимум проблем
для решения глобальных, социально-экономических мероприятий для развития
государства [25].
Современная
экономическая наука и практика стоят перед необходимостью переосмысления и
поиска новых решений проблем регионального развития. В последние годы во многих
государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.
Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от
центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных
финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Вся история
развития регионов характеризуется чередованием централизации и децентрализации,
государственного и местного самоуправления. В истории постсоветского
пространства можно выделить следующие этапы теории и практики регионального
развития:
- централизованное развитие районов Российской
империи;
- централизованное развитие районо «военного
коммунизма»;
- децентрализации власти периода НЭП;
- директивность и «гипертрофия централизма»,
приведшего к развалу СССР;
- централизация переходного периода к рынку;
- демократизация современных рыночных процессов с
элементами самоуправления и бюджетного регионализма.
Новые условия хозяйствования, которые созданы в
экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как
выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики
протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная
законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти
проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне - отдельного
исследования для реалий сегодняшнего дня [26]. В методологическом отношении
региональную политику следует считать экономической функцией государства. Любой
регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую
направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят
от конкретных условий: экологическая ситуация, геодемографической обстановки,
уровня занятости и т.д. Эти условия, в свою очередь, зависят от
природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйства,
экономико-географического положения, развитости инфраструктуры, этнического
состава населения. Выработка стратегии и постановка задачи развития региона
осуществляется на основе концентрации регионального развития -совокупности
взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижение целей и
задач развития региона в перспективе. Цели развития региона определяются с учетом
условий и факторов внешней среды [27]. В соответствии с Бюджетным законодательством в республике
Казахстан действуют два уровня бюджета, являющиеся самостоятельными
-республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты - бюджеты областей,
г.г. Астана и Алматы, которые, в свою очередь включают бюджеты районов и
городов областного значения. На сегодняшний день
территориально-административные единицы (аульные и поселковые округа)
собственных бюджетов не имеют [28].
Далее следует анализ рассмотрение и сравнения
доходов республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Казахстан за
период 2006-2008 годы (таблица 11, 12).
Таблица 11. Структура доходов республиканского
бюджета и местных бюджетов за 2006-2008 годы, в %
Наименование
|
2006
|
2007
|
2008
|
Изменения в
структуре
|
Уровни
бюджета
|
РБ
|
МБ
|
РБ
|
МБ
|
РБ
|
МБ
|
РБ
|
МБ
|
Всего
доходов
|
98,3
|
98,5
|
99,4
|
99,6
|
98,8
|
100
|
+0,5
|
+1,5
|
В т.ч.
налоговые поступления
|
83,5
|
60,6
|
89,9
|
57,9
|
89,2
|
52,7
|
+5,7
|
-7,9
|
Официальные
трансферты
|
6,9
|
34,3
|
5,5
|
36,9
|
6,7
|
40,2
|
-0,2
|
+5,9
|
Возврат
кредитов
|
1,6
|
1,4
|
0,7
|
0,4
|
1,2
|
0,1
|
-0,4
|
-1,3
|
Примечание:
составлено на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов
Республики Казахстан
|
По данным, приведенным в таблице можно сделать
вывод, что поступление в доходной части республиканского бюджета и местных
бюджетов
за анализируемый период наблюдается
незначительное увеличение доходов. Основная часть доходов в республиканском
бюджете и местных составляют налоговые поступления. По данным таблице
наблюдается значительное увеличение налоговых поступлений в республиканский
бюджет. Если в 2006 году налоговые поступления составляли 83,5%, то в 2006 году
89,2%, то есть наблюдается увеличение на 5,7% за анализируемый период (рисунок
11).
Рисунок 11. Динамика поступлений доходов в
республиканский бюджет за 2006 - 2008 годы
Тут же наблюдается незначительное снижение
поступлений официальных трансфертов на 0,2 %, то есть в 2006 году поступления
составляли 6,9 %, то в 2008 году 6,7 %, в абсолютном значении поступление
официальных трансфертов увеличилось на 55 270 млн. тенге за анализируемый
период, то есть в 1,8 раз.
Однако, в местных бюджетах совершенно другая
ситуация. По данным таблицы 11 наблюдается значительное уменьшение налоговых
поступлений за анализируемый период.
Если в 2006 году налоговые поступления составляли
60,6 %, то в 2008 они составили 52,7%, то есть они сократились на 7,9%. В
связи, с чем значительно увеличились поступления официальных трансфертов. Если
в 2006 году поступление официальных трансфертов составляло 34,3 %, то в 2008
году составило 40,2 %, то есть увеличилось на 5,9 %, в абсолютном значении
увеличение за анализируемый период составило 204440 тыс. тенге, то есть
увеличились в 2 раза (таблица 12).
Анализ динамики доходов республиканского бюджета
и местных бюджетов выявил незначительное увеличение по некоторым статьям, как в
республиканском бюджете, так и в местных бюджетах за анализируемый период.
Таблица 12. Динамика доходов республиканского и
местных бюджетов за 2006-2008 годы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|