Основные
типы гофрокартона.
В России производится
гофрокартон различных марок. Гофрокартон состоит из одного или более плоского
слоя и одного или более гофрированного слоя. По числу слоев различают
двухслойный, трехслойный, пятислойный и семислойный гофрокартон (последний в
России производится единичными предприятиями).
·
Двухслойный
гофрокартон состоит из одного плоского и одного гофрированного слоя.
·
Трехслойный
гофрокартон состоит из двух плоских и одного гофрированного слоя.
·
Пятислойный
гофрокартон состоит из трех плоских и двух гофрированных слоев.
·
Семислойный
гофрокартон состоит из четырех плоских и трех гофрированных слоев.
Основные типы гофрированного
картона представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Основные типы
гофрированного картона.[8]
В зависимости от высоты и
шага гофра разделяют следующие профили гофрокартона:
·
А (крупный) –
высота гофра до 4,4; 4,8 мм, с хорошими амортизирующими свойствами;
·
С (средний) –
высота гофра до 3,7; 4,2 мм, наиболее часто встречающийся вид
гофрокартона;
·
В (мелкий) –
высота гофра до 2,7; 3,1 мм, обеспечивающий высокую жесткость изделия;
·
Е (микро) – высота
гофра 1,8; 2,2 мм., обеспечивающий высокую прочность изделия и хорошие свойства
для нанесения красочной печати;
Кроме указанных, в России
производится гофрокартон с профилем F (высота гофра 1,4; 1,8 мм),
за рубежом используются
профили К (высота гофра 7,1; 7,4 мм), G (высота гофра 0,8 мм)
и N (высота гофра 0,46 мм).
Виды
гофрокартона, пользующиеся спросом на российском рынке
Анализируя
российский рынок гофрокартона, можно сказать, что производственные возможности
российских производителей гофрокартона пока не может в полной мере
удовлетворить потребности покупателей в качественной и современной гофротаре.
На
сегодняшний день в России производятся:
·
Трехслойный
гофрокартон марки Т-23 с профилем С. Этот вид гофрокартона практически
универсален и занимает лидирующую позицию (около 65%) от общего количества
гофрокартона, выпускаемого в России.
·
Трехслойный
гофрокартон с профилем В. Он обеспечивает высокую жесткость упаковки. Его
доля составляет в настоящий момент около 25% и возрастает одновременно с
развитием систем автоматической упаковки.
·
Трехслойный
гофрокартон с профилем А. Этот вид чаще используется при производстве
пяти- и семислойного гофрокартона для придания материалу амортизационных
свойств. Доля его выпуска составляет не более 4% от общего объема производства.
·
Пяти-
и семислойный гофрокартон. Общий объем производства гофрокартона для
транспортной крупногабаритной упаковки также не превышает 4% суммарного.
·
Микрогофрокартон
с профилем E, F, включая кашированный трехслойный гофрокартон. Производится в
ограниченном количестве, не более 2% от общего объема.
Недостаточность
или в некоторых случаях полное отсутствие отечественных мощностей обусловили
потребность в импорте следующих видов тарного гофрокартона и потребительского
микрогофрокартона.
·
Пяти-
и семислойный гофрокартон для производства транспортной упаковки мебели,
громоздких бытовых электроприборов, промышленного оборудования.
·
Влагостойкий
гофрокартон для производства транспортной упаковки, предназначенной для
товаров, чувствительных к влажности, а также любых грузов, перевозимых на
дальние расстояния в сложных климатических условиях (влагостойкость достигается
пропиткой или поверхностной обработкой верхнего слоя гофрокартона полимерной суспензией).
·
Гофрокартон
с повышенными прочностными свойствами для производства транспортной упаковки
тяжелых предметов (усиление прочностных свойств достигается битумированием или
формированием усиленного верхнего слоя гофрокартона, состоящего из двух слоев
картона для плоских слоев и внутреннего слоя прессованных полимерных отходов).
·
Гофрокартон
с нестандартным профилем (соты, ячейки) для производства транспортной упаковки
крупногабаритных предметов;
·
Кашированный
гофрокартон с полноцветной печатью для производства потребительской упаковки
дорогих товаров.
·
Микрогофрокартон
с профилями G, N, предназначенный для производства парфюмерной, лекарственной,
а также кондитерской и других видов продукции.
·
Кашированный
микрогофрокартон (трехслойный микрогофрокартон+слой бумаги с печатью),
предназначенный для производства косметической упаковки.[9]
Если в
секторе тарного гофрокартона уже наблюдается значительное пополнение
российскими материалами, то на рынке микрогофрокартона в ближайшее время
существенного вытеснения импорта не ожидается, несмотря на то, что зарубежные
новинки в этой области активно используются отечественными производителями продуктов
питания, напитков, косметики, электроприборов и других товаров народного
потребления. Российские предприятия в настоящий момент не в состоянии даже
частично удовлетворить существующую потребность в микрогофрокартоне как с
печатью, так и без нее.
Возрастающие
требования к качеству печати обуславливают спрос на кашированный
микрогофрокартон, а также гофрокартон с белым покровным слоем для последующей
печати. Потребительская упаковка из микрогофрокартона пользуется повышенным
спросом и в силу высоких механических свойств.
В упаковочной отрасли (а
именно к ней более правильно было бы относить производство гофрокартона и тары
из него) бумага и картон занимают существенную долю.
В 2008 г.
емкость российского рынка упаковочной продукции достигла $5,6 млрд., в то время
как за период с 2005 по 2008 гг. его объем увеличился в 1,6 раза.
Наибольшую долю рынка в стоимостном выражении занимает пластиковая тара, на
которую в 2008 г. пришлось 42% общего потребления.
Вторым крупнейшим
сегментом является упаковка из картона и бумаги, объем рынка которой оценивался
в 2008 г. на уровне $1,9 млрд.
В настоящее время
российский упаковочный рынок характеризуется увеличением доли продукции для
упаковки товаров – именно в этом сегменте в среднесрочной перспективе будет
сосредоточен основной рост, а также наиболее жесткая ценовая конкуренция.
Структура
российского рынка упаковки представлена на рис. 2.
Рис.
Структура российского рынка упаковочных материалов по итогам 2008 года.[10]
На рисунке
2 изображена структура российского рынка упаковочных материалов, из нее следует
вывод, что такая продукция как картон и бумага, является вторым крупнейшим
сегментом упаковочного материала.
Упаковка из бумаги
и картона – наибольший по объему сегмент рынка упаковки. А на упаковку из
гофропродукции приходится более половины всего производства упаковочного картона
в России в натуральном выражении.
Потребление
картона в мире растет довольно быстрыми темпами – почти 3 процента в год.
Емкость европейского рынка гофропродукции составляет около 37 млрд. кв. м.
В России в течение уже
нескольких лет темпы роста в 6 раз выше – потребление в последние годы росло на
15–18 процентов в год, что сделало производство из бумаги и картона одним из
наиболее динамичных как в упаковочной отрасли, так и в лесопромышленном
комплексе.
В 2008 году
объем рынка упаковки из бумаги и картона в денежном эквиваленте составил около
1,7 млрд. долларов. Емкость российского рынка гофропродукции составляет чуть
более 2,1 млрд. кв. м. или
более 730 млн. долларов. К 2010 году емкость рынка достигнет 3 млрд. кв. м. в
год.
Рисунок 3. Структура
производства гофрокартона в России по экономическим регионам.[11]
На рисунке 3 изображена структура производства
гофрокартона в России распределены на регионы, таким образом, производством
упаковки из гофрокартона заняты в стране 12 крупных предприятий и более 150
относительно небольших фабрик. По регионам России производство гофрокартона и
тары распределено очень неравномерно. Более 60% производства сконцентрировано в
четырех экономических районах – Северном, Центральном, Приволжском и
Северо-Кавказском:
Основными факторами,
влияющими на динамику роста рынка упаковки, являются:
·
общий рост
экономики и потребительских расходов;
·
рост доли
упакованной продукции;
·
развитие
розничной торговли;
·
развитие
технологий упаковочных процессов;
·
повышение
роли упаковки в маркетинге;
·
ужесточение
условий хранения продукции.
Структура
производства по крупнейшим производителям гофрокартона в России
Российский рынок гофрокартона
и гофротары на 91,4% состоит из продукции, произведенной на территории России,
5,3% потребляемой продукции имело белорусское происхождение и 3,3% – было
ввезено из других стран.
Производством
гофропродукции в России занимаются около 150 фабрик, при этом до 60% общего
объема производства сконцентрировано на семи предприятиях:
·
ОАО «Архбум»
(Архангельский ЦБК и производство в Подольске);
·
Картонно-бумажный
комбинат (г. Набережные Челны);
·
«ГОТЭК» (Курская
обл.);
·
«Картонтара»
(г. Майкоп);
·
«Гофрон»
(Московская обл.);
·
«Селенгинский
ЦКК»;
·
ПЭФ «Союз»
(Москва).
Также сюда относятся предприятия,
построенные или приобретенные на территории России иностранными компаниями:
·
две фабрики,
принадлежащие шведской компании SCA – ОАО «Комсомолец» (Ленинградская
обл.) и ЗАО «Неопак Кубань» (ранее собственником предприятия была компания
Tetra Pak),
·
Stora Enso
Packaging (Калужская обл.),
·
Kappa Packaging St.
Petersburg.
Предприятия,
действующие на рынке, можно условно классифицировать следующим образом:
·
Вертикально
интегрированные компании – крупные холдинги и предприятия, имеющие как
собственное производство сырья для гофрокартона, так и производство
гофропродукции;
·
Компании,
производящие гофропродукцию из покупного сырья – предприятия, имеющие как
мощности по производству гофрокартона, так и производство гофропродукции;
·
Компании,
производящие упаковку из покупного гофрокартона.
Таблица 1.
Крупные холдинги и предприятия
Компания
|
Объем продаж, млн. кв. м.
|
НП
«Набережно-Челнинский КБК»
|
182273
|
ОАО «Архангельский
ЦБК»
|
119618
|
ООО «ПЕРМСКИЙ
КАРТОН»
|
75100
|
ЗАО «Рязанский КРЗ»
|
18343
|
ПО «Брянская БФ»
|
10865
|
ООО «Stora Enso»
|
15375
|
Таблица 1
отображает крупные холдинги и предприятия по производству картона и гофротары.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|