|
|
Содержание
стр. Введение 3-6 1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров 1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности 7-11 1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров 11-17 1.3. Система управления конкурентоспособностью 17-26 2. Оценка конкурентоспособности товаров 2.1. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг 27-31 2.2. Стратегии и пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 31-39 2.3. Подходы к построению конкурентной стратегии 40-43 3. Производственно – хозяйственная деятельность ЗАО «УК «Мценский алюминий» 3.1. Краткая история предприятия 44-47 3.2. Общая характеристика ЗАО «УК «Мценский алюминий» 47-57 3.3. Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния ЗАО «УК «Мценский алюминий» 57-76 3.4. Конкурентные преимущества товара ЗАО «УК «Мценский алюминий» 76-81 Заключение 82 Список использованных источников 83-86 Приложения Введение Для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности человек нуждается в определенных продуктах, предметах и условиях. Они определяют его личные и производственные потребности. Предметы потребностей человека создаются самим человеком или другими специально подготовленными для этого людьми. В последнем случае одни являются производителями, другие – потребителями произведенного. Производителем и потребителем может быть как отдельный гражданин, так и организация (предприятие, фирма, общество) в которую он входит. Продукт труда, предназначенный для удовлетворения личных и производственных потребностей и поступающий в потребление через куплю – продажу, т. е. через рынок, называется товаром. Иначе говоря, товар – это материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления. Особым продуктом труда, не являющегося материальным изделием, но также предназначенного для удовлетворения конкретных потребностей, является целенаправленная деятельность. Предложенная рынку, она становится особой формой товара и называется услугой. Услуги могут быть образовательными, транспортными, связи, управленческими и т. д. Как и материальный товар услуги имеют стоимость. Если на рынок поступают одноименные товары или услуги от нескольких производителей, то между ними возникает соперничество или соревнование за источники сырья, трудовые ресурсы и сбыт готовой продукции. Это соперничество называется конкуренцией, ее участники – конкурентами, а сам процесс соперничества – конкурентной борьбой. Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность. Конкурентоспособность организации (производителя товаров и услуг) – это ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно – технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции на высоком качественном уровне. Конкурентоспособность товара (или услуги) – это его способность быть выгодно проданным в условиях конкретного рынка. Она является важнейшей характеристикой товара (услуги) и обуславливается следующими факторами: · качеством; · ценой; · затратами в сфере потребления; · качеством продукции; · качеством сервиса и т. д. Эти факторы формируют у потребителя покупательские предпочтения для однотипных товаров (услуг) разных производителей. Эти предпочтения влияют на подход конкурентной борьбы: если конкуренция свободная и честная, то она заставляет производителей под угрозой разорения напрягать все усилия в поисках все новых способов совершенствования производства, сервиса, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и цен, создания прочной предпринимательской репутации у потребителей. Свободная и честная конкуренция в экономике представляет собой такой экономико-правовой порядок, который обеспечивает максимум свободы личности и предпринимательства, права частной собственности и независимости от государства и государственных органов (в лице их чиновников), равноправие с другими производителями товаров и услуг. Такой порядок существует в цивилизованных странах с установившейся рыночной экономикой, он создает благоприятные условия для потребителей влиять своими предпочтениями путем свободного выбора товаров на сочетание их цен и качества, а для товаропроизводителей – служит потребительной силой к постоянному совершенствованию в своем деле. Некачественная, недобросовестная конкуренция, в которой победитель добивается своего успеха нарушением принятых на рынке норм и правил, опорочиванием своих конкурентов, совершением других аморальных и криминальных действий, побудительной силой для совершенствования производства не является, а потребитель остается в проигрыше. Вот некоторые тому примеры из истории и современной жизни. · Выдающийся американский автопромышленник Генри Форд под воздействием конкуренции в период с 1909 г. по 1921 г. снизил цену на свой автомобиль с 950 долларов до 355 долларов. · К началу 1987 г. значительно снизились цены на цветные телевизоры по сравнению с 1970 г.: в ФРГ – на 75,1%, в США – на 69,3%, в Японии – на 45,1%,при этом качество указанных товаров значительно возросло («АиФ» № 43 за 1990 г.). · В целях повышения своей конкурентоспособности (конкурентоспособности своих транспортных услуг) британская авиакомпания «Бритиш эйруэйз» снижает цены на авиарейсы на 33%, за нею ее конкурент американская фирма «Транс уорлд эйрлайнз» производит аналогичное снижение на 50%. Выигрывает потребитель. · Наоборот. Известно, что экономика государства состоит из трех основных секторов: малого, среднего и крупного бизнеса. Малый бизнес наиболее мобилен, он быстро реагирует на изменение условий. Именно поэтому в развитых странах малому и среднему бизнесу уделяется особое внимание, в нем занята большая часть трудоспособного населения и создается более половины ВВП. В США этот бизнес создает 60% ВВП, а в России – только 10%. Причина такого низкого процента – несправедливое налогообложение и грабительские условия предоставления кредита, препятствующие развитию этого бизнеса. Или еще, («АиФ» № 11, 2005 г.) по закону РФ науке следует выделять не менее 4% от расходной части бюджета, а на самом деле объем финансирования науки в последние годы составлял 1,7%. Это обеспечило позорно низкий уровень доли РФ в мировом экспорте высокотехнологичных товаров. В 2000 г. он составил всего 0,3%, тогда как в США – 19,4%, в Корее – 5,6%, в Китае – 4,2%, в Латинской Америке – 2,8%. «АиФ» № 9, 2005 г. приводит такие сведения: «…крупные состояния за счет интеллектуального труда созданы в США – 80%, в Англии – 63%, в России всего – 4%». Интересно и печально сравнение конкурентных возможностей фермеров ЕС и России: первые получают дотацию от государства 800 долларов на каждый гектар пашни, а последние – только 12 долларов, причем их обманным образом лишают последних земельных паев. («АиФ» № 8, 2005г.). Целью данной квалификационной работы в соответствии с темой и заданием является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. На основании изложенного теоретического материала рассматривается производственно-хозяйственная деятельность ЗАО «Управляющая компания «Мценский алюминий». Текстовая часть пояснительной записки квалификационной работы подтверждается диаграммами, таблицами и рисунками по ходу изложения текста и в приложении. 1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров 1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями. Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей. Об этом, как и о конкурентоспособности, кратко описано во введении. Конкуренция (лат. сoncurrentia; concurrere – сталкиваться) – это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. В условиях рынка она существует постоянно, обеспечивает наилучшие возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей. Конкуренция является сложным понятием, и в экономической литературе выделяют три подхода к ее определению. Первый подход основывается на понимании конкуренции как особой формы честной экономической борьбы, в которой при наличии равных условий у конкурентов, побеждает более умелая, более способная и предприимчивая сторона. Цель у конкурентов единая – получить наиболее высокий результат для себя и оттеснить соперников. Такой подход характерен для нашей отечественной литературы. Второй подход присущ классической экономической теории, в которой конкуренция рассматривается как естественный неотъемлемый элемент рыночного механизма, координирующий деятельность его участников во взаимоотношениях. Этот механизм является силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на одноименные (однотипные) товары, и в теории выражается точкой пересечения конкретных кривых спроса и предложения, зависящих от количества предложенного товара. Основоположником этого подхода и разработанной на нем теории является знаменитый английский экономист Адам Смит (1723 – 90 гг.). Свое понимание рынка, конкуренции и экономики в целом он изложил в капитальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Этот труд поставил А. Смита на высоту первоклассных мировых ученых и создал ему имя основателя классической школы политической экономики. Названный здесь механизм он определил как «невидимая рука» и предостерегал государство от вмешательства в рыночные отношения. Он, в частности, утверждал, что функционирование рыночного механизма обеспечивается конкуренцией («невидимой рукой»). Он считал, что справедливое вознаграждение за труд обеспечивает возрастание народного благосостояния, поощряет народ к размножению, усиливает трудолюбие, вырабатывает потребность самосовершенствования. Недоплата за труд может компенсироваться различными способами: Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.