·
моральным
удовлетворением от выполняемой работы;
·
доступностью
и бесплатностью обучения и медицинского обслуживания;
·
сокращением
рабочего дня и улучшением условий труда;
·
вероятностью
достижения успехов на выбранном поприще;
·
предоставлением
определенных льгот
(так было в нашем отечестве до начала
реформ по переходу на «рыночные отношения).
Вмешательство
государства в экономику, мешающее естественному экономическому процессу,
проявляется в следующем:
·
искусственное
уменьшение конкуренции в одних областях производства и увеличение ее в других;
·
создание
препятствий свободному обращению труда и капитала;
·
предоставление
исключительных привилегий одним и стеснение действий других (введение
монополий);
·
введение
различных запретов и ограничений (беспредельная власть чиновников).
А Смит сформировал следующий вывод: «
Всякая монополия – большой враг всякому хорошему делу, которое может упрочиться
в стране только тогда, когда всякий найдет защиту собственных интересов в
свободной и общей конкуренции».
Третий подход к
определению конкуренции возник в связи с развитием теории рынка, и под
конкуренцией здесь понимается не столько соперничество, сколько степень
зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Конкуренция является критерием, по которому определяется тип рынка.
Для предприятия
конкуренция – это процесс управления своими финансовыми и организационными
возможностями с целью одержания победы в борьбе с конкурентами
Конкуренция может быть совершенной
или свободной (честной) и несвободной (нечестной). Другие
виды конкуренции указаны ниже на рисунке № 1.
Свободная конкуренция
в экономике представляет собой экономико – правовой порядок, обеспечивающий
максимум свободы личности и предпринимательства, право частной собственности и
равноправие всех производителей товаров и услуг. Она гарантируется
государством.
Несвободная (нечестная) конкуренция
характеризуется тем, что победитель в конкурентной борьбе добивается своего
успеха нарушением норм и правил поведения, присущих свободному рынку,
совершением различных аморальных и криминальных действий.
В реальной жизни
конкуренция проявляется в обоих названных видах в различных отношениях;
величина этих отношений зависит от конкретных условий, действующих в стране и в
мире.
Конкуренция порождает
другое экономическое понятие – конкурентоспособность товаров и услуг. Под этим
понимается способность товара (услуги) быть выгодно проданным в условиях конкурентного
рынка. Конкурентоспособность товара (услуги) является его важнейшей
характеристикой и обуславливается рядом факторов, о которых будет дано
изложение в следующем подразделе квалификационной работы.
Конкурентоспособностью
(КС) организации (производителя товаров и услуг) называют ее способность
осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать
прибыль, достаточную для стимулирования работников и научно – технического
совершенствования производства. Ею определяется авторитет и престижность
организации. Ключевыми характеристиками КС организации считаются:
·
платежеспособность;
·
прибыльность;
·
стратегия
управления;
·
адаптация,
т.е. свойство приспосабливаемости к условиям внешней среды;
·
финансовая
и управленческая прозрачность;
·
управляемость
бизнеса;
·
инвестиционная
привлекательность, т.е. способность осваивать технические и социальные
новшества.
Конкуренция является главным рычагом
экономического роста организации, а КС – определяющим фактором успеха в
конкурентной борьбе.
Классификацию
конкуренции можно представить следующей схемой (рисунок № 1).
по
степени интенсивности интенсивности
|
|
для
объекта субъекта
Рисунок № 1 – Классификация конкуренции.
Несмотря на разные
подходы к определению конкуренции, все они в той или иной степени используют
понятие «соперничество» экономических субъектов (производителей товаров и
услуг).
1.2. Факторы, определяющие
конкурентоспособность товаров
Конкурентоспособность
товаров и услуг, понимаемая как их способность быть выгодно проданными в
условиях конкретного рынка, является важнейшей характеристикой товаров и услуг,
которая отражает их отличие от соответствующих аналогов, представленных конкурентами.
Эта характеристика является интегральной и обусловливается следующими основными
факторами:
·
качество
товара (услуги);
·
цена;
·
затраты в
сфере потребления (эксплуатационные затраты);
·
качество
сервиса.
Указанные факторы влияют
на формирование покупательских предпочтений у потребителей, оценивающих товар
(услугу) по наличию и качеству потребительских свойств в нем.
Производитель товара
(услуги) заинтересован в знании той степени влияния каждого из указанных
основных факторов, которое они оказывают на важнейшую характеристику товара –
конкурентоспособность. Ученые – экономисты путем проведенных исследований дали
ответ на эту заинтересованность. Они установили, что степень их влияния в
указанной последовательности подчинена следующему отношению 4 : 3 : 2 : 1 [45,
стр. 434]. Это отношение показывает приоритетность указанных факторов, которая
должна учитываться производителем при формировании стратегии
конкурентоспособности. В первую очередь следует направлять внимание и ресурсы
на качество продукции (ее степень влияния на КС – 40%), а затем последовательно
на остальные факторы (их степень влияния на КС соответственно равна 30%, 20%,
10%). При оценке степени использования совокупности потребительских свойств
товара применяют еще одно экономическое понятие – «полезный эффект». Полезный
эффект формируется на базе основных факторов КС и наиболее связан с качеством
товаров.
Качество товара (услуги)
обеспечивает потенциальную способность товара удовлетворить конкретную потребность
потребителя, в то время как полезный эффект – это фактическая способность
товара удовлетворить эту потребность.
Приведем пример. На
рынок предоставлены две партии автомобилей ценой 50 тыс. рублей и 500 тыс.
рублей. Пользуясь экономической целесообразностью, покупатели могут признать
для себя более качественным автомобиль за 50 тыс. рублей, а не за 500 тыс.
рублей, если с их точки зрения сумма дополнительных свойств дорогого автомобиля
не стоит дополнительных 450 тыс. рублей.
На практике полезный
эффект составляет от 40% до 70% от качества товара. Чем этот процент выше, тем
выше уровень экономической целесообразности. Однако повышать его за указанный
предел невыгодно, т.к. происходит повышение издержек производства и цены товара,
а значит, снижается его КС. Формируя конкурентоспособную стратегию,
производитель должен:
·
позаботиться
о полезном эффекте своего товара, изучив нужды, интересы и возможности
потребителей, тенденции развития этих показателей;
·
изучить
поведение и возможности своих конкурентов, состояние и тенденции развития рынка
соответствующих товаров.
Итак, КС товара – это
оптимальное соотношение его качества, стоимости и потребительских свойств.
Умение добиться такого соотношения является ценным качеством производителя. Что
же такое качество товара, которое является основной составляющей его
конкурентоспособности? Энциклопедия начинающего предпринимателя предлагает
такое определение: «Качество – это соотношение стоимости товара и совокупности
его потребительских свойств, устанавливаемое на рынке в условиях свободной
конкуренции товаропроизводителей». Р.А. Фатхутдинов практикует это понятие
несколько иначе: «Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик
продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или
предполагаемые потребности» [45, стр. 434].
Эти свойства и
характеристики формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга,
уточняются в технической документации на стадии научно – исследовательских и
опытно – конструкторских работ (НИОКР), материализуются на стадии производства,
реализуются (используются) на стадии эксплуатации. В этой цепочке этапов
наиболее ответственным является первый – стратегический маркетинг. На этой
стадии разрабатываются стандарты, технические условия или эталоны на продукцию.
При этом учитываются такие показатели качества как: надежность, безопасность
использования, экологичность, эстетичность, простота управления и ремонта и
т.д.
Благодаря высокому
качеству товаров и соответствующей ему цене японские, американские фирмы, фирмы
западноевропейских и некоторых других стран добились исключительной
конкурентоспособности своих товаров на мировом рынке. Это общеизвестно.
Добились они этого созданием эффективных систем управления качеством,
направленных на совершенствование процессов труда, постоянное внедрение
вычислительной и микропроцессорной техники, новейших материалов,
автоматизированных систем проектирования и управления производством.
Значительное внимание уделяется обучению кадров, воспитанию корпоративного
патриотизма и соревнованию за качество. Государство и фирмы уделяют серьезное
внимание процессу планирования производства по объемным и качественным
показателям, усилению социальной направленности своей экономики.
Указанные страны и их
фирмы используют лучший опыт «плановой» экономики, чего не скажешь о нашей
стране. Печальный пример неконкурентоспособности наших высокотехнологичных
товаров приведен во введении к этой квалификационной работе. Дадим еще один.
Конкурентоспособными из
наших товаров на мировом рынке являются лишь сырье: нефть, газ, лес и
морепродукты. Даже бензин, получаемый на наших нефтеперерабатывающих заводах,
мы используем только на внутреннем рынке, т.к. по своему качеству он не
удовлетворяет запросам зарубежных потребителей. О товарах
сельскохозяйственного производства и говорить обидно.
Что же мешает
руководителям нашей экономики и государства? Некоторые утверждают, что низкое
качество российских товаров – это традиция. Но это не так, мы были лидерами на
мировом рынке по многим показателям, а теперь нас обогнали многие страны
(Китай, Корея, Тайвань и др.). В нашей стране имеются инженерно –
конструкторские силы, способные обеспечить предприятиям выпуск продукции,
отвечающей всем требованиям мирового рынка, но государство в них не нуждается.
Другие говорят, что
существующее на предприятиях оборудование морально и физически устарело. На нем
невозможно создавать конкурентоспособный товар. Это так. А новое оборудование
приобрести не на что, нет средств. А это неправда. В стране создан огромный
золотовалютный запас и такой же стабилизационный фонд за счет «нефтедолларов».
Последний имеет более 750 млрд. рублей. Все деньги содержатся в заграничных
банках «на черный день» (для кого?) и в экономику не вкладываются. Препятствует
формированию конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке
выстроенная в результате «реформ» социально – экономическая политика
государства. Оно освободило себя от ответственности по урегулированию
экономических процессов, почти всю народную собственность, включая землю,
передало в частные руки и эта собственность варварски эксплуатируется, а то и
разворовывается. Все трудовое население оно бросило на произвол чиновников.
Оставило за собой лишь право принимать удобные для себя законы, недоплачивать
людям за их труд и проводить жестокую фискальную политику. Советская власть
тоже недоплачивала людям за их труд, но она недоплату компенсировала дешевым
жильем, бесплатным образованием, медицинским обслуживанием и различными
льготами. Теперь льготы «монетизировали» (практически отменили) и за все
заставили платить в полном объеме, причем цены и тарифы постоянно растут.
Льготы и высокие зарплаты оставлены лишь госчиновникам и депутатам. В
еженедельнике «Аргументы и факты» № 47 за 2004 г. сообщается: Наша «великая»
страна «занимает 105-е место из 111 возможных по качеству жизни; за нами лишь
Нигерия, Ботсвана, Гаити, Зимбабве, Туркмения и Узбекистан». А ведь качество – главный
фактор конкурентоспособности. В таких условиях задача повышения нашей
конкурентоспособности нереальна. Реальная задача – выжить бы!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|