рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ конкурентоспособности товара (на примере ЗАО «УК Мценский алюминий»)

             Рассмотрим следующий значительно влияющий на конкурентоспособность фактор – цена товаров и услуг.

             Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она устанавливается путем торга между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения. Торг начинается с того, что продавец запрашивает цену выше той, какую надеется получить, а покупатель предлагает цену ниже той, которую рассчитывает заплатить, в процессе торга определяется взаимовыгодная цена. В дальнейшем она является ориентиром в других сделках.

             Главным оценщиком товара является покупатель, поэтому продавец должен обеспечить для него прозрачность и очевидность всех конкурентных преимуществ своего товара, в первую очередь по качеству и цене. Эффективным средством для этого служит ненавязчивая, разумная реклама. Разъяснять ценность и полезность рекламируемого товара необходимо правдиво, с глубоким уважением к потенциальным покупателям, а не так как это происходит на нашем радио и телевидении. Где реклама превратилась в назойливый «бесконечный сериал».

             Цель рекламы для производителя – сделать потенциальных покупателей «своими», а не оттолкнуть их от себя

             Производителю важно знать не только как устанавливается взаимовыгодная цена, но и какие элементы являются ее составляющими, чтобы обоснованно определить ее уровень. Такими составляющими являются:

1.     Совокупные издержки производства.

2.     Затраты общественного труда.

3.     Функции и качество товара.

4.     Налоговые отчисления.

5.     Затраты на упаковку, транспортировку и хранение.

6.     Торговая наценка.

7.     Затраты на рекламу.

             При разработке стратегии ценообразования надо иметь определенную цель и стремиться к ней, добиваясь оптимальности указанных составляющих. Этого можно добиться созданием и внедрением определенной системы управления конкурентоспособностью товаров.

     


1.3. Системы управления конкурентоспособностью

             Основная хозяйственная задача любой фирмы, производящей товары и услуги, - создать условия для своего устойчивого функционирования и добиваться максимального удовлетворения потребностей конкретных потребителей. Ее решение основано на выявлении и комплексном учете интересов  производителя товара (услуги), его потребителя и общества в целом.

             Интересы производителя определяют его стратегическую цель: в конкурентной борьбе получать долговременную прибыль, достаточную для стимулирования труда своих работников, поддержания готовой продукции на высоком конкурентоспособном уровне, совершенствования научно – технического состояния  производства. Получение производителем прибыли базируется на знании и прогнозировании рынка, выявлении на нем свободных секторов сбыта в связи с постоянно развивающимися потребностями покупателей, изменением потребительских качеств изделий и переходом к производству новых видов продукции.

             Производитель должен хорошо понять и глубоко познать потенциального покупателя, чтобы его товар или услуга наиболее полно удовлетворяли потребности последнего и исключили дополнительные затраты на рекламу и другие усилия по сбыту продукции. Это позволит производителю (фирме) поставлять на рынок товары лучшего качества и по более низкой цене, т.е. сделать их наиболее конкурентоспособными, чем товары и услуги конкурентов.

             Как указывалось выше, главным оценщиком товара, представленного на рынок, является покупатель. Это положение должен учитывать производитель; а  если он рассчитывает достичь своей стратегической цели, то должен создать соответствующую систему управления конкурентоспособностью своей фирмы, ее товаров и услуг, постоянно опираясь на нее.

             В чем же состоит эта система управления?

             Управление – это действия, направленные на создание возможностей и наилучших условий для нормального функционирования управляемых объектов.

             Независимо  от природы системы управления процесс управления представляет собой взаимосвязанную и неразрывную совокупность средств и методов получения, анализа, хранения, передачи информации, принятия управленческих решений и их реализация. Эту совокупность  называют технологией управления. Ее основу составляют:

·        Анализ прошлых событий

·        Диагноз текущего состояния объекта – производителя и внешней среды

·        Прогноз будущих событий

·        Разработка и принятие управленческого решения с использованием полученных аналитических результатов

·        Реализация этого решения

             Поскольку конкурентоспособность товаров зависит от нескольких основных факторов, оказывающих на нее разное по уровню влияние (см. подраздел 1.2), то это должно и учитываться при формировании системы управления конкурентоспособностью. В производственной деятельности в нее включают:

·        Управление маркетингом.

·        Управление ассортиментом.

·        Управление качеством.

             Дадим им краткую характеристику.

             Управление маркетингом – это процесс,  в общем случае  связанный с реализацией главной стратегии – достижение максимальной долговременной прибыли предприятия, но наполняемый конкретным содержанием в зависимости от конкретных внутренних условий функционирования предприятия и условий внешней среды (конкуренты, поставщики, потребители).

             В условиях конкуренции и насыщенных рынков готовых товаров, и различных ресурсов для их производства целью маркетинга становится удержание и расширение позиций на рынке воздействия на него через ценообразование, рекламную деятельность, совершенствование транспортировки, хранения, реализации продукции.

             При отсутствии конкуренции или при определенных трудностях, например, с обеспечением сырьем и материалами  управление маркетингом (при той же главной стратегии)  наполняется другим содержанием: обеспечить предприятие всем необходимым для успешного функционирования при минимуме внимания и затрат на рекламу и реализацию готовой продукции, для достижения максимального результата, приходящегося на единицу совокупных затрат.

             Вне зависимости  от конкретных условий главным вниманием (управляемым параметром) для маркетинга являются себестоимость и оптимальное соотношение между основными факторами конкурентоспособности товаров (качеством, ценой), а также сравнительные характеристики своей и аналогичной  конкурирующей продукции, внедрение нового оборудования и научных разработок.

              Важнейшую задачу управления маркетингом для любого предприятия независимо от его размера, вида собственности, вида производимых им товаров и услуг можно сформулировать так: производить такую продукцию, в которой соотношение потребительских свойств и продажной цены признается потенциальными покупателями в качестве оптимального, т.е. наилучшего в конкретных условиях места и времени. Путь к ее решению проходит через более частные задачи:

1.     Изучение потребностей и возможностей влияния на них (изучение рынка соответствующих товаров и услуг, динамики ее развития, формирующую спрос).

2.     Изучение средств удовлетворения потребностей и возможностей их совершенствования и развития (исследование достижений научно – технического прогресса в соответствующей области деятельности, возможностей их использования для совершенствования старых и создания новых видов продукции).

3.     Совершенствование внутренней организации предприятия с целью повышения ее конкурентоспособности (повышение эффективности управления производственными процессами и материальными запасами, снабжением ресурсами и реализацией готовой продукции).

4.     Оптимизация предпринимательской стратегии.

             На основе решения этих частных задач маркетинг должен предложить такие предпринимательские идеи, которые касаются самой продукции, ее цены, упаковки, рекламы, способа продвижения на рынок и т.д., и реализуя которые производитель товаров и услуг  добьется своей стратегической цели – максимально возможной и долговременной прибыли.

             В число задач управления маркетингом могут входить управление ассортиментом и качеством продукции (товаров и услуг). Мы их выделяем как особые функции управления конкурентоспособностью.

             Управление ассортиментом.

             Ассортиментом называют набор товаров, предметов, ресурсов, услуг, различающихся по определенным признакам (назначению, виду, происхождению и т.д.). Выражается он их перечнем или номенклатурой.

             Управление ассортиментом охватывает весь жизненный цикл любого изделия (личного потребления или производственного назначения) от выбора изделия для будущего производства, модернизации и совершенствования его технико-экономических показателей в процессе выпуска до снятия с производства и замены более привлекательным для потребителей аналогом или новым видом продукции.

             Содержание процесса управление ассортиментом то же, что и для любого управления.

Во-первых, непрерывное получение информации о состоянии рынка, потребностях и предпочтениях покупателей, о конкретных изделиях и возможностях конкурентов, о новых идеях, материалах, технологиях, которые могли бы быть использованы для повышения конкурентоспособности своей продукции.

Во-вторых, анализ этой информации и сравнение полученных результатов с тем, что имеется на предприятии, прогнозирование возможных исходов в конкретной борьбе.

В-третьих, на основе проведенных анализа и прогноза ситуации, разработка и принятие управленческого решения, которое может касаться обоснования целесообразности сохранения старого производства или выбора для освоения новых изделий; разработка спецификаций новых или улучшаемых изделий; производство опытных партий; проведение НИОКР; разработки рекомендаций по рекламе и реализации товаров и т.д.

             Управленческое решение должно определить ассортимент товаров и направления действий производителя, на которые следует направить основное внимание, средства и трудовые усилия или повышения конкурентоспособности своей продукции.

             Управление качеством.

             Если свободная конкуренция получила интенсивное развитие еще со времен Великой французской революции (1789-1804 г.), когда стала совершенно очевидной необходимость уничтожения старой системы цехового монополизма, признания и развития прав личности и свободы предпринимательства, то особое внимание качеству товаров и услуг стало  проявляться лишь в начале 50-х годов ХХ-го столетья, когда выяснилось, что качество продукции является основным фактором КС товаров. Стали разрабатываться и внедряться в разных странах и отраслях системы управления качеством.

             В нашей стране, где в то время действовала планово-централизованная экономика, также уделялось серьезное внимание качеству. Управление качеством проводилось установлением стандартов и технических условий в директивном порядке в таких отраслях как машиностроение, металлургия, автомобильная и оборонная промышленность и т.д.

             Внедрение систем качества, определявших качественные признаки и количественные характеристики изделий, способствовало повышению качества продукции, культуры производства, профессиональному росту специалистов и руководителей. Особо известны такие системы:

·        «Бездефектное изготовление продукции» (БИП). (г. Саратов, 1955 г.).

·        «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ). (г. Горький, 1958 г.)

·        «Комплексная система управления качеством продукции» (КСУКП). (г. Львов, 1975 г.)

Последняя была положена в основу разработанных в 1988 г. международных стандартов качества ИСО серии 9000 (ISO – international organization for standartization), она включает в себя 20 различных стандартов.

             Отсутствие в стране внутренней конкуренции и наличие собственности не давали существенных результатов от внедрения систем качества, ограничивали их возможность влиять на оптимизацию основных факторов, составляющих КС товаров.

             Свободные от этого ограничения фирмы Японии, США, Западноевропейских и некоторых других стран благодаря внедрению систем качества и эффективному управлению ими значительно повысили конкурентоспособность своих  товаров и усилили конкурентную борьбу на мировом рынке. Как и за счет чего, они этого добивались, кратко описано в предыдущем разделе квалификационной работы.

             В начале 90-х годов ХХ века казалось, что эти ограничения сняты и с нашей экономики: признаны права частной собственности и свобода предпринимательства, появилась возможность развития конкуренции и повышения материальной заинтересованности людей в труде. Но оказалось совсем иное. Та экономическая политика, плоды которой сейчас пожинаются, в окончательном виде сформировалась в 1993 году после разгона законной власти. Люди, провозгласившие себя новой властью, употребляли ее силу и возможности не во благо народа и государства, а на личное обогащение. Они установили для себя принцип: государственное – это ничье. Путем «хитроумных» залоговых аукционов практически бесплатно раздавались «своим людям» источники сырьевых богатств (нефть, газ, лес, рыбные промыслы), предприятия промышленности, сельского хозяйства и АПК, другие ценности. Главной платой за полученное было обещание «поддерживать власть в проводимой политике». В итоге:

1.     У большинства нашего общества, по сути, отнято право собственности, хотя оно формально превращено в собственников «приватизированного жилья», основная часть которого пережило свои амортизационные сроки.

2.     Экономика по уровню производства в результате проведенных реформ сократилась в 2 раза, оборудование и другие ценности разворованы, основные финансовые капиталы вывезены за границу.

3.     Потеряно около 20 млн. рабочих мест, появились миллионы безработных с богатым научным и профессиональным багажом.

4.     Минимальная зарплата (720 руб./мес.) не вызывает у людей трудиться.

5.     Примерно 50 семей в стране владеют природными ресурсами, металлургической и химической промышленностью, банковской системой, они назвали себя олигархами и составной частью «мировой элиты»; это практически зарубежные граждане (за границей – их дети, там их семьи и сбережения), для них Россия – источник получения личных доходов.

             Нынешняя власть принимает законы под себя и олигархов, гарантирует невозможность деприватизации, т.е. возвращение государству незаконно приобретенного богатства, изматывает народ «реформами». Что ни реформа, - то ухудшение исходного состояния общества и экономики.

             В апреле 2005 года на заседании Госдумы вице – премьер А Жуков заявил: «Народ устал от слова «реформа», надо заменить его другим», а министр экономики и соцразвития Греф продолжил: «Впереди у нас не осталось легких реформ…». Греф является в стране «главным реформатором», он предложил программу «реформирования» на 10 лет вперед. Суть ее в том, что ничего менять не надо, у нас все сложилось, есть рынок, есть задатки конкуренции, есть частная собственность и предпринимательство и все это, по его мнению, дает экономический рост. А «глупый народ» этого роста не видит, не видит заботу о нем – «надо лучше разъяснять!».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.