рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

- образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в со­хранении или развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий труда работников и получении дополнительных источников дохода;

- непосредственные производители образовательных услуг, т.е. педаго­ги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании свое­го творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий тру­да и его оплаты;

- органы управления образованием, чья роль на рынке образователь­ных услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности образователь­ных учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, кон­троле за соблюдением государственных стандартов образования в обра­зовательных учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями населения, хозяйственных субъектов и т.д.;

- хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в каче­стве работодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля и качества подготовки, культурного и интеллектуального уров­ня, играющие роль конечных (опосредованных) потребителей образова­тельных услуг. При этом крупные хозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения в своем подчинении или ведении, и должны, в перспективе, выступать непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг.

Цели маркетинговой службы органов управления образованием мож­но определить следующим образом:

- удовлетворение образовательных потребностей населения на основе постоянного изучения тенденций их развития;

- наиболее полное и эффективное использование потенциала образова­тельных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образова­тельных услуг;

- обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления об­разовательных услуг на рынке и получение более высокой прибыли как предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной системы;

- управление формированием индивидуальных образовательных потреб­ностей для сближения их структуры с потребностями региона, основных субъектов хозяйственной деятельности.


Основными функциями службы маркетинга органов управления образова­нием являются:

-         разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе изу­чения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции потре­бителя на появление новых видов услуг и возможностей их реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований потребителя;

-         сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований, в том числе международных, в отношении уровня, качества и структуры предос­тавляемых образовательных услуг;

-         разработка и установление эффективной системы взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и управлен­ческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке об­разовательных услуг и тенденций развития образовательных учреждений;

-         методологическое обеспечение маркетинговых подразделений ниже­стоящих управленческих органов и образовательных учреждений;

-         отработка системы контроля качества и стандартизации предостав­ляемых образовательных услуг;

-         обучение кадров принципам и методам маркетинга, повышение ква­лификации работников, выявление творческих личностей и коллективов, способных к инновационной деятельности;

-         организация рекламно-информационной деятельности;

-         разработка предложений по расширению, открытию (сокращению, сворачиванию) классов, факультетов, образовательных учреждений, под­готовке специалистов в соответствии с требованиями рынка и потребнос­тями региона и его субъектов;

-         обоснование необходимости вложений в развитие образовательных учреждений и их подразделений различных форм собственности;

-         анализ тенденций во взаимоотношениях образовательных учрежде­ний региона с хозяйственными структурами и органами управления, вы­работка соответствующей политики и стратегии [5].

        Задачи службы маркетинга:

-         сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем состоя­нии системы образования в регионе;

-         проведение прогнозных исследований;

-         разработка стратегических и оперативных прогнозов по развитию сети образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг, вза­имодействии с потребителями;

-         организация работы по расширению и развитию структуры предос­тавляемых в регионе образовательных услуг;

-         организация работы по формированию спроса и стимулированию сбыта образовательных услуг;

-         налаживание рациональной системы приближения образовательных услуг к их потребителям.

Для организации службы маркетинга необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций.

Представляется особенно важным, чтобы работники маркетинговых служб органов управления образованием сумели поставить с головы на ноги отношение к проблеме бесплатности образования в государственных (муниципальных) учреждениях образования. На самом деле, как хорошо известно, нигде ничего бесплатно не бывает. Образовательные услуги уже оплачены их потребителями, а органы государственного управления вме­сте с образовательными учреждениями выступают как посредники, про­давцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае отношений, возникаю­щих между потребителем и поставщиком по поводу бесплатных образова­тельных услуг должна действовать общая формула маркетинга "покупа­тель - это король". Конечно, более сложными являются отношения между непосредственным исполнителем услуги - учителем, преподавателем и уче­ником, но эти отношения регулируются на основе колоссального разно­образия форм и методов, описываемых педагогической психологией, этикой,  многовекового педагогического опыта.

Среди проблем образовательной сферы, стоящих достаточно остро, настоятельно требующих для своего решения маркетингового подхода, можно отметить следующие:

-         отсутствие достоверной информации об уровне насыщенности рынка подобными образовательными услугами;

-         неустойчивость и несформированность системы образовательных потребностей населения;

-         неурегулированность отношений между образовательными учрежде­ниями различных форм собственности;

-         определение минимума и максимума обязательных требований обще­ства к уровню и качеству образования, механизма осуществления этих требований;

-         определение оптимальных уровней финансирования, кадрового, ма­териально-технического обеспечения системы образования в регионе и его территориях.

Решение этих проблем зависит от темпов организации и развертыва­ния деятельности маркетинговых служб региональных и территориальных органов управления образованием.

1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.

Традиционно подготовка специалистов для промышленности в ВУЗах России была ориентирована на их дальнейшее использование на крупных предприятиях [13].

В последнее десятилетие произошло изменение структуры основных отраслей промышленности. Все больше появляется малых предприятий.

Переориентирование    направленности    работы    молодых специалистов должно найти отражение и в учебных программах технических ВУЗов. В зарубежных ВУЗах такая проблема решается известным способом: к примеру, там готовят инженера по легкой промышленности, что предполагает возможность его использования в любом качестве на соответствующем предприятии.

Какую-то попытку изменить систему подготовки специалистов новой формации сделали путем введения поэтапного обучения: бакалавр, магистр. Однако в результате анализа производственной деятельности выпускников ведущих ВУЗов легкой промышленности не удалось найти устойчивой зависимости возможности использования этих специалистов в малом бизнесе.

Важное значение имеет кадровое обеспечение, а точнее о кадровое наполнение малых предприятий грамотными, высококвалифицированными и хорошо образованными специалистами. Ученые и практики, изучающие малое предпринимательство, с завидным постоянством приводят в течении последних лет такие цифры: в России насчитывается примерно 900-930 тыс. малых предприятий, в которых занято до 30% населения страны; на долю МП приходится 12-14% всего производства российских товаров и объема реализованных услуг [4].

Согласно тех же данных, чуть более 60% количества МП и занятых в них людей составляет торговля (52%) и бытовое обслуживание (11.2%), где, в принципе, образовательный уровень, особенно в первом случае, пока еще не играет решающей роли.

Однако постепенно, хотя и довольно медленно, например, Москва начинает обустраиваться мини- и супермаркетами. И по мере насыщения рынка товаров столицы и других крупных и средних городов России товарами из таких стран, как Турция, Китай, Таиланд, Бангладеш и др., они вынуждены будут обращаться за покупками в стационарные, современно оборудованные торговые заведения.  А это  потребует от их обслуживающего персонала, и в первую очередь, от управленческого, новых,   цивилизованных   отношений   в   исторической   триаде: производитель-продавец-покупатель. Именно при таких отношениях резко возрастет значение второго звена триады, ибо от него во многом будет зависеть нахождение и отбор действительно пользующейся на рынке продукции, ее грамотной и ненавязчивой рекламы потенциальному покупателю. И вот тут уже понадобиться чисто профессиональное, предпринимательское образование, основанное на знании элементов маркетинга, научной рекламы, психологии покупателя и многое, многое другое, чему очень трудно учиться самостоятельно.

Имеются примеры и из сферы, так и не набравшего в России темпы, фермерского движения. Практика их деятельности свидетельствуют о том, что фермер должен знать не только как вырастить хороший урожай, но и как и кому его продать с наибольшей для себя выгодой. И для этого нужны специальные правовые и экономические знания: как правильно скалькулировать стоимость небольших партий товаров и услуг, как правильно составить договор на его реализацию и т.п. А этому их в свое время не учили, т.к. готовили их для крупных предприятий специалистами широкого профиля.

Поэтому для работы в малом бизнесе требуются, и в значительных количествах, узкопрофильные специалисты с глубокими знаниями финансов, экономики, права, менеджмента и маркетинга, и в целом -экономики и управления малого предприятия и его взаимодействия с различными структурами. Однако в России таких специалистов не готовят.

Важное значение в решении поставленной проблемы имеет стратегическая региональная политика в сфере высшего образования. Каждый из 89 регионов России имеет значительные образовательные, социокультурные, природные, экономические особенности. С учетом этих особенностей должна развиваться высшая школа в регионах [21].

Говоря о региональной политике в сфере высшего образования прежде всего необходимо сконцентрировать внимание на подготовке в вузах тех специалистов, в которых сегодня нуждается регион. В то же время система должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать постоянно меняющуюся социально-экономическую ситуацию в стране и регионе. Особенно это важно потому, что сегодня происходит явная аберрация сознания молодежи: стремление получить хорошее образование, а не диплом, наличие которого не гарантирует работу, как это было раньше.

Социологическое исследование, проведенное Тюменским международным колледжем совместно с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, показало, что благополучие человека в СССР обеспечивалось гарантированным распределением после окончания вуза (62%) и бесплатным образованием (72 %). Опрошенные (73.1%) отметили,  что для достижения успеха в жизни в доперестроечный период очень важно было получить высшее образование; такое мнение устойчиво и в современных условиях: 59,6 % респондентов считают важным получить высшее образования для достижения благополучия в сегодняшней России [21].

Стратегическая региональная политика рассматривается в статье  не как дань моде, а как необходимость, без которой невозможно поступательное движение экономики, а следовательно, повышение жизненного уровня населения.

Изменить сложившееся положение может позволить только существенная корректировка направленности обучения.

1.4. Проблема качества подготовки специалистов.

Ориентация экономики на применение передовой техники и тех­нологии, эффективное управление неразрывно связано с расширением сферы применения труда высококвалифицированных специалистов. От этого в значительной степени зависят такие важные показатели конкурентоспособности, как рост производительности труда, результативность вложений в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, качество выпускаемой продук­ции.

Начало проблемы в обеспечении качества подготовки абитуриентов.

Проведя анализ уровня  подготовки абитуриентов,  их  профессиональной ориентации, можно заключить,  что качество школьного обучения не соответствует требованиям ВУЗа по объему и глубине подготовки.

Требуется  довузовская  подготовка школьников до уровня, достаточного для поступления и для быстрой адаптации к тре­бованиям высшей школы [24].

К примеру, в Алтайском гос. тех. университете доля абитуриентов, проведших до-вузовскую подготовку, в наборе составляет от 50 до 75%, возрос кон­курс до 2 чел/место, доля юношей в наборе выросла до 50%, снизилось число отчисляемых студентов на 1-2 курсах [24].

Следует, что целесообразным является продолжение работы по довузовской подготовке абитуриентов, а также проведение выездных вступительных экзаменов.

Первые шаги к рыночной экономике сопровождаются значительным сокраще­нием занятых на предприятиях специалистов, особенно экономического профиля [18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.