- образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в сохранении или развитии и расширении объемов
предоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий труда
работников и получении дополнительных источников дохода;
- непосредственные производители образовательных услуг,
т.е. педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего
творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий труда и его
оплаты;
- органы управления образованием, чья роль на рынке
образовательных услуг заключается в организационном, финансовом,
содержательном, методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности
образовательных учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, контроле
за соблюдением государственных стандартов образования в образовательных
учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы
образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями населения,
хозяйственных субъектов и т.д.;
- хозяйственные субъекты и другие организации,
выступающие в качестве работодателей и заинтересованные в рабочей силе
определенного профиля и качества подготовки, культурного и интеллектуального
уровня, играющие роль конечных (опосредованных) потребителей образовательных
услуг. При этом крупные хозяйственные структуры часто сами имеют
образовательные учреждения в своем подчинении или
ведении, и должны, в перспективе, выступать непосредственными заказчиками тех
или иных образовательных услуг.
Цели
маркетинговой службы органов управления образованием можно определить
следующим образом:
- удовлетворение образовательных потребностей населения
на основе постоянного изучения тенденций их развития;
- наиболее полное и эффективное использование потенциала
образовательных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образовательных
услуг;
- обеспечение роста объемов и улучшение качества
предоставления образовательных услуг на рынке и получение более высокой
прибыли как предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной
системы;
- управление формированием индивидуальных образовательных
потребностей для сближения их структуры с
потребностями региона, основных субъектов хозяйственной деятельности.
Основными
функциями службы маркетинга органов управления образованием являются:
-
разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на
основе изучения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции потребителя
на появление новых видов услуг и возможностей их реализации, анализ тенденций
рынка, мнений и требований потребителя;
-
сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований,
в том числе международных, в отношении уровня, качества и структуры предоставляемых
образовательных услуг;
-
разработка и установление эффективной системы
взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и
управленческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке образовательных
услуг и тенденций развития образовательных учреждений;
-
методологическое обеспечение маркетинговых подразделений
нижестоящих управленческих органов и образовательных учреждений;
-
отработка системы контроля качества и стандартизации
предоставляемых образовательных услуг;
-
обучение кадров принципам и методам маркетинга,
повышение квалификации работников, выявление творческих личностей и коллективов,
способных к инновационной деятельности;
-
организация рекламно-информационной деятельности;
-
разработка предложений по расширению, открытию
(сокращению, сворачиванию) классов, факультетов,
образовательных учреждений, подготовке специалистов в соответствии с
требованиями рынка и потребностями региона и его субъектов;
-
обоснование необходимости вложений в развитие
образовательных учреждений и их подразделений различных форм собственности;
-
анализ тенденций во взаимоотношениях образовательных учреждений
региона с хозяйственными структурами и органами управления, выработка
соответствующей политики и стратегии [5].
Задачи службы маркетинга:
-
сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем
состоянии системы образования в регионе;
-
проведение прогнозных исследований;
-
разработка стратегических и оперативных прогнозов по
развитию сети образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг, взаимодействии
с потребителями;
-
организация работы по расширению и развитию структуры
предоставляемых в регионе образовательных услуг;
-
организация работы по формированию спроса и
стимулированию сбыта образовательных услуг;
-
налаживание рациональной системы приближения
образовательных услуг к их потребителям.
Для организации службы маркетинга необходимо установить границы прав и
ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций.
Представляется особенно важным, чтобы работники маркетинговых служб
органов управления образованием сумели поставить с головы на ноги отношение к
проблеме бесплатности образования в государственных (муниципальных) учреждениях
образования. На самом деле, как хорошо известно, нигде
ничего бесплатно не бывает. Образовательные услуги уже оплачены их потребителями,
а органы государственного управления вместе с образовательными учреждениями
выступают как посредники, продавцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае
отношений, возникающих между потребителем и поставщиком
по поводу бесплатных образовательных услуг должна
действовать общая формула маркетинга "покупатель - это король".
Конечно, более сложными являются отношения между непосредственным
исполнителем услуги - учителем, преподавателем и учеником, но эти отношения
регулируются на основе колоссального разнообразия форм и методов, описываемых
педагогической психологией, этикой, многовекового педагогического опыта.
Среди проблем образовательной сферы, стоящих достаточно остро, настоятельно
требующих для своего решения маркетингового
подхода, можно отметить следующие:
-
отсутствие достоверной информации об уровне насыщенности
рынка подобными образовательными услугами;
-
неустойчивость и несформированность
системы образовательных потребностей
населения;
-
неурегулированность отношений между образовательными
учреждениями различных форм собственности;
-
определение минимума и максимума обязательных требований
общества к уровню и качеству образования, механизма осуществления этих требований;
-
определение оптимальных уровней финансирования,
кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в регионе
и его территориях.
Решение этих проблем зависит от темпов организации и развертывания
деятельности маркетинговых служб региональных и территориальных органов управления образованием.
1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.
Традиционно подготовка специалистов для промышленности в ВУЗах России
была ориентирована на их дальнейшее использование на крупных предприятиях [13].
В последнее десятилетие произошло изменение структуры основных отраслей
промышленности. Все больше появляется малых предприятий.
Переориентирование направленности работы молодых специалистов
должно найти отражение и в учебных программах технических ВУЗов. В зарубежных
ВУЗах такая проблема решается известным способом: к примеру, там готовят
инженера по легкой промышленности, что предполагает возможность его
использования в любом качестве на соответствующем предприятии.
Какую-то попытку изменить систему подготовки специалистов новой формации
сделали путем введения поэтапного обучения: бакалавр, магистр. Однако в результате
анализа производственной деятельности выпускников ведущих ВУЗов легкой
промышленности не удалось найти устойчивой зависимости возможности
использования этих специалистов в малом бизнесе.
Важное значение имеет кадровое обеспечение, а точнее о кадровое наполнение
малых предприятий грамотными, высококвалифицированными и хорошо образованными
специалистами. Ученые и практики, изучающие малое предпринимательство, с
завидным постоянством приводят в течении последних лет такие цифры: в России
насчитывается примерно 900-930 тыс. малых предприятий, в которых занято до 30%
населения страны; на долю МП приходится 12-14% всего производства российских
товаров и объема реализованных услуг [4].
Согласно тех же данных, чуть более 60% количества МП и занятых в них людей
составляет торговля (52%) и бытовое обслуживание (11.2%), где, в принципе,
образовательный уровень, особенно в первом случае, пока еще не играет решающей
роли.
Однако постепенно, хотя и довольно медленно, например, Москва начинает
обустраиваться мини- и супермаркетами. И по мере насыщения рынка товаров
столицы и других крупных и средних городов России товарами из таких стран, как
Турция, Китай, Таиланд, Бангладеш и др., они вынуждены будут обращаться за
покупками в стационарные, современно оборудованные торговые заведения. А это
потребует от их обслуживающего персонала, и в первую очередь, от
управленческого, новых, цивилизованных отношений в исторической
триаде: производитель-продавец-покупатель. Именно при таких отношениях резко
возрастет значение второго звена триады, ибо от него во многом будет зависеть
нахождение и отбор действительно пользующейся на рынке продукции, ее грамотной
и ненавязчивой рекламы потенциальному покупателю. И вот тут уже понадобиться
чисто профессиональное, предпринимательское образование, основанное на знании
элементов маркетинга, научной рекламы, психологии покупателя и многое, многое
другое, чему очень трудно учиться самостоятельно.
Имеются примеры и из сферы, так и не набравшего в России темпы,
фермерского движения. Практика их деятельности свидетельствуют о том, что
фермер должен знать не только как вырастить хороший урожай, но и как и кому его
продать с наибольшей для себя выгодой. И для этого нужны специальные правовые и
экономические знания: как правильно скалькулировать стоимость небольших партий
товаров и услуг, как правильно составить договор на его реализацию и т.п. А
этому их в свое время не учили, т.к. готовили их для крупных предприятий
специалистами широкого профиля.
Поэтому для работы в малом бизнесе требуются, и в значительных количествах,
узкопрофильные специалисты с глубокими знаниями финансов, экономики, права,
менеджмента и маркетинга, и в целом -экономики и управления малого предприятия
и его взаимодействия с различными структурами. Однако в России таких
специалистов не готовят.
Важное значение в решении поставленной проблемы имеет стратегическая региональная
политика в сфере высшего образования. Каждый из 89 регионов России имеет
значительные образовательные, социокультурные, природные, экономические особенности.
С учетом этих особенностей должна развиваться высшая школа в регионах [21].
Говоря о региональной политике в сфере высшего образования прежде всего
необходимо сконцентрировать внимание на подготовке в вузах тех специалистов, в
которых сегодня нуждается регион. В то же время система должна быть достаточно
гибкой, чтобы учитывать постоянно меняющуюся социально-экономическую ситуацию в
стране и регионе. Особенно это важно потому, что сегодня происходит явная
аберрация сознания молодежи: стремление получить хорошее образование, а не
диплом, наличие которого не гарантирует работу, как это было раньше.
Социологическое исследование, проведенное Тюменским международным колледжем
совместно с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, показало, что
благополучие человека в СССР обеспечивалось гарантированным распределением после
окончания вуза (62%) и бесплатным образованием (72 %). Опрошенные (73.1%) отметили,
что для достижения успеха в жизни в доперестроечный период очень важно было получить
высшее образование; такое мнение устойчиво и в современных условиях: 59,6 %
респондентов считают важным получить высшее образования для достижения благополучия
в сегодняшней России [21].
Стратегическая региональная политика рассматривается в статье не как
дань моде, а как необходимость, без которой невозможно поступательное движение
экономики, а следовательно, повышение жизненного уровня населения.
Изменить сложившееся положение может позволить только существенная корректировка
направленности обучения.
1.4. Проблема качества подготовки
специалистов.
Ориентация экономики на применение передовой техники и технологии, эффективное управление неразрывно связано
с расширением сферы применения труда высококвалифицированных специалистов. От
этого в значительной степени зависят такие важные показатели
конкурентоспособности, как рост производительности труда, результативность
вложений в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, качество
выпускаемой продукции.
Начало проблемы в обеспечении качества подготовки абитуриентов.
Проведя анализ уровня подготовки абитуриентов, их профессиональной
ориентации, можно заключить, что качество
школьного обучения
не соответствует требованиям ВУЗа по объему и глубине подготовки.
Требуется довузовская подготовка школьников до уровня, достаточного для
поступления и для быстрой адаптации к требованиям высшей школы [24].
К примеру, в Алтайском гос. тех. университете доля абитуриентов, проведших
до-вузовскую подготовку, в наборе составляет от 50 до 75%, возрос конкурс до 2
чел/место, доля юношей в наборе выросла до 50%, снизилось число отчисляемых
студентов на 1-2 курсах [24].
Следует, что
целесообразным является продолжение работы по довузовской подготовке
абитуриентов, а также проведение выездных вступительных экзаменов.
Первые шаги к
рыночной экономике сопровождаются значительным сокращением
занятых на предприятиях
специалистов, особенно экономического профиля [18].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|