По данным обследования Госкомстата России работники низкой квалификации
или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный
вес безработных без профессионального образования (имеющих среднее общее и
ниже) увеличится с 28% в 1995 г. до 47% в 1999 г.
Первостепенное значение приобретает проблема получения общего образования,
обучения новым профессиям, повышения квалификации. В наибольшей степени с
трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных
знаний и опыта сталкивается молодежь. Уже сейчас население в возрасте до 30 лет
имеет более низкий показатель по всем видам образования, в том числе и общего
среднего, чем старшие возрастные группы. Данное положение осложняет возможность
приобретения приемлемой профессии.
Региональные
проблемы Восточной Сибири созвучны с аналогичными проблемами, возникающими в
регионах Восточного Оренбуржья.
Анализ всех вышеперечисленных
проблем приводит к необходимости их более детального изучения в Восточном
регионе Оренбургской области с целью выяснения общих закономерностей развития
регионального рынка труда и выработки оптимальных решений при планировании
воспроизводства трудовых ресурсов высшего звена (ВТРВЗ) и
управлении этим процессом.
Построение
теории менеджмента в ВТРВЗ в Восточном Оренбуржье является одной из задач
настоящей дипломной работы.
Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей
квалификации на примере Восточного Оренбуржья
2.1.
Направления, методы исследования регионального рынка
труда и формирование профессиональных планов и намерений
молодежи.
В данной главе
нами производилось практическое исследование регионального рынка труда по
следующим направлениям:
– Сравнение показателей, характеризующих человеческие ресурсы Восточного
Оренбуржья с Россией в целом и развитыми странами в 1998г.
– Структура образовательной ориентации выпускников школ;
– Социальное самочувствие абитуриентов;
– Оценка престижа профессий выпускниками школ;
– Рейтинг реально выбираемых профессий;
– Мотивы выбора профессии абитуриентами;
– Факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками школ;
– Уровень занятости в г.Орске;
– Потребность предприятий Восточного Оренбуржья в кадрах;
– Результат трудоустройства выпускников вузов в Восточном Оренбуржье;
– Структура незанятых (безработных) в Восточном Оренбуржье.
В качестве
методики исследования использовались:
–
социологический
опрос школьников (9,11кл.);
–
выборочный
опрос граждан;
–
экспертно-аналитический
метод.
Качественное обновление нашего общества
предполагает существенные изменения в системе
управления образованием, ориентирует на реализацию наиболее целесообразных способов получения
образования, которые могут быть выражены в
форме социального (общественного), коллективного, индивидуального заказов
на образовательные услуги. Социальным заказчиком на подготовку учащихся
общеобразовательной школы, средних и высших профессиональных
учебных заведении, переподготовку кадров и непрерывное повышение их квалификации
выступает все наше общество: учащиеся, родители, социальные группы и классы,
организации и предприятия.
Социальные заказы на образование можно условно
разделить на общественный, региональный, коллективный и индивидуальный.
Общественный заказ определяется объективно
существующей на каждом этапе развития потребностью в образовании, всестороннем
развитии личности. В соответствии с социальным заказом решается вопрос о
приоритете развития образования в стране, конкретизируются целевые установки и
требования к объему и содержанию образования с учетом выявленных потребностей
общества в образовательных.
Региональный заказ на образование представляется в
количественном и качественном выражении. В первом из них фиксируются
потребности в кадрах всех сфер народного хозяйства региона. Качественная
характеристика содержит квалификационные требования к уровню
общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров. Это позволяет
уточнить и скорректировать структуру и содержание образовательных программ,
типы и виды образовательных учреждений, сроки, формы и методы обучения. Цели
образования в регионе определяются государственными и региональными
потребностями. Задачей же органов управления становится их достижение с помощью
определенных средств в установленные сроки.
Назовем основные функции, реализуемые на
региональном уровне управления:
• учетно-расчетная (выявление всех
ресурсов региона и нормативное их распределение);
• структурно-инвестиционная
(распределение средств в соответствии с заказом);
• достижение сбалансированности системы
образования и ее соответствие потребностям народного хозяйства;
• информационно-аналитическая
(обеспечение обратной связи на основе анализа информации о выполнении
регионального заказа на образование);
• программно-методическое
обеспечение образования в регионе (разработка его содержания в
соответствии с квалификационными требованиями).
Среди других сквозных функций отметим планирование
и прогнозирование, нормирование ресурсов для всех звеньев образования, анализ
качества подготовки выпускников учебных заведений; программно-методическое и материально-техническое,
финансовое и кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку кадров по всем
направлениям, оценку качества подготовки выпускников и уровня квалификации
педагогических кадров.
Коллективные и индивидуальные заказы обусловлены
различием образовательных потребностей учащихся, родителей, социальных групп,
общественных организаций и необходимостью удовлетворения индивидуальных образовательно-воспитательных
интересов и потребностей личности, склонностей и способностей человека. Такие
заказы на более разностороннюю, углубленную и дифференцированную подготовку
обеспечиваются за счет дополнительных вкладов средств государственных и общественных
организаций, кооперативов, профессиональных обществ, союзов, добровольных
взносов отдельных граждан и других поступлений из разных источников.
Поступательное развитие всей сферы образования
должно быть обеспечено путем перестройки существующего механизма управления
народным образованием. Система общего, профессионального и среднего специального
образования в условиях перехода к рыночным отношениям должна быть преобразована
в саморегулирующую систему, которая могла бы приспосабливаться к изменяющимся
условиям в обществе. При этом, она должна являться своеобразным
катализатором тех социально-экономических преобразований, которые
происходят с кадровым потенциалом в Российской Федерации.
Главной задачей управления этим процессом является
сохранение и развитие интеллектуального, культурного, экономического потенциала
региона (в данной дипломной работе – Восточного региона Оренбургской области).
Для стабилизации и дальнейшего развития образования необходимо увязать его с
социально-экономическими изменениями всего общества и, конечно, данного
региона, с учетом реальных потребностей различных типов учебных заведении в
кадрах. Чтобы учебные заведения выдержали конкуренцию, руководители органов
образования должны владеть ситуацией в регионе, располагать объективной и
надежной информацией о движении рабочей силы, о потребности рабочих по определённым
профессиям, уровне их квалификации, об обучении безработных и др.
Решение задачи сохранения и развития кадрового
потенциала требует принятия незамедлительных мер по реорганизации управления
этими процессами, поскольку для структуры российского рынка труда в настоящее
время характерны значительное уменьшение численности экономически активного населения,
рост "горизонтальной" миграции между отраслями народного хозяйства. В
ряде регионов доля специалистов высокой квалификации в общем числе безработных
достигает 60%, а начиная с 1993 г. среди них впервые появились выпускники
общеобразовательной и профессиональной школы.
Даже эти, весьма ориентировочные, данные позволяют
оценить глубину изменений, которые происходят с человеческими ресурсами с их
подготовкой к труду в стране, и в Восточном Оренбуржье, в частности. В конце
1993 г. практически разрушились прежние административно закрепленные связи
между профессиональной школой и профессиональным трудом.
Уже в 1994 г. по России в целом более 50%
выпускников вузов, до 68% выпускников средней и до 80% выпускников начальной
профессиональной школы оказались нетрудоустроенными; без работы и учебы
остались примерно 500 тыс. девятиклассников ([3], стр.63-65).
В России ежегодно теряется более 1 млн. выпускников
различных звеньев общеобразовательной и профессиональной школы.
Этот процесс, к сожалению, имеет кумулятивный
характер, и число нетрудоустроенной молодежи возрастает год от, года, ослабляя
профессиональный потенциал российской экономики и снижая качество жизни россиян.
Таблица 2.1.
Показатели,
характеризующие человеческие ресурсы Восточного Оренбуржья, России в целом и
развитых стран в 1998г.
|