рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Работа служб занятости не решает этой проблемы: при более чем 1.300 тыс. выпускников дневных отделений всех форм профессиональной школы по России в 1997 -1998 гг. в службы занятости обратилось лишь немногим более 350 тыс. чел., то есть примерно 27% выпуска этого года. Данная тенденция характерна и для Восточного Оренбуржья. Хотя стоит отметить вообще рост числа граждан, обращающихся в службы занятости. Так по Оренбургской области с 1997г. по 1998г. этот рост составил 15% со 145 тыс. чел. до 167тыс. чел.

Если учесть, что нетрудоустроенный контингент новых выпусков накладывается на предыдущие, то процесс этот и в 1999 г., и в последующих будет иметь кумулятивный характер, поскольку прием в учебные заведения остался практически на прежнем уровне.

Рынок профессий и рынок образовательных услуг в Восточном Оренбуржье  оказываются практически несвязанными. Так, по данным местных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных профессий, в числе первых десяти приоритетных оказались в основном профессии ремесленников и работников сферы услуг (печники, ремонтники, плотники, бухгалтеры и т.п.).

Особую озабоченность вызывает то, что при сохранении  указанных тенденций в ближайшей перспективе каждое новое поколение будет менее обученным (менее охваченным всеми видами обучения), чем предыдущее. А это при наблюдаемом снижении количества и качества всех видов получаемого образования - ухудшит качественную структуру рабочей силы.

Решение проблем здесь видится в основательной структурной реформе всей профессиональной школы, начиная с ее начальных звеньев; развитии национальной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, а также в разработке региональных и отраслевых программ управления человеческими ресурсами для труда.

Переход к рынку требует обновления политики образования, в том числе и высшего образования. Эта политика должна быть направлена на адаптацию школы  к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного механизма, путем изменения стратегии образования и, прежде всего, в деле экономического и социально-педагогического управления народным образованием. При этом речь идет не о каких-то поправках в системе народного образования, имеющих частное значение, а о разработке системы мер, которая обеспечила бы рациональное использование созданных в стране гигантских производительных сил. Речь идет о необходимости совершенствования образования, чтобы производственный эффект от обучения и воспитания учащейся и работающей молодежи не был случайным фактором, как это имеет место в настоящее время, а будет плановым средством и показателем как роста эффективности производства, так и культуры членов нашего общества.

В процессе подготовки данной дипломной работы проводились исследования, имеющие своей сутью комплексный мониторинг рассмотренных выше проблем подготовки и занятости кадров высшей квалификации среди молодых специалистов.

Результаты исследований приводятся ниже.

2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов

Опрос проводился в выпускных 9-х и 11-х классах по стандартной методике. Выпускникам было предложено по каждому вопросу сделать от одного до трех выборов предложенных вариантов.

Социально-демографические характеристики участников опрошенных вполне отражают параметры всей совокупности выпускников региона.

Планы и намерения выпускников относительно своего образования слагаются традиционно из 2 аспектов: с одной стороны, из наличия или отсутствия ориентации на продолжение образования, а с другой стороны из того, какой класс выпускник заканчивает (11 или 9).

Различные комбинации этих двух аспектов дают развернутую и разнообразную картину планов и намерений выпускников.                 

В 1999 г. эти планы выглядят следующим образом – 73,8% всех опрошенных планируют поступить в Вузы и приобрести высшее образование, 39,4% приобрести средне-специальное или профессиональное (училище, колледж - 11,5% и 27,9% соответственно), 10,9% планируют заняться коммерцией, 12,6% одним из вариантов своего будущего предположили пойти работать, 26,8% - учащихся пока не определились со своим выбором.


Таблица 2.3.

Структура образовательной ориентации выпускников школ

Восточного Оренбуржья (в %) в 1999г.

Планы

По всему контин-

генту

Пол
Класс

Юноши

Девушки

9 кл.

11 кл.

Училище

11,5

9,7

12,6

12,6

10

Колледж

27,9

30,6

26,1

37,9

15

ВУЗ

73,8

73,6

73,9

65

85

Займусь коммерцией

10,9

20,8

4,5

12,6

8,6

Пойду работать

12,6

11,1

13,5

9,7

16,3

Не знаю

14,2

11,1

16,2

18,4

8,8

Другой вариант

12,6

11,1

13,5

15,5

8,8



Из таблицы 2.3. видно, что наблюдаются различные ориентации у разных групп учащихся. Так, процент 11-классников, планирующих поступить в Вуз, значительно выше (на 20%), чем у 9-классников. Популярность колледжей у 9-классников более чем в два раза выше, чем у 11-классников. Желающих 11-классников пойти работать в полтора раза больше, чем 9-классников. Не определившихся 9-классников в среднем в два раза больше, чем  11-классников.

Юношей желающих заняться коммерцией почти в пять раз больше, чем девушек. Популярность колледжей несколько выше у юношей, чем у девушек, у девушек же более популярны училища.

Планы девятиклассников напрямую связаны с тем, остаются ли они в школе или покидают ее. Собираются продолжить школьное образование 73,7% девятиклассников, более половины из них желают иметь высшее образование, каждый третий одним из трех вариантов своего ближайшего будущего указывает на училище или колледж.

Уйти из школы планируют 26,3% девятиклассников, 12,6% из них собирается в училище, одна треть - в колледж, на высшее образование ориентированны 65%. Каждый пятый учащийся 9 класса независимо от того, уйдет он из школы или нет, «пока не знает», что предпримет после окончания школы.

Противоположностью образовательной ориентации выпускников является ориентация на практическую деятельность: занятие коммерцией или поиск работы в других сферах народного хозяйства. Надо отметить, что не только по данным мониторинга, но и других исследований социологов, отчетливо прослеживается тенденция к снижению желающих трудоустроиться после окончания школы. Так, если в 1985 г. по России среди юношей почти 15% планировали продавать свой труд после школы, то доля юношей-выпускников 99г. в Восточном Оренбуржье, планирующих работать несколько ниже и составляет 11,2%.

По мнению автора дипломной работы, это объясняется тем, что с учетом особенностей состояния экономики России происходят крупные изменения в сфере занятости всего населения. Положение молодых на рынке труда, равно как и других групп, определяется спросом на труд данной социально-демографической группы, ее конкурентоспособностью, уровнем квалификации и т.д. По этим показателям выпускники школ значительно проигрывают людям среднего и старшего возраста.

В ситуации роста безработицы, которая демонстрируется примерами собственных родителей, выпускники достаточно реалистично оценивают скорее не свои собственные способности, а свои шансы. И исходя из конкретных обстоятельств строят (а каждый четвертый опрошенный и этого не делает) свои планы на будущее.

Сравнительный анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод, что образовательные намерения выпускников связаны, прежде всего, с местом их проживания. Ориентации выпускников напрямую связаны с наличием или отсутствием возможности делать свой выбор: продолжить ли свое образование или идти работать. Именно эта возможность корректирует планы и желания учащихся. На сегодняшний день можно констатировать ограниченность возможностей выпускника и в трудоустройстве, и в передвижении к месту желаемого учебного заведения, а значит и в намерениях.

Социальное самочувствие - это интегральная, субъективная оценка человеком успешности своего существования, своей жизни. Оно является индикатором тех социальных процессов, которые происходят в обществе.

Таблица 2.4.

Социальное самочувствие выпускников школ Восточного Оренбуржья

(в % по каждой группе)


Характеристики самочувствия

Всего

Пол
Класс

Юноши

Девушки

9 кл.

11 кл.

Надежда, оптимизм

61,7

61,1

62,2

60,2

63,8

Спокойствие, но без особой надежды

15,3

20,8

11,7

12,6

18,8

Тревога и неуверенность

19,1

13,9

22,5

21,4

16,3

Страх и отчаяние

0,5

0

0,9

1

0

Другие чувства

3,3

4,2

2,7

4,9

1,3

Не случаен в анкете мониторинга вопрос «Что Вы чувствуете, размышляя о своем будущем», который являемся показателем социального самочувствия опрошенных выпускников (см. табл. 2.4.).

Социальное самочувствие выпускника - это его субъективная оценка, но знание этой оценки становится необходимым для осмысления той реальности, в которой он живет. И хотя свое самочувствие учащиеся оценивают выше, нежели другие группы населения, все-таки есть основания тревожиться, так как каждый пятый опрошенный выпускник региона чувствует себя неуверенно, проявляет беспокойство, а иногда и страх за свое будущее (см. табл. 2.4). Что и отражается у некоторых в спаде интереса и неопределенности в выборе своей образовательной и трудовой. позиции.

Так, 61,7% опрошенных, независимо от возраста и пола смотрят в будущее «с надеждой и оптимизмом». 15,3% опрошенных чувствует себя «спокойно, хотя и без особых надежд». Каждый пятый проявляет "тревогу и неуверенность».

Девушки гораздо более обеспокоены своим будущим чем юноши. «Тревогу» высказали 22,5% девушек и 13,9% юношей. Юноши значительно более спокойны по отношению к своему будущему, чем девушки: 20,8% юношей высказали «спокойствие» против 11,7% девушек. Также более спокойны 11-классники, чем 9-классники (18,8% против 12,6%).

Составной частью планов выпускников является выбор профессии. Профессия является показателем социальной структуры общества, места, которое человек стремится занять в системе общественных отношений. Анализируя профессиональную структуру можно понять, как в сознании молодого человека в преобразованном виде отражается система общественной дифференциации, как складывается иерархия различных профессиональных слоев.

С выбором профессии выпускник определяет свой социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе, место в системе общественного разделения труда, т.е. принимает одно из главных решений своей жизни.

В ходе мониторинга выявлялась направленность и диапазон профессиональных интересов молодежи.

Существует множество видов классификации профессий. Выбирая профессию, выпускник оценивает как минимум три момента:

- во-первых, свое отношение к той или иной профессии; что отражает ее престиж;

- во-вторых, свои реальные возможности и условия получения выбранной профессии;                                                           

-         в-третьих, характеристики ее привлекательности для себя. Из этих оценок складывается информация о престижности профессии и о мотивах выбора выпускниками той или иной профессии.

Престиж или, иными словами, популярность профессии в социальной структуре соотносится с потребностями народного хозяйства. Знание и определение тенденций популярности различных профессий необходимо для эффективного социального управления. Оценка престижа профессий в сознании молодежи за последние 20- 25 лет кардинально изменилась. Если в середине 70х годов первые места у юношей занимали профессии: «летчик», «инженер-радиотехник», «ученый-физик», в середине 80х поднялся престиж профессий «шофер», «механик», то в 99 г. престиж этих профессий снизился в несколько раз. Та же картина наблюдается и у девушек, с той лишь поправкой, что их в 70е годы привлекали профессии из сферы искусства и науки, в 80е годы из сферы торговли. И наоборот, такие профессии как «юрист» и «экономист» 20-25 лет назад занимали лишь 70 место по шкале престижа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.