|
|
Интенсивность сокращения численности значительно дифференцирована по отраслям промышленности. В нефтепереработке этот процесс несколько замедлился - с 9 до 5%, в стройиндустрии соответственно с 14 до 10%, в цветной металлургии – с 17% до 5 %. В таких отраслях как машиностроение и легкая промышленность сокращение практически прекратилось. В пищевой промышленности отмечается рост сокращения численности с 3 до 4%. В таких отраслях как мебельная, электроэнергетика, ремонт машин и оборудования наблюдается сокращение численности списочного состава, тогда как в предыдущий период наблюдался рост. Таблица 2.11.Уволено работников (чел.) за 1 кв. 1999г. по г.Орску | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отрасли |
Всего по отрасли |
В том числе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В связи с сокращением численности персонала |
По собственному желанию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленные |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электроэнергетика |
79 |
5 |
31 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нефтепереработка |
109 |
3 |
59 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цветная металлургия |
1233 |
58 |
268 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Машиностроение |
734 |
88 |
481 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стройиндустрия |
167 |
29 |
121 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Легкая промышленность |
71 |
14 |
39 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пищевая промышленность |
169 |
33 |
81 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мебельная |
38 |
– |
33 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ремонт машин и оборудования |
12 |
1 |
11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие |
20 |
– |
20 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по группе |
2632 |
231 |
1144 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непромышленные |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сельское хозяйство |
63 |
– |
59 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт |
374 |
5 |
183 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строительство |
220 |
17 |
173 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Торговля и общественное питание |
170 |
25 |
116 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммунальное хозяйство |
481 |
14 |
417 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образование |
605 |
– |
603 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление |
27 |
2 |
24 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравоохранение |
249 |
– |
249 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Культура |
17 |
– |
17 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие |
39 |
1 |
33 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по группе |
2245 |
64 |
1879 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по г. Орску |
4877 |
295 |
3023 |
В непромышленных отраслях, в сельском хозяйстве и торговле процесс сокращения замедлился соответственно с 19 до 13% и с 13 до 3%. Рост численности занятых по сравнению с 1998 годом не наблюдался.
В масштабах, динамике и структуре скрытой безработицы существенных изменений не произошло. Большое распространение получил на предприятиях машиностроения, металлообработки текстильной промышленности и цветной металлургии такой режим работы, как занятость неполное рабочее время. По-прежнему высока доля работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации в связи с отсутствием работы - около 20%.
В целом, из общего числа выбывших за первый квартал 1999г., выбытие по сокращению штатов составило 6 % (см. табл.2.11).
Наиболее сильно сокращение штатов коснулось цветной металлургии – 1233 чел. и сферы образования – 605 чел.. Менее всего сокращение штатов затронуло отрасли сельского хозяйства – 63 чел.
Негативно повлиял на занятость и низкий средний уровень заработной платы в целом по отраслям народного хозяйства в г. Орске, который в 1998г. составил 881 рубль.
В результате произошло усиление притока работников в сырьевые отрасли, а также в производства с преобладанием малоквалифицированного труда, где уровень зарплаты выше среднего, а также низкая зарплата привела к деформации потребительского бюджета, переориентировав его исключительно на товары первой необходимости, что в свою очередь повлекло рост цен на них. В результате произошло сокращение объемов производства и занятости в технически передовых отраслях. С точки зрения уровня заработной платы резко ухудшилось положение в сельском хозяйстве, где заработная плата составила с начала года 27 % от среднеотраслевого уровня. Низкий уровень оплаты труда по-прежнему остается в отраслях культуры и искусства (53,2 % от среднеотраслевого).
Катастрофическое положение сложилось в отрасли науки и научного обслуживания. Низкий уровень заработной платы работников науки и научного обслуживания обусловил массированный отток кадров. Весьма незначительны возможности структурных сдвигов в кадровом составе науки, т.к. все усилия по сохранению науки сосредоточиваются пока на сохранении научно-технических специалистов.
Центральной проблемой современного рынка труда в Восточном Оренбуржье можно рассматривать максимально возможное достижение сбалансированности рабочих мест и человеческих ресурсов для труда. Эту проблему нельзя считать новой для отечественной экономики, однако нельзя на признать, что в последнее время эта проблема обострилась. Основными причинами все возрастающего дисбаланса между упомянутыми составляющими рынка труда становятся продолжающийся спад производства и структурная перестройка экономики.
Сбалансированность рабочих мест в регионе обеспечивается в том случае, когда число имеющихся рабочих мест совпадает с трудовыми ресурсами, при этом обязательно учитывается профессиональный состав и квалификация персонала и соответствующие характеристики рабочих мест. Следует иметь в виду, что достижение подобной сбалансированности, даже теоретически, практически невозможно. Поэтому следует стремиться к минимизации дисбаланса рабочих мест и рабочей силы.
При решении названной проблемы необходимо учитывать процессы банкротства и санации предприятий, которые сами по себе имеют весьма противоречивый характер. С одной стороны, имеется необходимость ликвидации и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств, с другой принимая во внимание значительное количество монопольных предприятий, проведение мероприятий по ликвидации следует, прежде всего, увязывать с решением сложных социальных проблем, которые возникают при высвобождении работников, а именно определением правовых условий смены собственника на конкретном убыточном предприятии, определением финансовых средств для обеспечения минимальных социальных гарантий высвобождающимся работникам.
Проведение эффективной политики занятости населения невозможно без компромисса между экономическими и социальными результатами. Необходимо взвешивание экономических результатов развития рыночных отношений с их влиянием на рынок труда и необходимостью введения корректив.
С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения может появится материальная основа для обеспечения современных стандартов жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращения установленной продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, воспитание детей и т.д.
Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда, речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировки трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.
В настоящее время федеральные и региональные органы занятости, рассматривая в совокупности проблемы занятости и безработицы (что методически справедливо), ставят вопрос об определении некоторого нормального (предельно допустимого) уровня безработицы. Такая постановка вопроса в какой-то мере объяснима с точки зрения определения уровня безработицы, безопасного для сохранения социального спокойствия в городе, регионе, стране в целом. Можно понять и предпринимателей, которых удовлетворяет факт наличия безработицы, поскольку они видят в ней один из стимулов для эффективного труда занятых и, следовательно, для развития производства. Так, например, известный политик и предприниматель К.Боровой отмечает, что "нам необходимо привести в цивилизованные рамки ту же безработицу, нормальный уровень которой колеблется от 3 до 6% работоспособного населения это та цифра, которая дает экономике конкуренцию и стимул" ("Экономика и жизнь", 1993. №46). Этой же точки зрения придерживается и А.Котляр. Наконец, ясна позиция в отношении безработицы и специалистов, занимающихся вопросами регулирования рыночных отношений, инфляции, ценообразования.
Чтобы качественно управлять занятостью населения и человеческими ресурсами для труда, органы управления должны иметь ясное представление о складывающейся в настоящее время и в перспективе ситуации на рынке труда. Специфическое место в решении проблемы формирования прогнозных оценок развития ситуации на региональном рынке труда играет баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.
Структура безработных на предприятиях
Восточного Оренбуржья в 1998г.
Специаль-ность
С высшим образованием
Без высшего образования
До 40 лет
После 40 лет
До 40 лет
После 40 лет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.