рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

В экономике современной России важную роль играет финансово-банковская сфера деятельности. От ее эффективного функционирования в большой степени зависят прогресс экономики, успехи и неудачи проводимых в стране рыночных реформ [25].

Нормальное функционирование и перспективы развития финансово-банковской сферы во многом определяются уровнем профессионализма и компетентности тех специалистов, которые работают в ней.

Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснован­ные решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях. Таких специалистов сегодня явно не хватает России не только из-за чрезвычайно быстрого расширения финансово-банковских операций и создания множества новых организационных структур, но и потому, что экономические факультеты и вузы, длительное время ориентированные на подготовку кадров для централизованно планируемой эконо­мики, не накопили достаточного опыта подготовки работников, отвечающих тре­бованиям рынка. Если в кратчайшие сроки не изменить эту ситуацию, отрицатель­ные последствия будут неизбежны.

Дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно на руководящих по­стах, делает проблему подготовки кадров одной из острейших. Для ее решения нужна соответствующая система образования, которая, должна ор­ганично соединять в себе, с одной стороны, лучшие традиции отечественной выс­шей школы, а с другой — передовой зарубежный опыт, тем более что все условия для этого есть.

Система образования, в том числе финансово-банковского, дли­тельное время была ориентирована на условия хозяйствования, принципиально от­личающиеся от рыночных. Вот почему сегодня задачей первостепенной важности является создание принципиально новой по своему содержанию системы подготовки кадров для финансово-банковского сектора экономики. При этом чем глубже проникают в российскую экономику рыночные основы хозяйствования, тем острее становится необходимость ее решения.

Работа по реформированию существующей системы высшего, в том числе финан­сово-банковского образования, требует глубокого и всестороннего учета междуна­родного опыта, накопленного в этой области. Было бы не только легкомысленно, но и преступно не учесть того, что в экономически развитых странах Запада ры­ночные отношения существуют уже очень давно, в связи с чем система обучения наиболее соответствует рыночной экономике. Россия просто обязана взять все лучшее, что накоплено мировой практикой в области подготовки специалистов с высшим финансово-банковским образованием.

Правда, изучая и стремясь использовать опыт, накопленный другими странами, следует помнить, что практика постижения заграничных новаций сегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта пред­ставляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стан­дартам в области финансово-банковского образования.

Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их подготовки [18].

Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к тем­пам и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация та­кова, что наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон преобразований. Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам. Возни­кает проблема: как найти разумную меру соотношения между коммерческими операциями, с одной стороны, и подготовкой специалистов и научной деятель­ностью, т.е. непосредственными задачами вузов, - с другой.

Одним из направлений реформирования российской высшей школы должно являться активное ее включение в мировую образовательную систему. Как и нау­ка, образование по своей сути является интернациональным, оно отражает не только духовный, культурный уровень общества, но и степень адекватности реагирования на прогрессивные изменения, происходящие в деле просвещения.

Решение указанной проблемы видится в широкомасштабном внедрении международного сотрудничества. Современные модели межвузовского и регионального сотрудничества в облас­ти высшего образования радикально пересматриваются. Этому процессу способ­ствуют стремительные события, происходящие в последнее время в мире.

1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении.

В современных  условиях обнаружился дефицит  специалистов, потребность в которых вызвана становлением рынка. Поэтому необхо­димо, чтобы процесс обучения был более  гибким, что стимулировало бы  академическую и профессиональную мобильность  студентов  на рынке образовательных услуг. Необходим новый адаптационный механизм,  с учетом приобретения опыта в области деловой активности [15].

Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач:

1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской деятельности;

2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего индивиду­ального потенциала, формирование осознанной деловой активности;

3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что должно облегчить решение проблемы будущей занятости студен­тов, их адаптации к рынку.

Подго­товка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе.

Важно  учитывать  ряд принципов  при  обучении деловой активности:

- последовательность;

- самообразование;

- интеграцию (синтез всех учебных дисциплин);

- открытость;

- непрерывность.

Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образ­ностью, последовательностью, простотой изложения. Активное обуче­ние должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения "добывать" знания.

Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении обеспечивается следующим ком­плексом условий [14]:

Формирование информацион­ного поля, включающего:

сведения об активной и перспек­тивной конъюнктуре рынка труда об­ласти, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям

банк профессиографических ха­рактеристик профессий региона;

банк данных по учебных и курсо­вым заведениям области все типов;

перечень новых конкурентоспособных  профессий региона профес­сий, рекомендуемых для самозанятос­ти и предпринимательств, редких профессий и народных промыслов;

Обучение умению анализиро­вать профессиональную деятельность, выделять основные признаки, опреде­ляющие структуру и содержание профессионального труда.

Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в разных видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной занятости и развития малого бизнеса.

Повышение конкурентоспособ­ности молодежи на рынке труда (об­ретение компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.).

Формирование этих условий будет способствовать по­вышению профессиональной актив­ности молодежи при выходе ее на ры­нок труда.

Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности регионального рынка труда.

1.6. Проблема занятости.

Анализ проблемы занятости в условиях рынка представляется, следующим образом:

Во-первых, переход к рынку невозможен без  обеспечения экономической свободы личности,  без реализации права на свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.   

Во-вторых, рыночная трансформация  экономики России сопровождается ее структурной  перестройкой, существенным изменением доли  различных отраслей в валовом национальном  продукте. Такая перестройка и требует и создает возможность  интенсификации   процессов трудовой мобильности.   

В-третьих, актуализация проблемы мобильности рабочей силы определяется и усилением  технологических инноваций, без которых решение социально-экономических проблем невозможно [22].   

Вызванные  перечисленными факторами процессы высвобождения работников и трудовые  перемещения носят вынужденный,  стихийный  характер, осуществляются нередко в состоянии  психологического стресса, не  способствуют  обеспечению социальной стабильности общества.

В  этой связи представляются актуальными  проблемы  создания модели  адаптационного  механизма занятости, направленного на социальную  поддержку высвобождаемых  работников, рациональное использование их трудового  потенциала, формирование ценностных ориентаций, мотивов их поведения.   

В условиях становления рынка формирование нового механизма занятости требует трансформирования  и включения его регулятивных  возможностей. Разработка теоретической модели адаптационного механизма может способствовать разрешению целого ком­плекса проблем в сфере труда и занятости.

Таким образом, проблема занятости связывается, в основном, с особенностями формирования рынка. Решение проблемы видится в реализации сложной схемы адаптационного механизма, в которую в частности входят:

трудовая мобильность, под которой понимается изменение трудового статуса, переход занятого в незанятого, неквалифицированного  в квалифицированного, заня­того неполное рабочее время в частично занято­го.

система стратегических направлений. Его основу составляют комплексные поведенческие модели, возможные  в  новых  экономических условиях.

система косвенного  воздействия на механизм адаптации.

Экономические циклы можно рассматривать как причину качественных из­менений в структуре занятости населения и процессе движения кадров, уровня занятости и безработицы.

Выделяют аграрный, индустриальный и сервисный (инфраструктурный) типы занятости, как исторически обусловленные и сменяющие друг друга в ходе экономической эволюции.

Если на индустриальной стадии развития повышение уровня доходов на душу населения обеспечивалось тиражированием ин­дустриальных технологий, то переход к информационной цивилизации основан на опережающем развитии и саморазвития индиви­да. Позитивные изменения качественных характеристик "человеческого  капитала" должны опережать количественный рост населения и совершенствование средств производства.

Одной из возможных моделей реформирования сферы занятости могла бы стать модель, основанная на "полюсах долгосрочного ро­ста". Производственная и социальная инфраструктура, форми­рующийся рынок услуг могли бы образовать "первую волну" ре­формирования.

Во-первых, рынок услуг в настоящее время существует в значи­тельной степени за счет латентных и налогонеоблагаемых форм, и уже сложились отдельные его сегменты.

Во-вторых, в этой сфере сохранился неудовлетворенный спрос населения и предприятий в сервисных услугах.

В-третьих, этот сектор наиболее восприимчив к инновациям, а сейчас имеется уникальный исторический шанс привлечь в него наиболее квалифицированные и молодые кадры. Ситуация на рын­ке труда такова, что выпускники вузов часто не находят работы.

Сфера занятости представляет собой не одно­родное монопространство, а полицентрическую региональную структуру. Причем типологические межрегиональные различия часто выступают более ярко выраженными, чем межстрановые.

Децентрализация регулирования в системе "центр - периферия" призвана активизировать региональную политику занятости и освободить, а может быть, сформировать социальную базу реформ в "глубинке". Речь идет о переходе от индустриальной модели за­нятости к инфраструктурной и создании адекватных механизмов, форм управления, типов поведения, а также стратегических преоб­разований в структуре экономических элит. Необходимо учиты­вать и такие моменты, как формирование новых ценностей, ориен­тация на активную личность в хозяйственной системе, укрепление духа предпринимательства, поддержка ключевых социальных групп, наиболее восприимчивых к инновациям, которые при созда­нии благоприятных условий формируют потенциал реформирова­ния, укрепление института профессионального менеджмента.

Таким образом, если рассматривать сферу занятости, как ре­формируемую систему с позиций глобальной схемы "ядро - перифе­рия", то можно сделать вывод о том, что модернизацию необходи­мо начинать не с ядра, а с периферии, а точнее тех ее сегментов, которые несут в себе потенциал стратегического развития.

Существует серьезная проблема: рез­кое высвобождение работников по причине спада именно тех производств, чья  продукция имеет наибольшую потребность в экономике на­родного хозяйства [19]. Речь идет о заводах строительных материалов, ре­зиновых изделий, переобрабатывающих  предприятий пищевой промышленности. При  этом высвобождаются не излишки рабочей силы, а именно ква­лифицированные рабочие кадры.

Необходимо создать компьютерные взаимосвязанные  модемные системы для исследования  и  анализа состояния рынка труда на разных иерархиях, выработке управленческих решений, прогнозирования рынка труда.

Быстрое индустриальное развитие общества является одной из причин появления проблемы занятости [2].

Проблема занятости занимает одно из центральных мест для большинства категорий наемных работников.

Образуются как бы два рынка труда. На первом представлены высококвалифицированные специалисты и рабочие, обслуживающие новейшую технику и получающие сравнительно высокую зарплату. На другом сосредоточены обладатели    устаревших    профессий,    низкооплачиваемые    категории малоквалифицированных трудящихся. Именно эти работники составляют в западноевропейских странах ядро застойной безработицы (более 1 года), если в 1985г. доля таких безработных составляла 0,9% экономически активного населения, то в 1993г. - 4,7%, а в 1994г. - 6,6%. В процессе структурного кризиса образовался так называемый «under class» - компактный социальный слой с надорванными общественными связями, состоящий из бывших рабочих.

Обратим внимание на проблему занятости в конкретном регионе Восточной Сибири.

Подход к решению возникающих сложностей видится в формировании концепции устойчивого развития региона, при этом придавая первостепенное значение гармоничному сочетанию человека с природой в аспекте его жизнедеятельности.

В частности отмечается, что особое звучание данная проблема получает в регионах, имею­щих уникальные крупномасштабные природные объекты, что, в частности, наблюдается в Восточной Сибири, где задачи хозяй­ственного освоения региона столкнулись с байкальской проблемой. Предприятия лесопромышленного комплекса, в первую очередь, два целлюлозных комбината, построенные в начале 60-х гг. на Байкале, дают, по оценкам специалистов, 60% совокупных антропогенных  загрязнений бассейна данного озера. Но лесопромыш­ленный комплекс - один из базовых в экономике региона - обеспе­чивает занятость трети трудоспособного населения и заметные по­ступления в местный бюджет.

Высшим критерием занятости населения, ориентированной на обеспечение устойчивого развития, является формирование человека  экологического. Последний уже не является личным фактором производства даже с поправкой на рациональное поведение, а выступает  специфическим потребителем условий производства. Это потребление происходит постольку, поскольку оно обеспечивает гармонию человека с природой, здоровые условия жизнедеятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.