Стоимость израсходованных
материалов оценивается по формуле:
Р = Он + П — Ок , где
Р — стоимость израсходованных
материалов;
Он и Ок — стоимость начального
и конечного остатков материалов;
П — стоимость поступивших
материалов.
Понятие внутреннего финансового контроля
Для повышения эффективности управления
руководители хозяйствующих субъектов и других структур (в том числе и
государственных) могут посчитать целесообразным, создание в своем
подчинении специализированных подразделений для проведения финансового
контроля на управляемых ими объектах. Это так называемый внутренний
финансовый контроль — независимая от внешнего влияния деятельность
хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке
своей работы, проводимая им в собственных интересах. Внутренний
контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быть
по возможности функционально и организационно независим.
Цель внутреннего контроля — помочь руководству
хозяйствующего субъекта или органа управления (в том числе и органа
государственного управления) эффективно выполнять свои функции.
Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа и оценки,
рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате
проверок. Используя эту информацию, руководство решает, какие меры
необходимо принять для устранения выявленных недостатков (если такие
обнаружены) и на каких участках имеются резервы для повышения
эффективности.
Таким образом, внутренний контроль:
·
проводится
внутри организации (или структуры управления) ее служащими
(контролерами);
·
организуется
по решению руководства организации (или органа управления);
·
информация
внутреннего контроля, как правило, предназначена для управленческого
персонала организации;
внутренний контроль содержится на средства
организации.
В перечень обязанностей внутренних контролеров
могут быть также включены:
·
проверка
эффективности систем контроля;
·
оценка
экономичности и эффективности действий организации;
·
определение
уровня достижения программных целей.
На внутренних контролеров могут возлагаться и
функции управленческого аудита.
Управленческий аудит — это изучение деловых
операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному
использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и
выработке политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении
их функций и приводить к повышению прибыльности организации.
Еще раз обратим внимание, что организация служб
внутреннего контроля необязательна для субъектов хозяйствования или
управления.
Под формой финансового контроля понимают
конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы
финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.
В зависимости от соотношения времени проведения
контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных
операций выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный,
текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению
проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления,
рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов
хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и
организаций, проектов законодательных актов, договорных соглашений, учредительных
документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых
операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов
и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового
законодательства и нецелевого или нерационального использования
средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий контроль, который также называют
оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых
операций, исполнения финансовых планов, бюджетов.
Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского
учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль
позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные
ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение
финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.
Последующему контролю подлежат итоги формирования и
использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования
финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при
исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов
хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности
совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых
результатов проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности
контролируемого субъекта. Последующий контроль отличается углубленным
изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего
субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с
результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет
вскрыть недостатки их проведения.
По характеру материала, на основе которого
проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный)
и фактический.
Источниками информации для документального
(формального) контроля служат первичные документы, регистры
бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и
оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская,
технологическая и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении
фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета,
взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может
быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность
и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных
записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных
приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют
не изолированно, а дополняют друг друга.
Различают следующие способы проведения
финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, анализ.
Проверка — это единичное контрольное действие или
исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого
субъекта. С точки зрения права финансовая проверка предстает как
процессуальное действие по контролю финансово-хозяйственной деятельности.
Оно выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными,
отраженными в документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных).
В процессе проверки определяются законность и, если необходимо, эффективность
использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой
дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы
финансово-хозяйственной деятельности. По их результатам обычно
намечаются мероприятия для устранения выявленных недостатков.
В зависимости от места проведения проверки
делятся на камеральные и выездные, это имеет отношение
скорей к налоговой внешней проверке, но в рамках классификации
следует указать и их.
Камеральная проверка — это проверка органом
финансового контроля представленной ему отчетности и документов без
выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки
оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть
использованы при проведении проверок иных видов.
В отличие от камеральной, выездная проверка
проводится по месту нахождения проверяемого объекта.
По полноте охвата материала различают проверки сплошные,
когда проверяются все документы организации, без пропусков и предположений
об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле — и материальные
ценности), и частичные (выборочные), когда проверяется только
часть (определенная выборка) документов.
Сплошные проверки чаще всего проводят в небольших
организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет
(при его отсутствии или уничтожении первичных документов). Частичная
проверка может перерасти в сплошную в случае установления в
проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего
массива документов организации.
По объему проверяемых вопросов проверки могут
быть комплексными, выборочными и тематическими
(целевыми).
Комплексная проверка — это проверка хозяйствующего
субъекта за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной
деятельности. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное
изучение экономической и юридической сторон деятельности организации;
участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно
разобраться в специфике деятельности организации; максимально возможное
сочетание различных методических приемов документального и фактического
контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической
целесообразности хозяйственных и финансовых операций.
Выборочная проверка — это проверка отдельных
областей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки,
или как отдельная проверка. Соответственно ее результаты оформляются
либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.
Тематическая (целевая) проверка — это проверка определенного
направления или вида финансово-хозяйственных операций субъекта
хозяйствования. Она проводится по определенному кругу вопросов или по
одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными
сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. Результаты
тематических проверок используются при комплексной или выборочной
проверке и либо отражаются в актах этих проверок, либо оформляются
как приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки – это
тоже элемент внутреннего финансового контроля.
Вопрос 24 Классификация и оценка
основных средств.
Производственно–хозяйственная деятельность предприятий
обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов, большая роль здесь принадлежит основным фондам.
Это средства труда и материальные условия процесса труда, благодаря
чему и осуществляется процесс производства (деятельность предприятия).
Средства
труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и
т. п., а материальные условия процесса труда – производственные
здания, транспортные средства и другие – “...это вещь или комплекс
вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и
которые служат для него в качестве проводника его воздействий на
этот предмет.
Классификация основных средств по
различным признакам имеет важное значение для получения достоверной
информации об объектах основных средств с целью их правильного
бухгалтерского и налогового учета.
Классификация основных средств
предназначена для обеспечения единообразия группировки основных средств
в учете и отчетности всеми организациями независимо от их отраслевой
принадлежности и организационно-правовой формы.
Основные средства в учете
классифицируются по разным признакам: по составу и назначению, по
направленности использования, по степени использования, по принадлежности
и другим.
Как классифицируются
основные средства?
Основные средства в учете классифицируются по разным признакам: по составу
и назначению, по направленности использования, по направленности использования, по принадлежности и др.
По составу и назначению основные средства подразделяются
на
следующие группы: .- земельные участки;
- здания;
- сооружения;
- рабочие и силовые машины и оборудование;
- измерительные и
регистрационные приборы;
- транспортные средства;
- производственный
и хозяйственный инвентарь;
- рабочий, продуктивный и племенной скот;
- многолетние насаждения;
- капитальные вложения в арендованные основные средства;
- прочие основные средства.
По направленности использования основные
средства подразделятся на производственные и
непроизводственные.
К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на получение прибыли как основной Дели деятельности.
К непроизводственным основным средствам относятся объекты, которые не участвуют в производственном процессе и используют-
для непроизводственного потребления (жилые дома, больницы др.)
По степени использования основные средства
подразделяются на Действующие, находящиеся в
эксплуатации, и бездействующие, находящиеся на
консервации или в запасе.
По
принадлежности основные средства подразделяются на собственные, принадлежащие организации, и арендованные,
не принадлежащие организации и
находящиеся во временном пользовании за определенную плату.
Как оцениваются основные средства?
Основные средства оцениваются по первоначальной, восстанови тельной и остаточной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных
в счет вкладов в уставный капитал, признается
их денежная оценка, согласованная с учредителями
организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44
|