|
|
В целом объем реализации товаров, продукции и услуг по предприятию в 2004 году снизился на 3776,1 тыс. руб. (5,1%), что является отрицательным фактором в работе организации. Выручка от продажи товаров и реализации собственной продукции снизилась на 8,7% по сравнению с предыдущим годом и составила 64350 тыс. руб. Уменьшение товарооборота произошло в большей степени по оптовой торговле – на 55,4%, реализация хлеба практически не осуществлялась в 2004 году (снижение составило 99,9%), также не осуществлялась и реализация рыбы. Розничный товарооборот также снизился на 3,4%. Однако, значительно вырос объем предоставляемых населению услуг – на 66% или 2335,5 тыс. руб. В структуре платных услуг наибольшую долю занимает аренда. В связи с применением единого налога на вмененный доход более рационально стала использоваться торговая и складская площадь. Реализация услуг по аренде возросла в 1,7 раза и составила 5348 тыс. руб. За счет расширения зоны обслуживания, дополнительного привлечения к техобслуживанию контрольно-кассовой техники выручка от этих услуг возросла на 25% или на 93 тыс. руб. В структуре выручки произошли изменения в сторону увеличения доли услуг – с 4,8% до 8,3% и одновременного снижения выручки от продажи товаров и продукции с 95,2% до 91,6%. Такое уменьшение произошло за счет снижения объема продаж рыбы и хлеба, а также уменьшение оборотов розничной торговли. В услугах основная доля по-прежнему приходится на аренду. Удельный вес выручки от этого вида услуг возрос на 3,4% и составил к концу 2004г. 7,6%. Большое влияние на величину товарооборота оказывает изменение цен на товары и услуги и ряд других факторов. Анализ общего объема товарооборота и его динамики в сравнимых ценах позволяет более правильно охарактеризовать изменения в объеме товарооборота. Поэтому при анализе объема выручки пересчитаем товарооборот в сопоставимые цены. Пересчет производится с учетом индекса цен. Так, например, если цены возросли на 11,2% за год, то индекс цен составит 1,112. Пересчет товарооборота отчетного периода в сравнимых ценах базисного года осуществляется следующим образом: 65906 / 1,112 = 59268,1. Анализ товарооборота в сопоставимых ценах дает возможность определить, в какой степени товарооборот изменился за счет розничных цен и в какой - за счет физического объема. Сумма розничного товарооборота зависит от количества проданных товаров и от уровня цен, что можно представить формулой:
ΣN = Σ(qi х pi), (3.1) где N — товарооборот; qi - количество реализованного товара; pi - цена товара. Используя данную индексную систему, можно измерить влияние на объем товарооборота изменение физического объема (количества проданных товаров) и цен. Но агрегатную форму индекса применять при анализе розничного товарооборота трудно, так как неизвестно количество реализованных товаров. В этом случае индекс физического объема определяется путем деления товарооборота отчетного периода на индекс цен. Влияние изменения цен на товарооборот определяется как разница между физическим товарооборотом в действующих ценах и товарооборотом этого периода в сопоставимых ценах. Влияние на товарооборот физического объема исчисляется как разница между товарооборотом отчетного периода и базисного в сопоставимых ценах. Анализ выручки исследуемого предприятия в сопоставимых ценах (с использованием индекса цен) за 2002 -2003 г.г. произведем на основании данных, представленных в таблице 3.3. Таблица 3.3 – Выручка от продажи в сопоставимых ценах в 2002-2003 г.г. | |||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
2002 г., тыс. руб. |
2003 г., тыс. руб. |
Индекс цен |
Сопоставим. товарооборот в ценах 2002 г., тыс. руб. |
Темп роста, % |
|||||||||||||||||||||||
Выручка от продажи через сеть |
65132,9 |
65906 |
1,112 |
59268,1 |
91 |
|||||||||||||||||||||||
Оптовая торговля |
331,2 |
1524 |
1,112 |
1370,1 |
410 |
|||||||||||||||||||||||
Реализация хлеба |
3210,9 |
2804 |
1,30 |
2157,1 |
67,2 |
|||||||||||||||||||||||
Реализация рыбы |
1540,2 |
226,9 |
1,071 |
211,9 |
13,8 |
|||||||||||||||||||||||
ИТОГО |
70215,2 |
70460,8 |
1,118 |
63007,2 |
98,7 |
|||||||||||||||||||||||
Аренда |
1812,9 |
3147 |
1,333 |
2360,7 |
130,2 |
|||||||||||||||||||||||
Ремонт ККТ |
247,9 |
377 |
- |
- |
152,0 |
|||||||||||||||||||||||
Транспортные услуги |
29,7 |
16 |
- |
- |
53,9 |
|||||||||||||||||||||||
Примерка |
1,6 |
1,5 |
- |
- |
93,8 |
|||||||||||||||||||||||
Итого услуг |
2092,1 |
3541,5 |
- |
- |
131,3 |
|||||||||||||||||||||||
ВСЕГО |
72307,4 |
74002,4 |
1,125 |
65762,2 |
90,9 |
Таким образом, в сопоставимых ценах выручка от продажи товаров, работ, услуг снизилась на 9,1%, несмотря на значительный рост товарооборота по оптовой торговле – в 4,1 раза и по аренде – на 30,2%. Выпуск и реализация рыбы снизилась на 86,2% , выпуск хлеба уменьшился на 32,8%.
В таблице 3.4 приведена выручка ЗАО «Россошанский торг» в сопоставимых ценах за 2003 и 2004 г.г.
Таблица 3.4 – Выручка от продажи в сопоставимых ценах в 2003-2004 г.г.
Показатель
2003 г., тыс. руб.
2004 г., тыс. руб.
Индекс цен
Сопоставим. товарооборот в ценах 2003 г., тыс. руб.
Темп роста, %
Выручка от продажи через сеть
65906
63668
1,117
56999,1
86,5
Оптовая торговля
1524
680
1,117
608,7
40,0
Реализация хлеба
2804
2
-
1,9
0,1
Реализация рыбы
226,9
-
-
-
-
ИТОГО
70460,8
64350
1,117
57609,8
81,8
Аренда
3147
5348
1,475
3626,0
115,2
Ремонт ККТ
377
470
-
469,9
124,7
Транспортные услуги
16
57
-
56,9
360
Примерка
1,5
0,4
-
0,4
26,7
Итого услуг
3541,5
5876
-
4153,2
117,3
ВСЕГО
74002,4
70226
1,137
61763,0
83,5
Выручка от продажи товаров и собственной продукции в 2004 году снизилась в сопоставимых ценах на 18,2%, в действующих ценах – на 8,7%, что является отрицательным фактором в работе предприятия. Практически прекращено производство и продажа хлеба и рыбы. Оптовый товарооборот снизился на 60%. Одновременно увеличились обороты по реализованным услугам: по транспортным рост составил 3,6 раза, по аренде – 15,2%. По ремонту контрольно-кассовой техники – 24,7%.
Анализ розничного товарооборота может включать показатели динамики продажи товаров за более длительный период. Изучение динамики товарооборота необходимо осуществлять для выявления соответствия развития товарооборота данной организации общей тенденции развития товарооборота города, области, страны. Однако при анализе следует учесть, что темпы роста товарооборота отдельной организации обычно ниже общих темпов развития торговли города, района и т. д. Это объясняется тем, что в общих показателях динамики товарооборота зафиксирован и так называемый механический прирост (за счет введения в строй новых магазинов, торговых акционерных обществ и т. д.), поэтому следует сравнивать темпы роста товарооборота однотипных организаций, объединений и т. д.
Поскольку основную долю в выручке исследуемой организации занимает товарооборот розничной торговли, необходимо более подробно проанализировать его состав, структуру и динамику.
3.2 Анализ розничного товарооборота
Анализ динамики товарооборота позволяет выявить тенденции развития торговли, определить закономерности потребления отдельных товаров, перспективы изменений товарооборота в целом и по товарным группам.
Торговые организации могут выборочно изучать реализацию товаров по часам и дням недели. Зная, в какие часы и дни поток покупателей особенно велик, можно увеличить количество продавцов (обслуживающего персонала) и тем самым полнее удовлетворить спрос покупателей и качественнее их обслужить. Причем управленческому анализу подвергаются: использование рабочего времени; выполнение договорных обязательств поставщиками; обеспеченность отделов, секций магазина достаточным ассортиментом товаров в соответствии со спросом населения и другие факторы, влияющие на продажу товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.