рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

          Краевой бюджет на 1996 год по доходам был утвержден в сумме 1864873 миллионов рублей. Рост доходов по сравнению с 1995 годом  составил 1.3 раза. Наибольший удельный вес  в структуре доходов занимают налоговые поступления - 77 % . Их доля по сравнению с прошлым годом выше на 7 %. Основными источниками доходов в 1996 году по-прежнему остаются следующие налоги:  налог на прибыль - 21 %; подоходный налог с физ.лиц - 15 %;  НДС - 16%. По ряду налогов, таких как  спецналог, налог на имущество, плата за недра  план перевыполнен соответственно на 148 %, 35 %, 4 %.

          В краевой  бюджет на 1997 год было запланировано получить 1532175 млн руб. По отчету за 1997 год в  краевой бюджет поступило 1411700 млн руб., что составило 92.14 % к  годовому плану.  Доля собственных доходов в отчетном году была увеличена за счет введенного налога с розничных продаж, который заменил налог на розничный товарооборот. Сумма поступления по этому налогу составила  389,6 млн руб. По ряду налогов план был недовыполнен. Это по таким налогам, как:  НДС - на 11,3 %; акцизы - на 1,4 %; прочие налоги на товары и услуги -  на 38,3 %; платежи за пользование природными ресурсами - на 8,7 %.

            Наибольший удельный вес в общем объеме  налоговых поступлений за 1995-1997 года составляют следующие налоги: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на товары и услуги (среди них наибольший удельный вес  приходится на НДС). Удельный вес по налогу на прибыль в 1995 г., 1996 г., 1997 г.  снизился с 18 % до 10% . Снижение удельного веса по налогу на прибыль можно объяснить тем,  что начиная с 1996 года снизилась налогооблагаемая база по этому налогу, а именно, была отменена часть налога на прибыль взимаемой за превышение лимита по фонду оплаты труда. Удельный вес подоходного налога с физических лиц по сравнению с 1995 годом увеличился в 1996 году   на 2,2 %и составил  8,6 %  в общей сумме доходов, а в 1997 году его доля увеличилась до  11 %.   Удельный вес по налогам  на товары и услуги  в 1996 году  увеличился  по сравнению с 1995 годом на 7,6 %, а  в 1997 году снизился по сравнению с 1996 годом на 4 % . Увеличение  удельного веса  по налогам на товары и услуги  объясняется увеличением удельного веса таких налогов как НДС, акцизы. На снижение удельного веса по налогам на товары и услуги повлияло снижение удельного веса по спецналогу и прочих налогов на товары и услуги.

          Следует обратить внимание на совершенствование механизма решения следующих проблем:

1.  Необходимо отработать механизм работы с недоимщиками, путем наложения ареста на их имущество и реализацию этого имущества в счет неуплаченных налогов и сборов в краевой бюджет.

2. Компетентным органам (налоговая инспекция, налоговая полиция, федеральное казначейство)  необходимо осуществлять не разовый, в систематический контроль  за сдачей предприятиями  наличных денежных средств  на расчетный счет  в банк, за расчетами с бюджетом (хотя бы наиболее крупных предприятий и налогоплательщиков). 

3. Необходима координация работы  коммерческих банков  в том плане, чтобы расчеты с бюджетом  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды  проводились  своевременно и в полном объеме.

4. Большинство  бюджетных организаций, находящихся на  финансировании краевого бюджета  обслуживаются в КБ “ Далькомбанке” как и краевой бюджет. Это позволяет  ускорить  расчеты между  бюджетом  и организациями.  С целью ускорения  расчетов между хозяйствующими субъектами  необходимо  проводить работу  по дальнейшему развитию  официальной сети  КБ “Далькомбанка”  как банка, обслуживающего краевой бюджет. В условиях развивающегося кризиса  в банковской сфере это обеспечит ускорение прохождения платежей  и повысит платежеспособность банка и его филиалов (произойдет полный переход на документооборот в электронном виде).

5. Необходимо пересмотреть льготы по платежам в бюджет,  ужесточить  критерии предоставления отсрочек по платежам в бюджет. 

          Краевой бюджет по расходам 1995 года  был утвержден в сумме 2196871 млн.руб. Дефицит бюджета - в сумме 232778 млн.руб.  Покрыть дефицит планировалось за счет  средств из федерального бюджета. Финансирование таких отраслей  как  государственное управление, правоохранительные органы, охрана окружающей среды производилось только на заработную плату в связи с недопоступлением средств в краевой бюджет.       На финансирование ЖКХ в отчетном году было направленно 70236 млн руб. или 65,7%  от планируемых расходов. На развитие сельского хозяйства в 1995 году было направленно 112604 млн руб., что составило лишь 59 % от годового плана. Социально-культурная сфера профинансирована  в размере 349658 млн руб. или  51,6 % от планового показателя (676581 млн руб.).  

          Краевой бюджет  на 1996 год был исполнен  на   89.5 %.  Низкий процент исполнения плана объясняется  тем, что финансирование производилось за счет фактически поступивших доходов в краевой бюджет в 1996 году. Финансировались в первую очередь также как и в 1995 голу защищенные статьи.  Бюджетный дефицит планировался в сумме 1618252 млн руб. А фактически его сумма составила 1435762 млн руб.  Финансирование  по отраслям сложилось следующим образом.        Из-за низких поступлений  средств (план по доходам выполнен лишь на 84,3 %)  финансировались защищенные статьи бюджета.  В результате, аппарат  управления был профинансирован в сумме 70600 млн. руб., что составило 79,3% к плану, из них 76 % - финансирование на заработную плату. Правоохранительные органы получили из краевого бюджета ассигнования в размере 149300 млн руб. Заработная плата профинансирована на 84,7 %.  На финансирование ЖКХ из бюджета было выделено 103800 млн. руб., что составило 79,6% к плану. На финансирование транспорта выделено 60100 млн руб. На развитие сельского хозяйства выделено 156700 млн руб., или 82,1% по уточненному плану. Социально-культурная сфера профинансирована  на  58,6 % . Расходы на социальную политику  составили 157600 млн руб. или 49% от плана.           Обстановка с исполнением  расходной   части бюджета  в 1997 году сложилась лучшим образом, чем в предыдущих 1995 и 1996 годах.  Исполнение составило  96,5 % , при плане 5567200 млн. руб. и фактических расходах в сумме 5375100  млн. руб.  Аппарат управления профинансирован  в сумме 86000 млн руб., что составляет  98,8 %   от планового показателя (87000 млн. руб.). Средства на заработную плату выплачены полностью. Остальные затраты финансировались с учетом бюджетного дефицита. По правоохранительным органам исполнение за 1997 год составляет 98 (при плане 216500 млн руб. и фактических расходах  212300 млн руб.). На финансирование промышленности  направлено 94,7 %   средств запланированных на 1997 год в сумме 523000 млн руб. На финансирование сельского хозяйства   направлено 137100 млн руб. или 89,1 % годового плана. По отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” выделено 110200 млн руб. или 75,8 %  годового плана.  Всего  на  финансирование транспорта выделено 91800 млн руб., что составляет  87 % годового плана. Социально-культурная сфера освоена лишь на 90 % .     По культуре и искусству исполнение составило 95,7 % от годового плана. План по отрасли здравоохранение  выполнен на 99,9 %. Все  обязательства по  финансированию защищенных статей были выполнены полностью. Социальная политика  в 1997 году профинансирована в сумме 188200 млн руб. Это составляет 79.7 % годового плана.

          Удельный вес по расходам на государственное управление, правоохранительные органы  остались на прежнем уровне, т.к. увеличение заработной платы не происходило.           Удельный вес расходов на промышленность снизился по сравнению с 1995 годом на 15% . Удельный вес расходов на сельское хозяйство тоже уменьшился по сравнению с 1995 и 1996  годами  на  3 %. Удельный вес расходов на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций   несколько снизился, т.к. частично данные  мероприятия  финансировались из Федерального бюджета. Удельный вес по отрасли образование уменьшился с 3%  в 1995 году до 2% в 1997 году. Уменьшение удельного веса по отрасли здравоохранение в 1996 году связано с недостаточностью средств в бюджете. В 1997 году  удельный вес  по отрасли здравоохранения увеличился  на 1% по сравнению с предыдушим годом. Удельный вес бюджетных ссуд, выданных районам края возрос в связи с низкой доходностью бюджетов городов и районов края.

Подводя итоги исполнения краевого бюджета за 1995 - 1997 годы, можно сказать, что в условиях преодоления  спада  промышленного производства  необходимо проводить  политику стимулирования  высокоактивных инвестиций при одновременном решении социальных задач, которые обеспечат  гарантии социальных и экономических прав граждан.

          Для  сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо:

          1. Пересмотреть получателей трансфертов, дотаций, субсидий. Это  особенно касается сельского хозяйства. Необходимо совершенствование и его структуры, так как Агропромышленный комитет продолжает практику выделения бюджетных средств бесперспективным, убыточным хозяйствам. Произвести производственную переориентацию сельскохозяйственных предприятий. Оказывать поддержку Агропромышленного комплекса  за счет  средств фонда поддержки сельского хозяйства, направленную на сохранение плодородия  почв, преодоление спада сельскохозяйственного производства, развитие рыночной структуры.

          2. Полностью отказаться или сократить  поддержку  отраслей, осуществляющих производство  неэффективной, неконкурентноспособной продукции, стимулируя отечественных производителей, выпускающих  быстроокупаемую продукцию соответствующую мировым  стандартам.

          Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны.

Бюджет края на 1999 год вносится  на  рассмотрение  по  доходам  в  сумме  4540,1  млн.  рублей  и  по  расходам   5842,7  млн.  рублей.  Краевой  бюджет  соответственно - 3025,2  и 3669 млн. рублей. Дефицит составил соответственно по бюджету края 22,3% к расходам, по краевому бюджету - 17,5%. На покрытие дефицита бюджета  планируется  направить  заемные  средства, включая средства от эмиссии ценных бумаг администрации края на общую сумму 200 млн рублей. В качестве источника финансирования  дефицита бюджета края также предусмотрены: ссуда из федерального бюджета в объёме 1042,9 млн рублей, 10 процентов внебюджетных фондов (40,6 млн рублей), 10 процентов отчислений на воспроизводство МСБ (4 млн. рублей), неиспользованные остатки средств (15 млн. рублей). Основными источниками доходной части бюджета по-прежнему остаются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Поступление этих налогов в 1999 г. оценивается в сумме 2858,7 млн. рублей или 63 %  от общей суммы доходов.  Для сравнения: в 1998 году удельный вес этих налогов в общей сумме доходов края составит 58,7 %, в 1997 г. составил 51 %.  Удельный вес поступления налога на имущество предлагается увеличить с 11,5 % в 1998 г. до  14 %  в 1999 г. за счет увеличений ставки налогообложения.       

Расходы  краевого  бюджета  и  консолидированного  бюджета  на  1999  год  определены  исходя  из  фактических  поступлений  за  прошлый  год  и  в  первом  полугодии  1998  года.

Укрепление бюджетов всех уровней власти является ключевым вопросом бюджетной и экономической реформы, во многом определяющим судьбу российского государства.

Среди множества бюджетных проблем следует прежде всего выделить две:

— формирование доходов бюджетов всех уровней;

— вертикальная несбалансированность бюджетной системы;

Для решения этих проблем   считаем целесообразным определить следующие важнейшие направления:

- внести дополнения к Бюджетному кодексу в части отхода от практики общего распределения основных налоговых поступлений между всеми тремя бюджетными уровнями, что предполагает проведение разграничения налогов по уровням вла­сти, закрепление ряда так называемых регулирующих налогов за отдельными бюджетными уровнями (одним, двумя). Например, поступления от НДС могли бы распределяться только между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта, а подоходный налог с населения — между бюджетом субъекта и его местными бюджетами. Региональный налог на прибыль, вероятно, целесообразно было бы оставить для бюджета субъекта, а в ведение местных властей передать налог на субъектов малого предпринимательства. Это не только существенно укрепит налоговый потенциал региональных бюджетов, но и даст стимул региональным и местным органам власти активно содействовать экономическому развитию их территорий.

Все ресурсные платежи  необходимо оставить в системе доходов бюджетов субъектов. Это было экономически и политически верно, так как  использование, сохранение и приумножение природных богатств регионов - их прямая задача.

- принципиально изменить механизм распределения трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов. Целесообразно использовать методику обоснования размеров расходов бюджетов регионов, позволяющую обеспечивать всем регионам страны  равные возможности социально-экономического развития. Надо  как  можно  больше  освободить  регионы  от  зависимости  поступления  доходов  в  целом   по  России,  переложив  эту  зависимость  на  доходы  каждой  территории  и  проводимых  мероприятий  по  сокращению  расходов  на  этой  же  территории;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.