Акционерные общества дореволюционной России занимали
ведущее положение в фабрично-заводской промышленности. На них производилось
60% промышленной продукции.
Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения
в России, в отличие от Запада, устанавливалось предельное число голосов,
которые мог иметь один акционер на общем собрании акционерного общества.
Акционерные общества формировались в России на принципах более демократичных,
чем в других странах.
С 1810 г., когда Россия выпустила первый внутренний
государственный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это
проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых
обращались ценные бумаги.
В России первая товарная и вексельная биржа была
официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было
организовано во второй половине XIX в. В 1914 г. их было 115. Главной была
Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней
котировались 312 различных видов акций на 2 млрд руб., а также облигации
государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на бирже
играли крупнейшие петербургские банки.
К
1820 г. облигации государственных займов стали обращаться вместе с товарами на
официальных товарных биржах (в Петербурге, Москве. Одессе, Варшаве, Киеве,
Риге, Харькове и др.). Что касается акций и облигаций корпораций, торговля ими
на биржах (с 1827 г.) была незначительна. В связи с неразвитостью
капиталистических отношений и ограниченностью спроса на капиталы до 60-х гг.
XIX в. большая часть государственных займов обращалась на иностранных
биржах. Фондовые операции в России не имели большого масштаба и строгой
организации.
Рынок
ценных бумаг быстро развивался после отмены крепостного права, благодаря
преобразованию экономической системы и развитию производительных сил. До начала
войны центр тяжести ценных бумаг постепенно переходил с иностранных бирж на
российский рынок. Одновременно ГЦБ постепенно уступали место акциям и
облигациям корпораций. Тем не менее ГЦБ все еще играли основную роль на
российском фондовом рынке. На всех биржах 2/3 и более объемов купли-продажи
составляли облигации государственных займов (включая железнодорожные). Русские
биржи по существу выступали как рынок государственного кредита. Это отражало
неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако
управление деятельностью бирж происходило с участием представительных органов.
В
качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали
создаваться биржевые комитеты. Первый биржевой комитет возник при
Петербургской бирже в 1816 г. Московский биржевой комитет возник в 1832 г. В
1831 г. было утверждено Положение о биржевых комитетах и биржевых маклерах.
Крупные
купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать членов биржевых комитетов на
несколько лет. Компетенция биржевых комитетов ограничивалась в основном
обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. биржевым комитетам было разрешено
направлять представителей от торговли и промышленности в Государственный Совет.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось
в XVIII в. В 1769 г. в России был образован комитет, уполномоченный для
проведения денежных негоциации в иностранных землях, который отвечал за ведение
всех дел по внешним займам.
В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения
государственного долга. На основе ее Устава (1817 г.) была учреждена Государственная
долговая книга. Это явилось важным шагом в документации государственного
долга. Почти все выпущенные в России и за границей государственные займы были
занесены в долговую книгу.
Усиление государственного регулирования фондового рынка
осуществлялось в течение 1900—1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема
биржевого дела в стране.
К
началу XX в. уже сложился биржевой механизм и проводились довольно крупные
операции с ценными бумагами. Особое место на фондовом рынке России занимал
Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как акционерное
общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Министерства
финансов.
В
1901 г. правительство приняло «Правила для Фондового отдела при
Санкт-Петербургской бирже». Эти правила знаменовали собой начало проведения
крупной биржевой реформы. Предполагалось, что в последующие годы аналогичные
отделы будут созданы и на других биржах, где активно развивалась торговля
ценными бумагами.
Биржевая
реформа включала создание Совета Фондового отдела Санкт-Петербургской биржи.
Этот орган управления избирался на три года из числа действительных членов
Фондового отдела. Совет осуществлял надзор за деятельностью Фондового отдела,
охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью составления
биржевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к обращению на
бирже, рассматривал другие вопросы.
При
допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фондового отдела
руководствовался «Правилами о допущении бумаг к котировке на Фондовом отделе
Санкт-петербургской биржи», утвержденными Министерством финансов 5 сентября
1902 г. Российские законы предусматривали ответственность лиц, выпускающих в
обращение ценные бумаги на бирже.
Данные
о курсах ценных бумаг на Санкт-петербургской бирже публиковались в биржевом
бюллетене «Официальная вексельная и фондовая котировка на Санкт-петербургской
бирже», который выходил на русском и французском языках.
Усиление
государственного регулирования фондового рынка проявилось и в том, что 19
ноября 1907 г. министр финансов утвердил «Правила для сделок по покупке и
продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-петербургской бирже». Эти правила
повлияли на деятельность других бирж в России.
В
годы промышленного подъема (1909—1913 гг.) Санкт-Петербургс-кая биржа
превратилась в место торговли главным образом дивидендными бумагами (акциями).
Что касается остальных бирж — операции с ценными бумагами имели ограниченное
значение. На Московской бирже размещались разного рода облигации, на
Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской биржах — акции местных предприятий и
т.д.
Российские
биржи выполняли своеобразную функцию, обусловленную отсутствием в стране
торгово-промышленных палат. Благодаря ежегодно созывавшимся с 1906 г. съездам
биржевой торговли и сельского хозяйства биржи получили возможность выявлять и
отстаивать коммерческие интересы и нужды отечественных предпринимателей.
Следует
учесть, что на биржах совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами.
Значительный по объему внебиржевой оборот формировался в результате операций с
ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения, прежде
всего банки. Банки выдавали ссуды под ценные бумаги. Все бумаги должны были
котироваться на бирже, т.е. по ним должна быть установлена рыночная цена. Такой
кредит имел огромное значение. Он облегчал размещение ценных бумаг, давая
возможность купить большое количество бумаг. Такой кредит задерживал падение
курсов, так как давал возможность владельцам ценных бумаг не продавать их во
время спада цен, а дожидаться более благоприятной ситуации.
Создавался
своеобразный тип «твердого держателя» — владеющих ценными бумагами с помощью
банковского кредита. Прямым следствием развития кредита под залог ценных
бумаг, а также формирования собственных портфелей ценных бумаг была
концентрация в банках огромных пакетов акций.
Государственное
регулирование фондовой деятельности было важно и целесообразно для эффективного
развития фондовых бирж, особенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.
1.6.2 Ценные бумаги в условиях СССР
После
октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23
декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории страны были
запрещены. Были аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных
займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по
государственному долгу; с другой — привело к отказу от исторического опыта
использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и
торговых отношений между Россией и западными державами. В процессе национализации
прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили
юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены
из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на
территории Советской России.
После
окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению народного
хозяйства, проводя новую экономическую политику (нэп).
В
целях максимального привлечения свободных средств для восстановления экономики
правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на
новых политических и экономических условиях. В течение 1922—1927 гг. были
выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами
выплаты дохода, способами размещения и т.д.
Первые
займы (три выпуска), выпущенные в 1922—1923 гг., носили натуральную форму —
исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием
нормальной денежной системы, обесценением валюты и острой нехваткой жизненных
средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на
короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения
денежной реформы (1922—1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.
По
срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (от двух
до пяти лет) и долгосрочные (шесть, семь, десять лет). Основная тенденция
заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.
По
способу размещения займы делились на добровольные, добровольно-принудительные
и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925 г.
реализовался через сеть персональной агентуры, руководимой волостными и
уездными уполномоченными. В городе его размещение осуществлялось открытой
продажей. Часть облигаций продавались органам Наркомфина по биржевому курсу.
Остальные были реализованы в рассрочку через сберкассы. В принудительном
порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные
выигрышные займы 1922 и 1924 гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924 г.
Это объяснялось неблагоприятными экономическими условиями в стране и
недоверием населения к советским займам.
По
выплате дохода облигации займов можно подразделить на процентный,
беспроцентный, выигрышный и процентно-выигрышный.
Облигации
займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью.
Например, по первому крестьянскому выигрышному займу 1924 г. доходность
составляла 85 коп. на один рубль облигации. Процентный доход облигаций
определялся на уровне 5, 6, 8 и даже 12%. Иногда, кроме процентного дохода,
облигации выпускались с выигрышами в тиражах. Вероятность выигрышей была
высока. Например, по шести процентному займу укрепления крестьянского хозяйства
1928 г. один выигрыш приходился на 30 облигаций (в шести тиражах). Все это
было выгодно для покупателей. Для государства же рентабельность займов была
слишком низкой.
Держатели
облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: можно было получать ссуды
банков под залог облигаций, использовать облигации при уплате налогов. Это
обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.
Что
касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить
финансовую помощь только при признании дореволюционных долгов. Правительство
вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.
Выпуск
ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу
восстановительного периода государственный бюджет сводился к положительным
сальдо.
Значение
ГЦБ не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при
проведении денежной реформы в 1922— 1924 гг. Например, в 1923 г. был выпущен
гарантированный правительством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в
форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн. руб. золотом сроком от девяти
месяцев до одного года. Номинал облигаций определялся в 5 руб. золотом.
Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для
оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении,
так как в то же время параллельно были введены две валюты — советские знаки и
твердые червонцы большого достоинства. Мелкий же хозяйственный оборот остро
нуждался в твердой денежной единицы — купюре меньше червонца. Как раз такой
потребности соответствовал пятирублевый сертификат, застрахованный от
обесценения; он представлял собой казначейские денежные знаки особого рода.
Новая
экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных
бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование.
В
первые годы советской власти вексельное обращение во время «военного
коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной жизни, с переходом к
нэпу вексель возродился. Вексельное обращение регулировалось «Положением о
векселях», которое было утверждено в 1922 г. При разработке векселей за основу
был взят Российский вексельный устав 1902 г.
1
января 1926 г. Народным комиссариатом финансов была принята Инструкция
учреждения Государственного банка по операциям учета векселей и специальным
текущим счетам, обеспеченным векселями. Принимались меры повышения вексельной
дисциплины.
Появились
акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х гг. и представляли
тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при
совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|