Возрождение
различных инструментов рынка ценных бумаг объективно привело к формированию в
новых экономических условиях бирж. В июле 1921 г. открылась первая советская
биржа. В 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций.
Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой
(наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными
ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.
В
течение 1922—1924 гг. фондовые отделы главным образом заключали сделки с
валютой — червонцами — в связи с денежной реформой. К котировке на официальных
фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные
Наркомфином в 1923 г., и облигации первого шестипроцентного выигрышного займа.
Операции с ними были неудачны в связи с завышенной ценой. На внебиржевом рынке
курс облигаций был значительно ниже.
После
завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами, и центр
тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы
государственного кредита.
К
концу 1924 г. вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги
стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация,
сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию
фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925—1926 финансовом году
было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный займ и второй
восьмипроцентный внутренний займ 1926 г. (на общую сумму 200 млн. руб.).
Фондовые
отделы при товарных биржах активно действовали в течение 1924—1927 гг. На
1924—1925 финансовый год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших
товарных биржах.
Начиная
с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Правительство изменило
курс на развитие рынка ценных бумаг. Главной формой размещения ГЦБ стала «подписка
в рассрочку» (после 1930 г. она стала единственной). Она заключалась в
добровольно-принудительных размещении и оплате облигаций. Подписка в рассрочку
проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке размещения
займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций
предприятиям, учреждениям и сельским Советам. Последние выдавали подписчикам
подписной лист, содержащий фамилию подписчика и сумму, на которую
приобретались облигации. Затем подписные листы передавались в бухгалтерию для
удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый
взнос выплачивали в десятидневный срок после подписки, рабочие и служащие — в
течение срока рассрочки — 10 месяцев. Все взносы перечислялись через Госбанк в
государственный бюджет.
Начиная
с 1927 г. государственные предприятия были обязаны помещать все запасные и
резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в
приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав
кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были
организованы комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному
делу (комсоды) на всех предприятиях и в организациях под общим руководством
Центральной комиссий при Президиуме ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы
контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по
подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать
распространению государственных займов.
Изменяется
структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94% государственных
займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.
По
мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты
фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому
официальному курсу, без учета реального состояния рынка. Обращение облигаций —
покупка, продажа и залог — было запрещено. В результате ликвидность облигаций
была серьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность
хранения облигаций займов у их держателей. В 1930 г. правительство с учетом
огосударствления экономики приняло решение о ликвидации резервных капиталов
трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным обществам и
кооперативным предприятиям иметь облигации займов.
В
течение 1930—1941 гг. правительство проводило реформу в сфере государственного
кредита, которая выражалась в унификации облигации государственных займов путем
их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа
пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все
займы к единому стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение займов было
отложено на 10—19 лет. Их доходность снизилась с 8—10% до 3—4% годовых.
Отказ
от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг
предприятий — векселей и акций. С 1929— 1930 гг. акционерные общества стали
заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй
мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и
правительствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы
акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. С
достижением цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля
собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным
правительствам.
Недолго
просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было
введено в действие основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г.
Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в
расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического
сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте
СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом
к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.
Великая
Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные
займы служили одним из существенных источников средств для финансирования
военных расходов. В течение 1942—1945 гг. было выпущено четыре «военных займа»
на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.
После
окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план — план восстановления и
развития народного хозяйства СССР на 1945— 1950 гг. Была необходима конверсия
всех займов.
В
1948 г. выпущен новый конверсионный займ — государственный двухпроцентный займ
для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа
1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть — на облигации
трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.).
Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами
на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного периода.
После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по
займам.
С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов
восстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развития
народного хозяйства (выпуска 1951—1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20
лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были
выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и
четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.
Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию
государственных займов стали превышать поступления от размещения новых
облигаций. Поэтому в 1957г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли
постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди
трудящихся Советского Союза», согласно которому в основном прекратился
дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных
займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.
В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из
народнохозяйственного оборота СССР. С этого практически нулевого
состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.
1.6.3 Возрождение рынка ценных бумаг в Российской
Федерации
В 90-х гг. Россия стала на путь возрождения рынка ценных
бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с
развитой рыночной экономикой.
Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг
необходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, посредники,
участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные
институты и т.п.), а также системы его регулирования и саморегулирования. Все
компоненты были в основном созданы к 1994 г. Решающую роль в воссоздании рынка
ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий
— акционерные общества стали главными субъектами этого рынка.
Российский
фондовый рынок характеризуется следующим:
·
небольшими
объемами и неликвидностью;
·
"неоформленностью"
в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и
т.п.);
·
неразвитостью
материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной
инфраструктуры;
·
раздробленной
системой государственного регулирования;
·
отсутствием
государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
·
высокой
степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
·
значительными
масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения
нежизнеспособных компаний;
·
крайней
нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами
ценных бумаг;
·
отсутствием
открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии
фондового рынка;
·
инвестиционным
кризисом;
·
отсутствием
обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие
инвестиционных институтов;
·
агрессивностью
и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
·
высокой
долей спекулятивного оборота;
·
расширением
рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на
деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.
Несмотря на все
отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это
динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной приватизации и
связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро расширяющейся практики
покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых
ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов
производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами
облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка;
открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления
масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и
других факторов.
Основными
событиями на российском рынке капиталов во второй половине 1996-1997 гг.
явились:
·
падение
процентных ставок (в том числе - по внутренним государственным облигациям),
явившееся естественным следствием жесткой денежной политики
·
правительства
и снижения инфляции;
·
получение
Россией международного кредитного рейтинга, выход России и российских регионов
на международный рынок долговых обязательств;
·
резкий
рост российского рынка акций, сделавший Россию в последние полтора года самым
быстрорастущим развивающимся рынком капиталов в мире;
·
массированный
выход российских компаний на международный рынок ценных бумаг; создание
успешного прецедента первичного публичного предложения акций российской
компании на международном фондовом рынке;
·
развитие
инфраструктуры фондового рынка, появление на внутрироссийском рынке механизмов
коллективных инвестиций, быстрое развитие биржевой торговли и депозитарной
инфраструктуры;
·
существенное
увеличение потока зарубежных портфельных инвестиций в российские ценные бумаги;
снижение интереса иностранных инвесторов к инвестициям в ГКО при огромном
интересе к рынку российских акций и еврооблигаций. Как уже отмечалось выше,
1996-97 гг. стали периодами резкого падения инфляции в России. Одним из
инструментов, с помощью которого правительству удалось контролировать прирост
денежной массы и снизить инфляционные ожидания, стало последовательное снижение
ставки рефинансирования Центрального банка РФ и снижение доходности
государственных ценных бумаг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|