рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ценные бумаги в российской экономике

Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объектив­но привело к формированию в новых экономических условиях бирж. В июле 1921 г. открылась первая советская биржа. В 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой (налич­ностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922—1924 гг. фондовые отделы главным образом заклю­чали сделки с валютой — червонцами — в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 г., и об­лигации первого шестипроцентного выигрышного займа. Операции с ни­ми были неудачны в связи с завышенной ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был значительно ниже.

После завершения денежной реформы прекратились операции с банк­нотами, и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы государственного кредита.

К концу 1924 г. вместо официальной неизменной цены государствен­ные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925—1926 финансовом году было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный займ и вто­рой восьмипроцентный внутренний займ 1926 г. (на общую сумму 200 млн. руб.).

Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в те­чение 1924—1927 гг. На 1924—1925 финансовый год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших товарных биржах.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Пра­вительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг. Главной формой размещения ГЦБ стала «подписка в рассрочку» (после 1930 г. она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительных размещении и оплате облигаций. Подписка в рассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке раз­мещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельским Советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист, содержащий фамилию подпис­чика и сумму, на которую приобретались облигации. Затем подписные листы передавались в бухгалтерию для удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в де­сятидневный срок после подписки, рабочие и служащие — в течение срока рассрочки — 10 месяцев. Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет.

Начиная с 1927 г. государственные предприятия были обязаны по­мещать все запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были организованы комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды) на всех предприятиях и в организациях под общим ру­ководством Центральной комиссий при Президиуме ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению го­сударственных займов.

Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94% государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.

По мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реаль­ного состояния рынка. Обращение облигаций — покупка, продажа и за­лог — было запрещено. В результате ликвидность облигаций была серьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность хранения облигаций займов у их держателей. В 1930 г. правитель­ство с учетом огосударствления экономики приняло решение о лик­видации резервных капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.

В течение 1930—1941 гг. правительство проводило реформу в сфере государственного кредита, которая выражалась в унификации облигации государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к единому стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение займов было отложено на 10—19 лет. Их доходность снизилась с 8—10% до 3—4% годовых.

Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий — векселей и акций. С 1929— 1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государствен­ных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правитель­ствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отрас­лей. С достижением цели совместные акционерные общества были лик­видированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношени­ях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капитали­стическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обра­щение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных ис­точников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942—1945 гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план — план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945— 1950 гг. Была необходима конверсия всех займов.

В 1948 г. выпущен новый конверсионный займ — государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть — на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.).

Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного пери­ода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, умень­шились платежи по займам.

С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и раз­вития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951—1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госу­дарственных займов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народнохозяйствен­ного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.

 

1.6.3 Возрождение рынка ценных бумаг в Российской Федерации

 

В 90-х гг. Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необ­ходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, посредники, участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулиро­вания и саморегулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994 г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий — акци­онерные общества стали главными субъектами этого рынка.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

·        небольшими объемами и неликвидностью;

·        "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

·        неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и      информационной инфраструктуры;

·        раздробленной системой государственного регулирования;

·        отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка       ценных бумаг;

·        высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

·        значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой   учреждения нежизнеспособных компаний;

·        крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными   качествами ценных бумаг;

·        отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о       состоянии фондового рынка;

·        инвестиционным кризисом;

·        отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное       доверие инвестиционных институтов;

·        агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой       этики;

·        высокой долей спекулятивного оборота;

·        расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса       государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные       бумаги.

 

 Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский       фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной       приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро  расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов  за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения  технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

 Основными событиями на российском рынке капиталов во второй половине      1996-1997 гг. явились:

·        падение процентных ставок (в том числе - по внутренним государственным облигациям), явившееся естественным следствием жесткой денежной политики

·        правительства и снижения инфляции;

·        получение Россией международного кредитного рейтинга, выход России и российских регионов на международный рынок долговых обязательств;

·        резкий рост российского рынка акций, сделавший Россию в последние полтора года самым быстрорастущим развивающимся рынком капиталов в мире;

·        массированный выход российских компаний на международный рынок ценных бумаг; создание успешного прецедента первичного публичного предложения акций российской компании на международном фондовом рынке;

·        развитие инфраструктуры фондового рынка, появление на внутрироссийском рынке механизмов коллективных инвестиций, быстрое развитие биржевой торговли и депозитарной инфраструктуры;

·        существенное увеличение потока зарубежных портфельных инвестиций в российские ценные бумаги; снижение интереса иностранных инвесторов к инвестициям в ГКО при огромном интересе к рынку российских акций и еврооблигаций. Как уже отмечалось выше, 1996-97 гг. стали периодами резкого падения инфляции в России. Одним из инструментов, с помощью которого правительству удалось контролировать прирост денежной массы и снизить инфляционные ожидания, стало последовательное снижение ставки рефинансирования Центрального банка РФ и снижение доходности государственных ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.