рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая наука

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Этот перечень не является исчерпывающим. Кодекс подчеркивает, что налогоплательщики имеют также иные права, установленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Особо отмечается, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установленными ставками. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы наделены на основании Налогового кодекса РФ следующими правами (ст. 31):

— требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;

— проводить налоговые проверки;

— производить выемку при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

— вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;

— приостанавливать операции по счетам в банках налогоплательщиков и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;

— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории;

— определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений;

— требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

— взыскивать недоимки по налогам, сборам и пени в порядке, установленном Кодексом;

— контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

— требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений и распоряжений налоговых органов о списании сумм налогов и пеней;

— требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов;

— привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

— вызывать в качестве свидетелей лиц для проведения налогового контроля;

— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

— создавать налоговые посты.

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о ликвидации организации;

— о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, числящейся за дочерними предприятиями, с соответствующих основных предприятий;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и в других случаях. В круг обязанностей налоговых органов входит:

— соблюдение законодательства о налогах и сборах;

— осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативным правовых актов;

— ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

— проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, разъяснение порядка заполнения отчетности и исчисления и уплаты налогов и сборов;

— осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

— соблюдение налоговой тайны;

— направление налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора.

Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы ведут единый государственный реестр налогоплательщиков. Правила его ведения утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г.

При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение преступления в области налогообложения, налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в органы налоговой полиции (ст. 32 НК РФ).

Аналогичные права и обязанности имеют таможенные органы в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Важная роль в реализации законодательства о налогах и сборах принадлежит банкам. В Законе РФ «Об основах налоговой системы» впервые на законодательном уровне были специально урегулированы обязанности и ответственность банков в области налогообложения. Теперь такие нормы содержатся в Налоговом кодексе РФ (ст. 60, 86, 132—136 и др.), получив более детальное содержание с рядом уточнений и изменений.

Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений налогоплательщика и налогового агента на перечисление налогов и сборов и решений налогового органа о взыскании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика (налогового агента) на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в

порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено настоящим. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение названных обязанностей НК РФ устанавливает ответственность банков.

В связи с проведением налоговыми органами учета налогоплательщиков в целях налогового контроля банки не вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок.

НК РФ (ст. 132—135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним относятся:

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (в частности, открытие счета без предъявления свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе);

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;

неисполнение банком решения о взыскании налога;

непредставление налоговым органом сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика — клиента банка.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена Кодексом в виде санкций, выраженных в разных формах: в твердых денежных суммах (нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.); в начислении пеней (за нарушение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов применяется взыскание пеней в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки); в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др.


 

 

раздел IV. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

1. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

 

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения- одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов- важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства в области финансов.

Финансовый рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и фондовых ценностей, т.е. акций, облигаций и других ценных бумаг.

Основными сегментами финансового рынка являются: рынок денежного капитала (кредитов), рынок ценных бумаг, валютный рынок.

Все сегменты финансового рынка очень тесно взаимосвязаны между собой. Малейшие изменения на одном из них тут же влекут изменения на остальных. Так, например, продажа Центральным банком государственных облигаций (операция на рынке ценных бумаг) ведет к сужению денежной базы, что делает деньги более дорогими, и, в свою очередь, вызывает повышение процентных ставок по кредитам, то есть отражается на рынке денежного капитала.

Основными участниками финансового рынка выступают: государство, физические лица, предприятия, банки, пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ДЕНЕЖНОГО КАПИТАЛА (КРЕДИТОВ)

 

2.1. Основные понятия рынка денежного капитала

Кредит- это движение денежного капитала, осуществляемое на началах обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Он выполняет функции перераспределения средств между хозяйственными субъектами; содействует экономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капитала и стимулирует научно-технический прогресс.

Рынок денежного капитала как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения круговорота денежного капитала.

Основные участники этого рынка:

- первичные инвесторы, т. е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в денежный капитал;

- специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций, осуществляющих непосредственное привлечение (аккумуляцию) денежных средств, превращение их в денежный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на возвратной основе за плату в форме процента;

- заемщики в лице юридических, физических лиц и государства, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и готовые заплатить специализированному посреднику за право их временного использования.

Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов, рынок денежного капитала может быть дифференцирован на четыре базовых сегмента:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.