рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая наука

- приобретение в госсобственность акций и иму­щества предприятий, находящихся в частной собствен­ности, которые целесообразно преобразовать в казен­ные или включить в "переходную" группу.

Продажа акций и имущества предприятий, принад­лежащих государству, вряд ли вызовет много вопросов. Процедура приватизации активно применяется и со­вершенствуется на протяжении уже нескольких лет. Основным правовым документом, регламентирующим ее проведение, является Закон РФ от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об ос­новах приватизации муниципального имущества в Рос­сийской Федерации". Продажа государственной соб­ственности, в том числе пакетов акций, не подпадаю­щая под действие этого закона, осуществляется в со­ответствии с Гражданским кодексом РФ и другими правовыми актами на общих основаниях.

Существенно более проблематичным представля­ется приобретение государством находящихся в част­ной собственности акций и имущества тех предприя­тий, которые предполагается преобразовать в казен­ные либо включить в "переходную" группу. В условиях острого дефицита государственных средств, этот воп­рос требует особого внимания. Если переход имуще­ства из государственной собственности в частную мо­жет происходить только на добровольной основе, то обратный процесс, в соответствии с действующим за­конодательством, может носить как добровольный, так и принудительный характер по отношению к час­тному собственнику. Так в ст. 235 ГК содержится поло­жение о том, что "обращение в государственную соб­ственность имущества, находящегося в собственнос­ти граждан и юридических лиц (национализация), про­изводится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в поряд­ке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса", в которой отмечается, что возмещение производится за счет государства. В то же время, ст. 35 Конституции РФ гласит, что "принудительное отчуждение имуще­ства для государственных нужд может быть произведе­но только при условии предварительного и равноцен­ного возмещения". Закон РФ от 4 июля 1991 г. "Об ино­странных инвестициях в РСФСР" и Конвенция от 28 марта 1997 г. "О защите прав инвестора" допускают на­ционализацию инвестиций лишь в исключительных случаях и предусматривают обязательную и адекват­ную компенсацию. Таким образом, процесс преобра­зования структуры собственности в значительной сте­пени зависит от изыскания резервов повышения пла­тежеспособности государства. При этом денежная эмис­сия, являясь одним из основных инфляционных фак­торов, не может быть использована в необходимых для снятия проблемы масштабах.

Несколько лет назад, когда решался вопрос пре­образования государственной собственности в част­ную, в качестве средства платежа достаточно широко использовались приватизационные чеки (ваучеры). По­добный инструмент не менее эффективно мог бы быть использован и для решения обратной задачи — преоб­разования частной собственности в государственную. При этом необходимо максимально возможно сохра­нить положительный опыт его использования и изба­виться от присущих ему недостатков, проявившихся в ходе реализации программы "ваучерной" приватизации. Так, например, наибольшее количество нареканий вызвали весьма ощутимая разница между ожидаемой (рекламированной государством) и реальной ценнос­тью данной бумаги и слишком малый срок ее действия.

Назовем деприватизационным чеком некую ценную бумагу, эмитируемую государством и представляющую собой долговое обязательство с доходностью на 23 пун­кта превышающей ставку рефинансирования Центро­банка. Срок погашения таких бумаг может составлять 10-15 лет. Они могут использоваться в качестве платеж­ного средства для приобретения госимущества в част­ную собственность. Ими также можно будет осуществ­лять налоговые и иные обязательные платежи в бюд­жет v. внебюджетные фонды в следующих объемах:

1) до 5 процентов текущих платежей и задолженно­сти сроком менее бмесяцев;

2) до 50 процентов задолженности сроком более 6 месяцев.

Использование деприватизационных чеков в каче­стве средства платежа представляется допустимым лишь при отсутствии у государства денежных средств в объе­мах, необходимых для осуществления национализации в требуемых объемах в достаточно сжатые сроки. Фак­тически, эти бумаги будут представлять собой реали­зацию принудительного кредитования государства со стороны частных предпринимателей и одновременно выполнять роль псевдоденег с ограниченными областью использования и сроком действия. Нельзя не отметить, что несмотря на явно вынужденный характер такого кредитования, подобный механизм все же представляется оправданным с точки зрения социальной нагрузки при распределении между гражданами государства солидарной ответственности по издержкам связанным с выходом страны из сложившейся экономической ситуации. К тому же, если разделить население страны на две группы, одна из которых в процессе первоначальной приватизации приобрела определенные выгоды, а вторая понесла потери, то, в случае использования деприватизационных чеков для преобразования структуры собственности в стране, эти группы поменяются местами с точки зрения получения выгоды. Таким образом, издержки, связанные с ошибка­ми, допущенными в ходе реформирования националь­ной экономики, будут распределены между гражданами страны более равномерно, что позволит значительно увеличить долю населения, желающую и способную включиться в активную экономическую деятельность.


раздел VI. ГОСУДАРСТВО И НТП.

1. ТЕОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НТП.

     Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений:                   производства, обмена, потребления.

   В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена  на практический  коммерческий  результат.  Сама  идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном,  ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

          Инновация  есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”

     Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

  Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

   Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.

Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

Изменение потребностей производственного процесса                            

Изменения в структуре отрасли или рынка;

Демографические изменения;

Изменения в восприятии и в ценностных установках;

Новые знания, научные и ненаучные

      Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

Рассмотрим график производственных возможностей для двух продуктов  пиццы и промышленных роботов. По оси Y отложим производство промышленных роботов, а по оси X производство пиццы. Сама кривая производственных возможностей представляет собой некую границу производства экономики.

     Допустим, кривая GW показывает максимальное производство экономики в данный момент времени. Но нам хотелось бы для большего удовлетворения своих потребностей, увеличить производство этих продуктов. Значит переместится с кривой GW на кривую AF – это и есть экономический рост. Экономический рост – способность производить больший общий бьем продукции – выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо; он представляет собой результат увеличения предложения ресурсов и технического прогресса.

   Этого можно добиться разными методами, но мы будем рассматривать научно-технический прогресс. Развивая его мы совершенствуем средства производства. И следовательно, повышаем производительность и качество производимой продукции в экономике, используя сырье того же качества и количества. Следовательно, кривая сместится вправо и в экономике будет наблюдаться подъем.    

 

2. Государственное управление НТП

 

      Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного  процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, посредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы  выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего  решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности

 

2.1 Внедрение НТП.

 

         Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери:  инновации  носят  рисковый  характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.  Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно,  уровень  неудачи  можно  оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного  процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того,  погибнет  и вложенный капитал.

          Какие  же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой  экономической системы  (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; “объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий  в  разных комбинациях  и  т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и  субъективную  природу.  Так,  к  числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены  устаревшего оборудования  (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров  реализовать свой творческий потенциал (субъективная  причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой  отдельной  компании  и  в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном  процессе.  Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место  на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим  компаниям  свойствен  довольно устойчивый  консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на  рынке, обычно не имеют  внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом  могут  выступить  причины внешнего  характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

 

2.2 Методы регулирования.

 

    Меры  воздействия  государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической  ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором  на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики  берет  верх  философия  консерватизма,  отдающего  предпочтение игре рыночных сил.

   В настоящее  время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической,  в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой   степенью  централизации  государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.