Гласность поощрения означает, что его
условия должны быть известны коллективу до начала работы. Распределение
соответствующих фондов между работниками на основе принятых на данном
предприятии положений - дело самого коллектива. По его решению могут
поощряться другие коллективы и отдельные лица, содействование успеху нововведения.
Стимулирование НТП связано с экономическими
методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям
нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное
использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии,
извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход.
Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду
заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы.
При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько
раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива.
Финансирование НТП. Финансирование НТП
включает формирование и использование специальных фондов для ускорения НТП на
всех уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются
частью общественных издержек производства и служат формой их резервирования,
переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования
НТП по своей роли в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям.
Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий и НТО на создание и освоение
нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный
с этим риск.
Компенсационные фонды носят возвратный
характер. В безвозвратном финансировании нуждаются лишь затраты на
фундаментальные исследования, не рассчитанные на экономический эффект или
дающие его лишь в отдаленной перспективе. В остальных случаях средства для создания
указанных фондов образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период
массового использования нововведения. В начале 80-х годов лишь половина затрат
на освоение новой техники компенсировалась из соответствующих фондов.
Другая половина покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы
выпуска новой продукции (это делало невыгодным обновление номенклатуры) или
повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило к
невыгодности новой техники для потребителя). В новых условиях хозяйствования
для финансирования НТП используется несколько фондов. Фонд фундаментальных
исследований при АН СССР, республиканских и отраслевых академиях создается за
счет ассигнований из союзного, республиканского и местного бюджетов, а также
целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из
средств министерств, предприятий, НТО, благотворительных фондов и других
спонсоров. Средства распределяются по решению научных советов и общественных
органов, причем поддерживаются все направления современной науки, по которым
можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты.
Фонды финансирования государственных и
международных научно-технических программ, планов МНТК, а также других работ
по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на
долевых началах за счет госбюджета и средств заинтересованных
предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых
фондов, местных Советов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный
характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут
быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и
потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из
налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и
местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования
малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и
специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им
конституционных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.
Дополнительным источником финансирования
разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые
субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация
части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также целевые
дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска
Фонд развития производства, науки и техники
предприятий (объединений) образуется за счет пяти основных источников
1) амортизационных отчислений,
предназначенных для полного востановленя основных фондов;
2) отчислений от прибыли
предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференцироваться в
зависимости от степени износа основных фондов),
3) выручки от реализации
излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом
расходов по его ликвидации) и выбраковки скота
4) части средств, получаемых
от других предприятий за использование научно-технических разработок
5) поступлений из централизованного
ФРПНиТ.
Средства ФРПНиТ используются государственными
предприятиями стремительно после одобрения сметы расходов их советом и
профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТ финансируется
техническое перевооружение, реконструкция и
расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных
объектов
проведение НИОКР, проектных работ, приобретение
лицензий, оборудования и т.д.;
подготовка производства и освоение новой
продукции, компенсация повышенных затрат в период освоения
приобретение научно-технической продукции,
погашение кредитов на НТП и уплата процентов по ним;
создание и расширение мощностей по производству
товаров народного потребления, оказанию услуг населению и
т.д.
Государственные предприятия имеют право
передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения
сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства,
а также использовать их в порядке долевого участия для строительства и
реконструкции объектов совместного пользования, образования временных
научно-технических коллективов, консорциумов и т.д.
В условиях самофинансирования многие
предприятия используют ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве,
избегая поисковых работ, связанных с ломкой сложившейся технологии, риском,
рассчитанных на длительную перспективу. Если 1 руб. затрат на НТП обещает
даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли,
то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из
ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска)
лишь 90 коп. Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот,
ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации оборудования, страхования риска,
скидок с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств,
планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.
Кредитование НТП. В условиях
самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развития.
Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на
выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники,
внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности
изделий. Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют
нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков
с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых
видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования
устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и
окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим
партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное
освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого
производства.
Банковский факторинг - привлечение на
хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их
использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения
(срочная оплата их платежных документов и счетов в день отгрузки товара) и
перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.
Банки дают разрешение на выпуск акций для
продажи (после проверки финансового положения и платежеспособности
предприятия, ликвидности баланса возможности выплаты дивидендов), по
поручению клиента хранят, продают и перепродают акции. Выделяется два вида
кредитов: на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для
обновления производства и на создание этой продукции. Банк проверяет включение
предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по
договору, источники погашения кредита в намеченные сроки.
В новых условиях хозяйствования наряду с
кредитами на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный
кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от НИР и
создания опытных образцов до ее серийного производства Он погашается за счет
ФРПНиТ.
При низкой экономической эффективности
проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может
требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их
научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование.
Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования
(включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления
ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный
кредит под более низкие проценты). Создается конкурентная основа финансированию:
банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и
организации, а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи
ссуд Промстройбанк - агент государства по кредитованию при поддержке бюджета
общесоюзных программ финансирует стратегические направления НТП, в том числе
поисковые исследования, развитие наукоемких производств. Коммерческие банки
(универсальные и специализированные, общесоюзные, республиканские и
региональные, акционерные и в форме обществ с ограниченной ответственностью,
отраслевые, иностранные) концентрируют свободные средства предприятий (за
соответствующую плату) и населения (путем продажи облигаций и т.д.) и выдают
своим пайщикам кредиты на обновление продукции и производственных фондов,
срочную перестройку технологии.
Инновационные банки после соответствующей
экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям,
берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие
решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов союзных и
республиканских банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное
право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по
акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю
материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с
ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению
инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по
поручению клиентов. Во многих странах действуют инновационные фонды, которые
не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное
право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие
и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии
или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной
выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д.
При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он
получает обусловленную в договоре часть прибыли.
Внешэкономбанк выдает валютные кредиты на
расширение экспорта конкурентоспособной техники, а также на импорт технологии,
приобретение лицензий, создание совместных предприятий.
Мировой опыт наглядно показывает, что переход к
рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления
радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной
структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов
представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование
экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого
придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных
отношений которой однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно.
Неизбежный переходный период характеризуется следующими особенностями.
Первое. В условиях нестабильной
социально-экономической среды при неадекватных реакциях населения на
стандартные экономические меры невозможно выбрать единую генеральную линию
заранее определить выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий.
Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа
500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают возможностей
использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только
на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.
С учетом этого центр тяжести должен быть
перенесен на разработку содержательных аспектов экономических преобразований за
счет использования новых механизмов управления. Составными элементами такого
механизма являются: определение приоритетных направлений мирового развития и
стран лидеров по каждому из них; оценка места нашей страны в системе
мирохозяйственных связей; выбор и организационно-экономическая поддержка
приоритетов; отслеживание и корректировка соцеально-экономических по каждому
из приоритетных направлений в зависимости от реально складывающейся
соцеально-экономической ситуации в стране.
Результаты прогноза и оценки приоритетных
направлений социально-экономического и научно-технического развития страны на
ближайшую перспективу оформляются в виде ежегодного доклада Президента страны
Верховному Совету о системе государственных приоритетов. Он включает перечень
важнейших крупномасштабных социальных, экологических, научно-технических
проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития страны. По каждой
проблеме указывается возможный объем финансирования, а также предлагается механизм
его реализации, включающий льготного налогообложения, способы кредитования и
предоставление субсидий, соответствующую амортизационную политику, ценообразование
и другие важные стороны стимулирования работников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|