Таким
образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет
собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.
Существующая
ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе
своего развития она прошла несколько этапов:
1) Создание
общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение
усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального
законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег.
Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
2)
Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки
воздействовать на занятость и цены.
3)
Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств
регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
4) Переход в
ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию;
попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем
изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования,
определения их эффективности.
5)
Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного
среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных
перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное
использование инструментов регулирования.
6) Меры по
согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном
уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального
планирования.
На масштабы,
инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее
воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран,
материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им
валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово
использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и
успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в
условиях рыночного хозяйства.
Механизм
государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо
от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической
политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты
регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования
экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих
кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.
раздел II.
Государственный бюджет.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты
являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого
другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его
суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего
государственного или муниципального образования, которые обеспечивают
выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для
осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет,
представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного
или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении
соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем
концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления
расходов и т.п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях,
которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике
бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой
совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с
образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов,
предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и
выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть
финансовых ресурсов государства.
Понятие бюджета имеет и
юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком
смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и
использования централизованного денежного фонда государства или муниципального
образования, утверждаемый соответствующим представительным органом
государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет
юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
В законодательстве содержится
юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно
Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное
государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и
учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта
РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны.
Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и
соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215). Такая
характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им
является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления,
а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская
Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и
управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой
собственностью. Конституция РФ (п. «г» ч. 1 ст. 72) относит вопросы
разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства,
к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Понятие бюджета дается и в законодательстве. Так, в
Законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10
октября 1991 г. бюджет определяется как форма образования и расходования денежных
средств для функционирования органов государственной власти. Однако это
характеризует лишь одну его сторону — связь с функционированием органов государственной
власти. К тому же за пределами приведенного определения остались не только
другие особенности данной категории, но и местные бюджеты.
Впоследствии в законодательстве была уточнена
формулировка понятия бюджета. Согласно Бюджетному кодексу 1998 г. (ст. б) и в
его целях бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления. При сохранении сходства с вышеприведенным данное определение
приобрело некоторые уточнения. В нем вместо довольно неопределенного выражения
«денежные средства для функционирования органов государственной власти»
говорится о «фондах денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»; учитывается
обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной
власти на основании Конституции РФ 1993 г., в связи с чем местные бюджеты
перестали относиться к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.
Вместе с тем более полному представлению о сущности
бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.
Роль бюджета выражается в том, что он создает
финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований,
выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы
местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета.
Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные
органы.
Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются
для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения
обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные
(разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию
отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного
комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического
потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни
населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня
субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и
т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.
Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных
фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и
культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах
производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении
государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты
служат финансовой основой развития местного самоуправления.
Значение
государственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем
средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием
функционируют все другие звенья финансовой системы.
Наличие бюджета создает возможности для маневрирования
при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на
определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате
бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом
конкретном периоде его развития. Так, в связи с финансовым кризисом, происшедшим
в 1998 г., бюджет призван содействовать преодолению последствий этого кризиса,
поддержанию уровня жизни населения и обеспечению функционирования реального
сектора экономики, прекращению спада экономики и другим целям экономической
политики в 1999 г.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые,
в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует
реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди
основных целей региональной политики определены следующие: создание единого
экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического
развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем
народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного
развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.
Бюджет способствует также развитию международных
связей России, в частности укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.
Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» намечено
выделить средства для взноса в бюджет Союза Белоруссии и России в сумме 520
млн. руб., предоставление кредитов государствам — участникам СНГ.
Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального
дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и
социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные
явления в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют
государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение.
В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение
расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между
бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость
доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.
Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные
бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В
результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный бюджет и
бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих
законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов
местного самоуправления, как правило — решений (ст. 11 БК РФ). Таким образом,
получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых
правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности
Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение,
распределение и использование средств.
Помимо бюджета, утверждаемого в обычном порядке. Закон
РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» (ст. 25)
предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет
— это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств,
основанием для установления которого является введение чрезвычайного положения.
БК РФ норм о таком бюджете не содержит.
В соответствии с законодательством составляется также
консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей
территории, используемый для расчетов и анализа.
Его необходимость обусловлена тем, что по действующему законодательству
все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, в
отличие от положения, существовавшего до 90-х гг., когда высшим органом власти
утверждался единый государственный бюджет, который объединял все существовавшие
на территории страны бюджеты и отражал в целом их средства.
Однако для управления делами России в целом, а также
ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать,
какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на
ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше-
и нижестоящими органами власти. Поэтому составляются консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода
бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет Российской
Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В
результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от
федерального до местных, действующие на территории страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|