2.
Организационно-правовые
формы предпринимательства.
Предпринимательство
может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики.
В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство.
В
этом случае за основу классификации принято право собственности на
осуществление предпринимательских функций.
Каждый
из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные
принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае
осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность,
инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Частное
предпринимательство
Частное предпринимательство –
форма осуществления экономической активности от имени предприятия или
предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы,
в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Государственное
предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени
предприятия, учрежденного:
·
государственными органами управления, которые
уполномочены в соответствии с действующим законодательством управлять
государственным имуществом;
·
органами местного самоуправления.
Индивидуальным
предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично
занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение
необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением
является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и
чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным
предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск
потерь в случае банкротства его предприятия.
Товарищества -
организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной
деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместными
усилиями двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет
определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в
уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом
Хозяйственное
общество - это коммерческая организация, уставный фонд
которой формируется одним или несколькими физическими лицами и (или)
юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины
уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо). В качестве
долей могут рассматриваться денежные или материальные средства,
интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие
денежную оценку.
Существует
четыре формы хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью,
общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и
закрытое).
Общество с ограниченной ответственностью - это
разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов
в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является
деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности
последних по долгам общества.
Общество с дополнительной ответственностью -
юридическое лицо (хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими
физическими лицами). Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с
ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по
обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителя
(учредителей), а не только на его вклад в уставный капитал.
Акционерное общество - добровольная
организация юридических лиц и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной
деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость
уставного фонда.
Корпорация - это форма объединения предпринимателей (или собственников капитала)
для совместного ведения хозяйственной деятельности путем объединения капитала с
целью получения прибыли.
В корпорации
собственность компании принадлежит самой компании, а ее не членам.
Кооперативные
общества основываются на идее самопомощи. Членство в кооперативе достигается
путем приобретения доли, одной или нескольких акций. Но, в отличие от
акционерных компаний, голоса распределяются следующим образом: равное право
голоса имеет каждый участник, а не один голос на одну акцию.
Местные органы
власти являются публичными корпорациями, наделенными полномочиями выпускать
муниципальные ценные бумаги, получать займы под обеспечение учетных ставок.
Унитарное
предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на
закрепленное за ней имущество. В форме унитарных могут быть лишь
государственные или муниципальные предприятия.
3.
Основные
типы внешнеторговой политики государства.
В условиях
развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает
оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля
остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько
эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в
современной мировой экономике.
Основными
направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и
фритредерство. Традиционный протекционизм — это теория и практика регулирования
внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной
экономики от иностранной: конкуренции.
На практике протекционизм
развивается и применяется с периода возникновения международных торговых
отношений. В 20 в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период
между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в 21
в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной
экономики. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо
торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой
для сохранения протекционистских тенденций.
Как теория
внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в 19 в. в процессе
соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли).
Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между
странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода
торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и
затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах.
Основными и
наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы
на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.
Тарифы на импорт, или импортная пошлина, — это мера протекционизма, в условиях
которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к
мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается
величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.
Свободная
торговля — политика невмешательства государства в
международную торговлю (free trade — фритредерство). В этом случае последняя
осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и
современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая
политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом
масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной
торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика
невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень
осторожно.
Поскольку
фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то
все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные
воздействия свободной торговли состоят в том, что она:
• стимулирует
процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом
рынке в целом;
• позволяет
осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных
конкурентных преимуществ;
• создает
возможности для использования международной специализации, которая является
основой роста прибылей производителей, и потребителей;
• содействует
расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения
положительного эффекта от него.
Признавая
определенные позитивные стороны свободы торговли, следует заметить, что такая
политика должна быть прагматичной, а протекционизм — стимулирующим
национального предпринимателя. Примером может служить путь развития, который
прошли развитые страны.
4.
Основные
формы международных экономических отношений
Современное
мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия
между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих
перед человечеством глобальных проблем, таких, как угроза ядерной катастрофы,
экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу
укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств
в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное
развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей.
Международное
сообщество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую
самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйственные
системы, являются возможности использования передовой техники и технологии
производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства
экономики.
В соответствии
с данными классификационными признаками можно выделить "промышленно
развитые" и "новые индустриальные" страны; "высокодоходные
государства", экспортирующие сырье и энергоносители; наименее развитые и
бедные страны мира. Различают страны с развитой, развивающейся рыночной
экономикой, а также страны с нерыночной экономикой. Для сравнения достижений
государств используется итоговый показатель - валовой национальный продукт
(ВНП) в расчете на душу населения. Несмотря на попытки некоторых государств
жить в условиях национальной экономической самообеспеченности
("автаркии"), движение товаров, услуг, денежных платежей оказывается
сильнее воздвигнутых барьеров.
В настоящее
время международные экономические отношения утвердились и реализуются в
следующих основных формах:
- международная
торговля товарами и услугами;
-
межгосударственная кооперация производства;
- обмен в
области науки и техники;
- движение
капиталов и зарубежных инвестиций;
- миграция
рабочей силы;
-
валютно-кредитные отношения.
Во всем мире
международная торговля является частью повседневной жизни. Мы все зависим от
товаров и услуг, создаваемых в других странах.
Существуют
абсолютные и относительные преимущества разных стран в производстве различных
товаров. Абсолютные преимущества имеют страны, в которых есть огромные запасы
полезных ископаемых или климат, позволяющий только им выращивать плоды и овощи.
Но даже если страна не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается
выгодной для нее, потому что каждой стране выгоднее производить и
экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда не
ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных
предприятиях других стран. Именно этот товар страна будет экспортировать в
обмен на другие. Сравнительные преимущества - главный двигатель международной
торговли.
Экспорт - вывоз
товаров из страны для продажи в других государствах.
Импорт - ввоз в страну товаров из-за границы. Общая сумма экспорта и импорта
составляет внешнеторговый товарооборот с другими странами.
5.
Назначение
и структура бизнес-плана
Чтобы стать
жизнеспособным и прибыльным, малый бизнес нуждается в чем-то большем, чем
деньги. Он нуждается в планировании. Точное планирование является одной из
наиболее важных составных частей успешного бизнеса. С помощью плана можно
предвидеть проблемы, и таким образом вы будете в состоянии преодолеть их в
будущем, так как будете готовы принять правильные решения, чтобы избежать
ошибок. В то же время вы будете лучше подготовлены для использования своих
новых возможностей.
Каждый раздел
представляет собой рабочую тетрадь. Отвечая на ряд вопросов и заполняя таблицы,
вы будете разрабатывать содержание бизнес-плана. Но заметьте, что вам еще
придется поработать с содержанием, чтобы привести его по стилю и форме в полное
соответствие с заключительным документом, т.е. таким, с которым вам будет
удобно работать.
В рыночной
экономике на каждом предприятии при его создании либо на переломных рубежах
развития (расширение, выход на новые рынки, приватизация, привлечение крупных
инвестиций и т.п.) разрабатываются стратегические планы деятельности,
называемые бизнес-планами. Бизнес-план представляет собой
документ, всесторонне отражающий все аспекты предполагаемой деятельности
предприятия в течение определенного периода, как правило, одного года, и
укрупнено на 2 - 3 следующих года без детализации, характеризуя основные
направления деятельности и важнейшие результаты.
Цель разработки бизнес-плана - подтвердить с помощью конкретных расчетов и
анализа эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Бизнес - план может выполнять три главные функции:
·
основы разработки концепции деятельности
предприятия на базе маркетингового, производственного и финансового планов;
·
способа оценки фактических результатов работы
предприятия за определенный период и контроля выполнения различных бюджетов и
показателей краткосрочных планов;
·
необходимого условия привлечения инвестиционного
капитала и других заемных средств, особенно при создании нового предприятия.
Бизнес-план
позволяет:
·
охарактеризовать технический, производственный,
кадровый и экономический потенциал действующего или создаваемого предприятия, а
также состояние рынков, с которыми оно связано;
·
сформулировать цели, задачи и стратегию предстоящей
деятельности с учетом возможных трудностей;
·
оценить потребность в финансовых ресурсах, затраты
на производство, сбыт, управление, научные исследования, разработки и ожидаемую
прибыль.
Бизнес-план
необходим менеджерам и производственникам, поставщикам, банкам и инвесторам для
эффективного решения организационно-экономических вопросов, возникающих при
техническом, материальном, трудовом, финансовом и правовом обеспечении
производства и реализации продукции. В нем обосновывают идеи, цели и задачи
развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях
конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков.
Разработку
бизнес-плана проводят в несколько этапов:
1.
Подготовительный (организационный) этап, в процессе которого определяют цели создания документа, его
назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость
привлечения специалистов из других организаций, график работы.
2.
Составление текста по разделам, их компановка и сведение в единый взаимосвязанный
документ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|