Аналогичное
положение и с методами, используемыми в управлении персоналом. Среди них есть
общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством,
народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные - и
большое количество конкретных, частных методов. Так, административные методы,
для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект
управления, включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила,
инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения),
дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).
Экономические
методы - это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников
плодотворно трудиться на общее благо.
Социальные
методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим
воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства,
регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения,
создание социально-психологического климата, моральное стимулирование,
социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации).
Управление
персоналом должно основываться на принципах системного подхода и
программно-целевого управления.
Построение
управления персоналом на принципах системного подхода и анализа означает охват
всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах
подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие
решений в отношении кадров с учетом внешней и внутренней среды, всей полноты
взаимосвязей.
Необходимость
комплексного, программно-целевого по своему характеру подхода обусловлена тем,
что отдельные виды деятельности в рамках управления персоналом осуществляются
не сами по себе, а во взаимосвязи с целями управления.
Инновационный
менеджмент
1. Обоснование необходимости
инновационного подхода к развитию организации в России.
В мировой экономической литературе "инновация"
интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в
реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика
нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках
экономических исследований НТП
Термин "инновация" стал
активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и
для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность",
"инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.
Мы живем
среди изменений и вынуждены меняться сами. Чтобы
выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и
событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно
приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и
развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения
поставленных целей.
Причины
изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то
конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние
компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации
и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной
продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют.
Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение
заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг
(например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена
местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как
естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и
техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере)
происхождения.
2. Концепция инновационного
менеджмента.
Концепция
инновационного менеджмента - разновидность научной теории, представляющей собой
модель инновационной деятельности на глобальном, национальном, региональном,
отраслевом или организационном уровнях.
Основными
отличительными особенностями инновационного менеджмента являются следующие:
·
значительно больше внимания уделяется
междисциплинарному взаимодействию специалистов (и не только исследователей и
маркетологов, но также производственных менеджеров и даже технических
специалистов);
·
резко возрастает роль корпоративной философии,
этики и культуры бизнеса, психологии и социологии коллективного
организационного поведения;
появляется
потребность в корпоративных информационно-управленческих системах нового
поколения, интегрированных с внешней средой через Интернет и охватывающих все
внутренние бизнес процессы посредством Интранет
3. Факторы, определяющие
инновационный потенциал организации.
Через развитие
потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также
всех элементов производственно-хозяйственной системы. От состояния
инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной
стратегии, и поэтому его грамотная оценка очень важна.
Инновационный
потенциал организации — это степень ее готовности выполнить задачи,
обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень
готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных
преобразований и внедрения инноваций.
Развитие
инновационного потенциала организации может осуществляться только через
развитие всех ее подразделений, а также всех элементов
производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного
потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды
организации.
Внутренняя среда
организации построена из элементов, образующих
ее производственно-хозяйственную систему. Для удобства анализа эти
элементы обычно группируют в следующие блоки:
1.
продуктовый (проектный) блок — направление
деятельности организации и их результаты в виде продуктов
и услуг (проекты и программы);
2.
функциональный блок — преобразование ресурсов
и управления в продукты и услуги в процессе трудовой
деятельности сотрудников организации;
3.
ресурсный блок — комплекс
материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов
предприятия;
4.
организационный блок — организационная
структура, технология процессов по всем функциям и проектам,
организационная культура;
5.
блок управления — общее руководство организации,
система управления и стиль управления.
Оценка
инновационного потенциала обычно производится по схеме:
При этом под
Проектом имеется ввиду выпуск и реализация нового продукта (услуги) или
новое направление деятельности.
Задачи оценки
инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух
плоскостях:
1.
частная оценка готовности организации
к реализации одного нового проекта;
2.
комплексная оценка текущего состояния организации
относительно уже реализуемых проектов.
В соответствии
с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного
потенциала, применяется одна из двух возможных методик оценки: детальная
или диагностическая.
4. Политика внедрения инноваций.
Инновационная
политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения
инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью
инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и
количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке
инновационной политики широко используют экономико-математические модели.
Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между
всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия,
непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга,
производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями
эффективного управления инновационной деятельностью являются:
·
создание благоприятной обстановки, стимулирующей
поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс.
Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать
экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный
период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение
в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях,
руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате
успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению
к сотрудникам;
·
определение приоритетных направлений инновационной
деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая
роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;
·
нацеливание всей инновационной деятельности на
нужды рынка;
·
реорганизация системы управления предприятием с
учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении
диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки
своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет
экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности
предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры;
·
увеличение скорости реакции предприятия на
требования рынка.
При
планировании инновационной политики следует учитывать следующие факторы:
·
сложность нового продукта, обусловленную
технологией, которая значительно влияет на технико-экономические показатели
производства;
·
необходимость учета финансовых потерь (прибыли и
т.п.) в переходный производственный период и проведение поиска дополнительных
источников финансирования;
·
умение определять ожидаемые количественные потери
при организации производства нового изделия в связи с недогрузкой
производственных мощностей при отработке технологических процессов и неполного
использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. с целью
принятия мер для более эффективного их использования;
·
изменение конструкторско-технологической
документации в процессе перехода на производство нового ассортимента продукции,
что в определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки производства;
·
динамичное изменение удельного потребления
материальных и трудовых ресурсов и, как следствие, себестоимости в период
развертывания выпуска новых видов продукции по мере освоения технологии, что
значительно осложняет планирование производства;
·
необходимость учета в период обновления времени
адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости
приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.
Механизм
разработки инновационной политики включают в себя
ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:
·
исследование спроса на продукцию предприятия,
определение емкости рынка и перспектив его развития;
·
исследование рынков необходимых ресурсов;
·
планирование и организация инновационной
деятельности;
·
кадровое обеспечение инновационной деятельности;
·
комплексный анализ эффективности внедрения
нововведений и связанных с ними рисков.
Основная цель
планирования инновационной политики - объединение всех участников
проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата.
Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного
производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных
показателей за плановый и фактический периоды. Поэтому при планировании
инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и
специфичные для инновационной деятельности принципы:
·
целеполагания,
когда определяют не только главную цель, но и набор подцелей, а принимаемые
решения оценивают с точки зрения их оптимального сочетания;
·
системности, при
котором инновационный процесс рассматривают как сложную динамическую систему,
включающую в себя взаимосвязанные элементы. Это дает возможность описывать
инновационный процесс с помощью динамических экономико-математических моделей;
·
неопределенности,
учитывающие систематические и случайные факторы, которые воздействуют на
процесс, причем игнорирование случайных факторов снижает достоверность анализа;
·
адаптивности,
предполагающей возможность предприятия воспринять то или иное нововведение;
·
прочности,
предполагающий учет не только повышенных норм потребления различных ресурсов в
процессе инновационной деятельности, но и создание страхового запаса
участвующих в процессе ресурсов на случай возникновения непредвиденной
ситуации.
В процессе
планирования и организации инновационной деятельности проводят оценку
жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа:
технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный,
социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают
отдельную методику и определяют объем необходимой информации.
5. Направления инновационной
деятельности организации.
Инновационный
менеджмент - процесс управления инновациями для
удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную,
технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку
производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение
корректив в эти виды деятельности.
Сущность инновационного менеджмента заключается: в
составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики;
контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном
и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных
подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.
Главная
цель инновационного менеджмента - разработка и
производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач,
связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для
сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных
решений в области технологии, организации, управления и подготовка
соответствующих специалистов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|