ГЭК -Финансы и кредит (шпора)
1. Финансы -совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания
фондов ДС у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели
воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества:
государственные финансы, финансы предприятий.
Ф-ции Ф: распределительная, перераспределительная,
регулирующая, контрольная.
2. Фин.система - совокупность финансовых
отношений, а также органов регламентирующих эти отношения: гос.финансы
(гос.бюджет, внебюдж.фонды, гос.кредит); финансы пр-ий; прочие финансы
(соц.страхование, личное, имущетсвенное, предпринимательских рисков).
ФС РФ: гос.финансы; территориальные; Ф хозяйствующего субъекта; Ф граждан.
3. Фин.ресурсы - фонды ДС, т.е. денежные доходы и
поступления, в распоряжении пр-ия и предназначенные для выполнения финансовых
обязательств и расширенного воспроизводства
Источники ФР на макроуровне: ВВП; Доходы от внешнеэкон.д-ти; Национальное
богатство; Привлеченные (заемные) ресурсы. Это Кредиты МВФ; внутренние кредиты
ЦБ; Налоги; Отчисления во внебюджетные фонды и местный бюджет; Проч.
Источники ФР на микроуровне: Источники собственных ФР (выручка; внешняя
экон.д-ть; богатство пр-ия (станки)); ЗП и отпускные; Привлеченные средства
(заемные средства; продажа акций и облигаций); перераспределение ср-в от
вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения. Виды: Прибыль;
Амортизация; Кредитные инвестиции; Проч
4. Фин.рынок – сфера проявления
экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и
инвестиционных ценностей.
Структура Фрынка: Рынок банковских ссуд (д/пополнения оборотных средств);
Рынок ссудных капиталов (д/пополнения основного капитала; выпуск и размещением
цб); Валютный рынок (фиксируется официальный курс для
ведения таможенных платежей).
5. Фин.механизм – совокупность инструментов и
методов направленная на повышение эффективности финансовых отношений.
Состав ФМ: финансовые методы (фин.планирование, фин.учет и анализ,
фин.регулирование и контроль, выпуск цб, факторинг, налогообложение, лизинг),
финансовые инструменты (деб-ая и кредит.задолжен., акции, опционы, фьючерсы и
форварды и т.п.).
Структура ФМ: Финансовые методы; Правовое обеспечение (акты; законы;
указы; постановления, письма Минфина); Финансовые рычаги (прибыль; цена; доход;
арендная плата; амортизационные отчисления; процентная ставка); Нормативное
обеспечение (инструкции; методические указания); Информационное обеспечение
(комп.программы; бух.отчетность; статистическая и оперативная отчетности).
Виды ФМ: ФМ федерации, республики, местных орагнов
(территориальное деление); механиз мобилизации фин.ресурсов; механизм
предоставления.
6. Фин.политика – целенаправленная д-ть гос-ва по
использованию фин.системы.
Фин.стратегия – долгосрочный курс ФП на перспективу, решение
крупномасштабных задач.
Фин.тактика – решение задач на определенном этапе развития
страны.
Цели ФП :1) Повышение объема и эффективности использования
фин.ресурсов; 2) Оздоровление и перестройка экон-ки; 3) Достижение более
высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и
с/х.
Задачи Ф.П.: 1. обеспечение условий для формирования max
возможных фин.ресурсов; 2. рациональное распределение и использования
фин.ресурсов; 3. стимулирование и регулирование экон-х и соц.процессов
финансовыми методами; 4. выработка фин. мех-ма; 5. создание эффективной системы
управления финансами.
Типы финансовой политики:
* классическая (Смит, Рикардо; до конца 20-х
гг.): Основное-невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной
конкуренции, использование рыночного мех-ма как главного регулятора
хозяйственных процессов.
* регулирующая (Кейнс, 30-60е) - вмешательство и
регулирование гос-вом. Основной механизм регулирования- подоходный налог.
*неоконсервативная политика (70-е) - не отказывались от
регулирования, но ограничивалось вмешательство гос-ва.
* планово-директивная политика- обеспечение max
концентрации фин.ресурсов у гос-ва для их перераспределения по гос.плану.
Содержание ФП: разработка общей концепции Ф.П., определение основных
направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин.мех-ма; управление
финансовой деятельностью гос-ва.
7. Управление финансами – совок-ть приемов и методов воздействия на
объект для достижения определенных целей.
Функциональные эл-ты управления: Планирование (оценка состояния финансов, возможность увеличения
фин.ресурсов); Оперативное управление (комплекс мер д/макс.эффективности
при миним.затратах); Контроль (сопоставление факт.результатов с
плановыми, резервы д/увеличения).
Финансовые объекты –виды фин.отношений: страховые отношения; гос.финансы
и т.д.
Финансовые субъекты – организации, кот.осуществляют управление:
фин.службы, отделы и органы на пр-ии; фин.органы гос-ва (Минфин); налоговые
инспекции.
Цель управления финансами: Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
Избежание банкротства; Лидерство в борьбе с конкурентами; Максимизация рыночной
стоимости фирмы; Рост объемов производства и реализации; Максимизация прибыли;
Обеспечение рентабельной деятельности и др.
8. Финансовый аппарат гос-ва:
1. Министерство финансов.
2. ЦБ РФ - регулирование
д-ти каждого коммерческого банка, ключевой агент гос-ой денежно-кредитной
политики.
3.Система управления налогообложением в РФ -Руководство и контроль за налогообложением.
4.Казначейство РФ. Главное управление федерального казначейства
Министерство финансов РФ и территориальные органы федерального казначейства-
организация и контроль за исполнением республ-го бюджета РФ; краткосрочное
прогнозирование объемов гос-ых фин.ресурсов; управление и обслуживание
совместно с ЦБ РФ гос-го внутреннего и внешнего долга РФ.
Минфин РФ структура: 23 департамента: Д. бюдж.политики; Д налоговой политики; Д
управления гос.внутренним долгом; Д отраслевого финансирования; Д межбюджетных
отношений; Валютно-экономический департамент; Д оборонного комплекса и
правоохранительных органов; Д финансирования гос.аппарата; Юридический
департамент; Д макроэкономической политики и банковской деятельности; Д
страхового надзора; Д государственного финансового контроля; Д организации
аудиторской деятельности; Д валютного контроля; Д социальной сферы и науки и
др.
Функции Минфина РФ: государственные финансы в целом (определение
потребностей и предложения о распределении ресурсов между фед.бюджетом и
внебюджетными фондами; государственный бюджет (составление и обеспечение
исполнения фед.бюджета, прогнозирование и составление консолидированного
бюджета РФ); внебюджетные государственные федеральные фонды (предложения
о создании и использовании целевых внебюджетных фондов); страхование
(развитие страховой деятельности); денежное обращение (разработка по
сбалансированности денежных доходов и расходов населения, подготовка
предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ); государственный
кредит (выпуск гос.внутренних займов РФ, заключение соглашений с ЦБ РФ о
предоставлении кредита); финансовый рынок (регулирование РЦБ,
регистрация выпуска цб); валютно-финансовые отношения (участие в
разработке валютно-кредитной политики, формирование таможенной политики,
обслуживание гос.внешнего долга); финансовый контроль (за исполнением
фед.бюджета, за использованием валютных средств, инвестиций, лицензирование
аудита); организация учета и отчетности (руководство б/учетом и
отчетностью пр-ий и т.п).
9. Финансовый
контроль
– контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных
средств (гос-ый, внутрихозяйственный и общественный фин.контроль; независимый
(аудиторский) контроль).
Гос.фин.контроль: бюджетно-финансовый контроль,
контроль над сбором налогов, таможенный и валютный контроль, ведомственный и
внутрехозяйственный.
Формы ФК по срокам: *предварительный (до расходования, как
профилактическая мера); *текущий (во время расходования, сверяется с
планом); *последующий (после расходов, делаются для
предварительного и текущего контроля).
Методы (способ проведения): а) ревизия (проверка деятельности всех
подразделений по всем документам); б) инспекция (периодическая проверка
финансового состояния предприятия на месте); в) обследование (изучение
недостатков); г) наблюдение.
Органы ФК: Парламент (ФС, а в нем счетная палата (контроль за источниками поступления
бюджетных ресурсов, эффект-остью исп.гос.собственности), контрольное управление
при Президенте РФ); Специальные ведомства гос-го ФК; Специальное
контрольное ревизионное управление- подчиняется непосредственно Минфину:
проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной
преступностью; Органы ФК в отраслевых министерствах (внутриведомственный
контроль); налоговые инспекции
10. Госуд. кредит — совок-ть эк.отношений между государством и
ЮЛ и ФЛ, при кот. Гос-во - заемщик, кредитор и гарант.
Функции ГК: распределительная (формирование ден.фондов),
регулирующая (гос-во воздействует на состояние ден.обращения, % ставок, на
пр-во и занятость) и контрольная.
Классификация гос.займов: по субъектам заемных отношений; по месту
размещение (внешние и внутренние); рыночные (продаются) и нерыночные; кратко-
средне- долгосрочные; закладные (обеспечены конкретным залогом) и беззакладные
(обеспечены всем имуществом); выигрышные, процетные, с нулевым купоном (продаются
со скидко, выкупаются по номиналу); с правом досрочного погашения и без.
Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным
гос.займам, кредитам, включая начисленные проценты.
Управление госдолгом - сов-ть мероприятий гос-ва по выплате доходов
кредиторам, погашению займов, изм-ю условий и выпуску новых госцб.
Методы управления: 1) погашение задолженности путем выпуска новых займов.
2) конверсия – изменение доходности по займам в сторону снижения. 3)
консолидация – увеличение срока действия выпущенных займов. 4) унификация –
объединение нескольких займов в один и старые облигации обмениваются на новые.
5) отсрочка погашения. 6) анулирование госдолга. -–гос-во отказывается от своих
обязательств по внешнему долгу.
11. Внебюджетные фонды – сов-ть ден.ресурсов, кот.
находятся в распоряжении гос.органов и имеют целевое назначение.
Классификация ВБФ. По экон.содержанию: 1) социальные фонды:
Пенсионный фонд, Фонд соц.страха, Гос.фонд занятости, ФОМС и др.; 2)
экономические фонды: дорожные, НИОКР и др. В зависимости от правового
статуса: 1) федеральные фонды - находятся в собственности фед.власти; 2)
региональные фонды - создаются по решению представительных органов субъектов
Федерации и местных органов самоуправления.
Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных
целевых отчислений
Гос.социальные ВБФ:
1. – Фонд соц.страха. К созданию фонда
привлекаются все, кто занимается комм.д-тью. Источники: страховые взносы
пр-ий (28 % от ЗП); ср-ва гос.бюджета;
доход от реализации путевок; проч. Расходование - выплата пособий: по
временной нетрудоспособности; беременности и родам; по уходу за ребенком до 3х
лет и т.д..
2. – пенсионный фонд.
Центр.управление в Мск, а руководящие органы - на местах. Задачи: сбор ср-в для
выплаты пенсий и пособий; участие в финансировании регион-ых программ.
Источники:: Страховые взносы пр-ий; ЗП; Страховые взносы граждан ИП; Ср-ва
из вышестоящих органов; Взносы в добровольном порядке.
3. – государственный фонд занятости. Все
предприятия отчисляют ДС в ГФЗ.
4. – ФОМС. Часть ЕСН (платят
работодатели), средства из федр.бюджета, добровольные взносы ЮЛ и ФЛ, штрафы и
др. Расходование: финансирование
обязательного медицинского страхования; проч.
12. Бюдж.система. Бюджетное устройство – организация бюдж.системы и принципы ее
построения.
Бюджетная система — совок-ть всех бюджетов, действующих на территории
страны.
В унитарных гос-вах БС включ. 2 звена: гос.бюджет и многочисленные
местные бюджеты.
В федеративных гос-вах 3 звена: гос.бюджет (федеральный бюджет),
бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций — в Канаде)
и местные бюджеты.
БС РФ: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;
бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.
Принципы БС: единство; разграничения доходов и расходов между
уровнями БС; самостоятельность; полнота отражения доходов/расходов;
сбалансированность; эффективности и экономности использования ср-в; гласность;
достоверность бюджета; адресность и целевой хар-р бюдж.средств.
13. Гос.бюджет – совокупный денежный фонд государства,
форма образования и расходования ДС д/обеспечения ф-ций органов гос.власти.
Принципы построения: Единство (единая бюдж-ая классификация); Полноты (каждая статья
составляется по доходам и расходам); Реальности; Гласности.
Задачи: перераспределение ВВП; гос.регулирование и
стимулирование экономики; контроль за образованием и использованием
централизованных фондов ДС.
Порядок формирования: Доходы бюджета - ДС, поступающие в безвозмездном порядке в
распоряжение органов гос.власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Источники налоговых доходов -прибыль, ЗП, добавленная стоимость, ссудный
процент, рента, дивиденды и т. д.. Неналоговые доходы образуются в
результате либо экон-ой д-ти самого гос-ва, либо перераспределения уже полученных
доходов по уровням бюдж.системы.
Расходы бюджета - ДС, направляемые на финансовое обеспечение задач и
ф-ций гос-ва и местного самоуправления (дотации, субвенции, субсидии).
14. Бюджетная система – совок-ть всех бюджетов,
действующих на территории страны.
БС РФ: 1- федеральный бюджет РФ и бюджеты гос.ВБФ-ов; 2-бюджеты
субъектов РФ (республиканские, краевые, областные, городские бюджеты Мск и
СПБ) и бюджеты территориальных гос.ВБФ; местные бюджеты (около 29
тыс.городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Консолидированный бюджет субъекта РФ -бюджет самого субъекта и свод бюджетов
находящихся на его территории муниципальных образований. Конс-ый бюджет РФ
- это федер.бюджет и консолидир.бюджеты субъектов РФ
Финансово-бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными
органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в
области финансов, в частности в бюджетной сфере.
15. Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов и источников финансирования дефицитов
бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
БК-ия включ.: классификацию доходов; функциональную и экон-ую
классификацию расходов; кл.источников финансирования дефицитов; кл.видов
гос.внутренних и внешних долгов РФ; ведомственную кл.расходов фед.бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|