рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Контроллинг накладных расходов

Контроллинг накладных расходов

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В. ДАЛЯ




Кафедра «Финансы»








Курсовая работа

на тему: «Контроллинг накладных расходов»





Выполнила:                                                           студентка группы ЕК – 521

                                                                                Слащева Ю.М.

Проверил:                                                              доц. Загирняк Д.М.




















Луганск 2005


Содержание

 

 

 

 

Введение


1.Сущность контроллинга и накладных расходов


1.1.Контроллинг: понятие и необходимость для предприятия


1.2.Значение управления затратами предприятия


1.3.Накладные расходы: сущность и виды


2.Учет и калькуляция накладных расходов


2.1.Учет и распределение накладных расходов


2.2.База распределения накладных расходов


2.3.АВС – метод


3.Планирование и контроль накладных расходов


3.1.Сущность и значение процесса бюджетирования


3.2.Использование АВС – метода для гибкого планирования


3.3.Анализ отклонений накладных расходов


Заключение


Практическая часть


Литература











Введение

 

Темой моей курсовой работы является «Контроллинг накладных расходов». Данная тема достаточно актуальна и является предметом споров многих специалистов в данной области. Точнее сказать, главным предметом споров являются сами по себе накладные расходы, в силу своей специфической сущности, ну, и как следствие из этого, выплывает контроллинг этих расходов. Накладные расходы очень сложно отнести на себестоимость единицы продукции (подробнее об этом в первом разделе), отсюда, естественно, идет цепочка остальных, связанных с этим, трудностей. Ведь при таком раскладе предприятие может неверно рассчитать себестоимость своей продукции, а значит и цену, и прибыль, которая вполне может оказаться убытком. Отсюда же вытекают проблемы планирования накладных расходов, их контроля и, как следствие, их управления. Но наличие проблем еще не говорит об отсутствии их решения. В противном случае не было бы, наверное, и темы моей курсовой. Но она есть, и решения, стало быть, тоже присутствуют. А из-за их разнообразия и возникают споры, о которых я упоминала выше. 

В своей курсовой работе я попыталась раскрыть сущность контроллинга накладных расходов. Для достижения поставленной цели я, для начала, сформировала соответствующую информационную базу, необходимую для понимания данной темы, путем определения таких основных понятий, как контроллинг и накладные расходы, обосновала необходимость управления затратами на современном этапе развития общественного производства.

 Следующим этапом  моей работы является учет и распределение накладных расходов, как необходимый атрибут их контроллинга, где я попыталась раскрыть существующие методы учета и распределения данного вида затрат, указав на их преимущества, недостатки и условия применения, основные этапы распределения с подробным описанием каждого из них.

Дальнейшая моя работа сводилась к тому, чтобы раскрыть сущность и значение такого важного этапа для процедуры контроллинга накладных расходов, как их планирование и контроль, где попыталась  не только раскрыть каждый способ планирования, но и на примерах показать преимущества и недостатки каждого из них, а также затронула анализ отклонений, необходимый для принятия управленческих решений.










1.Сущность контроллинга и накладных расходов.

1.1.Контроллинг: понятие и необходимость для предприятия.


Контроллинг – это система управления процессами достижения целей и результатов деятельности предприятия (5, с.11). Понятие «контроллинг» шире понятия « управленческий учет» поскольку включает в себя не только учетные функции, но и функции планирования и управления процессами достижения целей на предприятии.

Растущую популярность контроллинга эксперты объясняют новыми возможностями не только для финансовой дирекции, но и для менеджмента компании в целом. Предприятия, создавшие службу контроллинга, повысили эффективность использования всех видов ресурсов, а также существенно улучшили качество принятия управленческих решений. Как современный инструмент менеджмента контроллинг представляет собой систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, принятия управленческих решений и контроля по всем функциональным сферам деятельности компании (классический подход). Формально контроллинг разделяют на стратегический и оперативный. Стратегический направлен на такие объекты контроля, как долгосрочные цели, сильные и слабые стороны компании. В отечественных компаниях, по мнению опрошенных «&» экспертов, преобладает больший уклон в сторону применения оперативного контроллинга, который ориентирован на достижение эффективных краткосрочных целей и контролирует такие показатели: рентабельность, затраты, производительность. А между тем главной целью построения системы контроллинга специалисты называют увеличение стоимости компании в интересах инвесторов и акционеров. «Роль контроллинга не просто фиксировать финансовые результаты и обеспечивать руководство необходимой информацией для обоснования управленческих решений, а сосредоточиться на долгосрочных денежных потоках, оценивать результаты деятельности компании, исходя из стоимостных показателей, с точки зрения инвестирования денежных средств», — отмечает консультант компании «КИМО» Ольга Пестрецова. Среди основных задач контроллинга эксперты выделяют координацию, которая обеспечивает организацию более эффективного использования всех видов ресурсов предприятия. По словам Ольги Можаевой, бизнес-контролера компании «Сириалия Украина», «в процессе контроллинга возникает необходимость согласования «дерева» целей с ресурсами, которыми располагает предприятие; согласования долгосрочных планов с целями и стратегией развития предприятия; приведения оперативного планирования в соответствие с долгосрочными планами и т. д.». Так, руководители подразделений составляют планы развития на определенный период, но на уровне контролера они не просто сводятся в единый план предприятия, а и анализируются, сбалансируются, проверяются на сопоставимость (чтобы не противоречить один другому), на осуществимость. Происходит обратная связь, и планы корректируются. Эксперты приводят следующий пример. Маркетинговая служба компании запланировала объем продаж продукта «А» на определенном уровне. Отдел снабжения в свою очередь прогнозирует повышение цен на составные этого продукта, что значительно скажется на его себестоимости. В данном случае компания должна принять решение: пойти на уменьшение рентабельности его производства, снять продукт с производства или поднять цену, что, скорее всего, повлияет на прогнозные объемы. Либо для обеспечения запланированного объема продаж необходимо провести изменения в режиме производства, а также вложить дополнительные инвестиции в расширение производственных мощностей.

В странах СНГ контроллинг стали применять в 90-е годы прошлого столетия. К примеру, подъем российской экономики после дефолта 1998 года, увеличение прибыльности, улучшение финансового положения российских компаний и появившаяся в связи с этим возможность увеличения капитальных вложений, а также рост прямых западных инвестиций вызвали волну интереса к контроллингу инвестиций и контроллингу проектов. Актуальность контроллинга в Украине связана с целым рядом причин. Одними из основных специалисты называют: усиление интереса топ-менеджмента к вопросам стратегического планирования и управления, потребность в непрерывном отслеживании изменений, происходящих как во внешней, так и внутренней среде; организацию продуманной системы действий, которая сможет обеспечить выживаемость предприятия и поможет избежать кризисных ситуаций. Также для предприятия принципиально необходимо быстрое реагирование на изменения, происходящие как на внутренних, так и на внешних рынках сбыта продукции. Это требует четко отлаженного механизма взаимодействия служб предприятия для реализации управленческих целей. Кроме того, невозможность получения оперативных данных для принятия бизнес-решений в рамках традиционного бухгалтерского учета также подталкивает топ-менеджеров к постановке данной системы. В идеале, по словам экспертов, внедрение контроллинга должно проводиться с момента организации и становления нового предприятия, поскольку он служит стержнем, вокруг которого объединяются основные элементы управления деятельностью компании. Однако на практике это не всегда так. Зачастую необходимость в контроллинге возникает в процессе развития компании, когда она, к примеру, ставит перед собой цель «захвата» новых сегментов рынка, или при усилении конкуренции на рынке, когда возможности роста объемов продаж уменьшаются. По словам Ольги Пестрецовой, на рынке в условиях жесткой конкуренции побеждает предприятие, которое добивается цели с наименьшими затратами. Поэтому первое, на что компания должна обратить внимание — это на эффективное управление затратами. Как отмечает начальник отдела бюджетирования ОАО «Фармак» Ирина Шейко, «наше предприятие функционирует на фармацевтическом рынке уже более 77 лет. Оно было организовано и существовало как производитель химических продуктов и субстанций для лекарственных средств. В условиях развития рыночных отношений, а также учитывая специфику динамического фармацевтического рынка, удержаться на нем только в качестве производителя субстанций было достаточно сложно. С 1991 года стратегическим направлением развития компании стала разработка и внедрение в производство готовых лекарственных форм. Для этого необходимо было осваивать новые производственные мощности, т. е. практически построить новый завод. При таком интенсивном развитии компании необходимы были источники финансирования. Вопрос максимизации прибыли предприятия можно было решить только имея хорошо отлаженную систему управления затратами, которая включает планирование, учет, контроль, анализ выполнения и принятие корректирующих действий». Ольга Можаева приводит еще один пример. «Необходимость внедрения контроллинга в нашей компании возникла с увеличением объемов реализации и соответственно объемов производства и оборота ТМЦ. Так, за период 1999— 2002 гг. продажи увеличились в 3 раза, расширился ассортимент продукции с 19 до 37 наименований, компания начала экспортировать свою продукцию. Необходимо было организовать информационный канал получения данных о динамике продаж, анализировать доходность портфеля продукции компании по рынкам сбыта, группам товаров. С увеличением оборота денежных средств и ТМЦ потребность в их отслеживании и планировании наиболее оптимального использования ресурсов стала неотъемлемой частью управления. К тому же затраты, которые в теории считаются фиксированными, на практике оказались постоянно растущими. Для адекватной реакции на изменения и принятия эффективных управленческих решений нужна была система, которая позволяла бы регулярно и своевременно получать важную информацию, планировать свою деятельность, анализировать отклонения фактических данных от бюджетных, оценивать динамику и эффективность работы», — разъяснила бизнес-контролер компании «Сириалия Украина».
Кроме указанных выше примеров, контроллинг, как более гибкая по сравнению с традиционным учетом система, позволяет решить не решаемые в бухгалтерии задачи. Примером может служить бренд компании, который трудно поддается контролю и количественному измерению его стоимости.

Контроллер заботится о том, чтобы каждый руководитель мог проконтролировать свою сферу деятельности самостоятельно. Контроллера сравнивают со штурманом корабля. Он должен производить, поставлять и держать в порядке инструменты для экономической “навигации”, помогать менеджеру инструкционным советом. Контроллер является экономическим советником. Его инструменты - это схемы расчетов, методики планирования, правила поведения. Он должен обеспечить существование методики, с помощью которой предприятие достигало бы целей по прибыли, снижению издержек и убытков и покрытию расходов. В этом заключается концепция экономических расчетов, предназначенная для контролирования развития и движения вперед.


1.2.Значение управления затратами предприятия.

На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.

Затраты в бизнесе — один из решающих факторов. Чтобы выжить на рынке, компания должна прикладывать немалые усилия к управлению затратами. Проблематичным в отношении формулировки «Снизить затраты» является то обстоятельство, что экономичная работа предприятия во все времена и при всех стратегиях является одной из самых важных целей. Другими словами, снижение затрат является само собой разумеющимся фактором успеха. Кроме того, постановка такой цели, как «Снизить затраты» может предполагать собой ряд негативных моментов (например, снижение уровня качества продукции). Еще одна проблема связана с размером необходимого снижения затрат. Если ставится задача снизить затраты по всему предприятию в целом на 10%, то как в этом отношении должны работать отдельные подразделения — снижать свои затраты на 10%? Или есть такие подразделения (например, конструкторские разработки, в которые наоборот следует инвестировать, увеличивая в данный момент их затраты?). В перспективе цели, связанные с затратами, являются столь важными, как и цели в области выручки или прибыли. С одной стороны, при постановке такой общей цели, как «Снизить затраты», следует подумать о том, как эта цель связана с целями в перспективах «Клиенты \ Рынок», «Процессы» и «Инфраструктура \ Сотрудники». Эта связь должна быть четко обозначена через построение причинно-следственной цепочки. С другой стороны, следует подумать над тем, какая формулировка лучше вписывается в существующую стратегию. С точки зрения руководства фирмы, формулировка «Снизить затраты» может привести к необдуманному снижению затрат как самоцели. Эта формулировка была преобразована в формулировку «Добиться конкурентоспособной структуры выручки» (доля прибыли, доля прямых затрат и доля косвенных затрат в выручке).

Большое значение в поиске путей снижения себестоимости продукции имеет выявление затрат не связанных прямо с процессом производства, и, в пер­вую очередь, сокращение именно этих видов затрат. К таким расходам можно отнести затраты на организацию и управление производством. Их удельный вес в себестоимости весьма зна­чителен.    

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.