Опросник профессиональной
готовности (ОПГ)
В основу
данного опросника положен принцип самооценки. ОПГ дает возможность
профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о
наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении
профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе
этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию в
определенной профессиональной сфере.
Основные
принципы, положенные в основу ОПГ.
Виды
деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки,
должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в
его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное
положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои
осознанные и не раз оцененные им самим, родителями, товарищами) успехи и неудачи
в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание,
которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом
случае профконсультанту легко определить обоснованность или необоснованность
его профессиональных предпочтений.
Все
описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям,
которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда
должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти
профессиональных сфер:
Ч-З
(Человек - знак);
Ч-Т
(Человек - техника);
Ч-П
(Человек - природа);
Ч-Х.о.
(Человек - художественный образ);
Ч-Ч
(Человек - человек).
Инструкция
испытуемому
Внимательно
прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в
баллах (от 0 до 2):
1.
Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
- делаю,
как правило, хорошо - 2 балла;
- делаю
средне - 1 балл;
- делаю
плохо, совсем не умею - 0 баллов;
2. Какие
ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:
-
положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла;
-
нейтральные (все равно) - 1 балл;
-
отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов;
3. Хотели
бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
- да - 2
балла;
- все равно
- 1 балл;
- нет - 0
баллов.
Свои
оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице
соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны
поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе
Вы оцениваете сначала Ваше "умение", затем "отношение" и
затем "желание". В этой же последовательности Вы и проставляете
оценочные баллы в клетку таблицы.
Если Вы
никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в
клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий
вопрос.
Читая
вопрос, обязательно обращайте внимание на слова "часто",
"легко", "систематически" и т.д. Ваш ответ должен учитывать
смысл этих слов.
Если из
перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то
именно его Вы и оцениваете тремя оценками.
Работайте
внимательно, не спешите!
Порядок
работы с опросником.
Оптанту
предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в
случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он
собирается с ним работать. При проведении групповой консультации
профконсультант сам подробно рассказывает оптантам порядок заполнения
опросника, обращая их внимание на следующее:
1)
отвечать "хорошо умею делать", т.е. ставить 2 балла можно только в
том случае, если он это делал не один раз, а много раз, и у него, как правило,
это хорошо получалось.
2)
Ставить "0" баллов в "умениях" надо и когда оптант что-то
делает плохо, и когда он не умеет это делать (т.е. пробовал, но не получалось);
3) Если
оптант никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо
баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк. При оценке умений и
своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3 вопрос о своем
профессиональном предпочтении; если не сможет, то вместо 3-й оценки он так же
ставит прочерк.
Фиксация
результатов.
В
процессе работы с опросником оптант заполняет специальную таблицу ответов,
которая содержит 4 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа
ответов соответствуют номерам и обозначения вопросов.
Обработка
результатов.
Верхние
клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева
направо:
1. Ч-З
2. Ч-Т
3. Ч-П
4. Ч-Х.о.
5. Ч-Ч
В каждой
клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:
1. Оценка
своих умений
2. Оценка
своего эмоционального отношения
3. Оценка
своего профессионального пожелания, предпочтения.
Приступая
к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те
номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или
поставил прочерк. При подобной оценки умений следующие две оценки на этот же
вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их
можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при
качественном анализе каждой сферы.
Профконсультант
подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую
набрали отдельно "умения", отдельно "отношения" и отдельно
"профессиональные предпочтения". В результате этого подсчета
профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений
оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий
(предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому
конкретному вопросу (виду деятельности).
Оценка
результатов.
Сравнение
и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или
нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм
баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале
"профпредпочтение". Обращается внимание на ту или те профессиональные
сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере. Суммы
баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается
такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с
реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение трех оценок
типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение оптанта в
первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.
Обязательно
анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в
баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней.
Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до
некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-З может
осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со
знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик),
с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для
того, чтобы "выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие
промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики
(Ч-Ч и Ч-З), модельер (Ч-Х.о. и Ч-Т) и т.д.
Выводы.
По
результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере
профессиональной деятельности он склонен.
Характер
работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту
возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений,
эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри
каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность
дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме
баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Все
выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в результате использования ОПГ,
должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических
средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.
Текст
ОПГ
Умею,
могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу).
1.
Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять
главное, делать обобщения, выводы.
2.
Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в
быту. (Замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл).
3. В
течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения,
своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив,
пересадку, удобрение и пр.).
4. Писать
стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане
достаточно высоко.
5. При
общении с людьми одерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения;
быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
6. Из
крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку,
составлять конспекты.
7.
Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор,
аппаратуру для дискотек.
8. Собирать
коллекции растений, изучать их различные виды.
9.
Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла,
растений и пр. (Панно, украшения, сувениры, букеты).
10.
Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т.п.
ясным, легко понятным каждому языком.
11. На
иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты,
участвовать в диалоге.
12. По
четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие -
кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
13.
Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках
многочисленных видов растений.
14.
Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи,
графики, скульптуры.
15.
Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
16.
Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать,
переписывать, править.
17.
Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в
принципе их действий.
18.
Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить,
чистить, лечить, обучать.
19.
Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20.
Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.
21.
Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую
цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
22. Из
типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п)
определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно
23.
Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки,
характерные формы поведения.
24. Перед
многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
25.
Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т.е. понимать
причины его поступков, видеть "истинное лицо", часто скрытое за
внешним поведением.
26.
Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них),
выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
27.
Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно
представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
28.
Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их
характерных внешних признаках и повадках.
29.
Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных
номеров.
30.
Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не
иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
31.
Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов;
составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
32.
Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения задачи:
логической, технической, конструкторской, и т.п.
33.
Изучать строение "живой ткани" и мир микроорганизмов с помощью
микроскопа и других аналогичных устройств.
34.
Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений,
детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
35.
Организовывать коллективные вечера, походы и другие мероприятия.
36.
Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы.
37.
Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
38. При
уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд,
соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический
запах животных и др.
39.
Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей,
режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
40.
Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
41.
Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять
ошибки.
42.
Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
43.
Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной
научной литературы, лекций, докладов.
44.
Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Для
выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
46.
Тщательно выполнять "бумажную работу": писать, чертить, вычислять,
проверять и т.п.
47.
Работать на ЭВМ, решать какие либо задачи с помощью дисплея.
48.
Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение
животного или растительного мира.
49.Настойчиво
и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь
совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
50.
Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без "бумажки")
Методика изучение мотивации
профессиональной деятельности Замфир
Инструкция.
Прочитайте
ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из
значимости для Вас по пятибалльной шкале.
Мотивация
профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации
А. Реана)
Методика
может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в
том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу
положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним,
что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет
значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной
деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по
отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа,
зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами
внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние
отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и
более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Обработка
Подсчитываются
показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней
отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ =
(оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ =
(оценка п. 1 + оценка п. 2 + оценка п. 5)/3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|