рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Реструктуризация кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам на примере ЗАО "Мобил те...

Предприятие может расплатиться по своим долгам, если сможет реализовать свое имущество, в первую очередь то, что является относительно быстрореализуемым - оборотные активы. Конечно, при этом оборотных активов должно быть в достаточном количестве как для расчетов по обязательствам, так и для продолжения процесса производства;

2) соотношение стоимости оборотных активов и текущих обязательств предприятия. В зарубежной практике принято, что данное соотношение должно быть не ниже двух. Для российской действительности следует признать, что такая граница достижима только для небольшого количества предприятий. По данным мониторинга, только 11% организаций отвечают этому критерию, а около 40% предприятий имеют менее 1 руб. оборотных активов на 1 руб. текущих обязательств. Среднее соотношение составляет 1 руб. 8 коп. на 1 руб. обязательств.

Таким образом, в случае если у предприятия соотношение среднего размера текущих обязательств к среднемесячной выручке превышает три месяца и одновременно соотношение стоимости оборотных активов к стоимости текущих обязательств меньше 1 руб. на 1 руб., то оно, безусловно, является неплатежеспособным. Но и в случае, если рассматриваемое соотношение активов и обязательств превышает 1, но находится в критической области до 1,2, финансовое состояние предприятия также неудовлетворительное, поскольку, расплатившись по своим долгам, оно не сможет продолжать производственную деятельность, лишившись большей части оборотного капитала;

3) наличие собственного капитала в оборотных средствах. Этот показатель представляет собой разницу между стоимостью оборотного и заемного капитала предприятий. Отсутствие собственного капитала в оборотных средствах говорит о том, что все оборотные активы предприятия сформированы за счет заемного капитала, а также часть его внеоборотных (основных) средств уже принадлежат, по сути, кредиторам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 доля собственного капитала в оборотных средствах должна быть выше 10%.

По состоянию на 1 июля 2000 года среднее значение доли собственного капитала в обороте по организациям, по которым проводился финансовый мониторинг, составляет менее 1%. Половина всех организаций вообще не имеют собственных оборотных средств, а требуемый норматив выполняется только в отношении 30% предприятий. Очевидно, что организации, не имеющие собственных источников формирования оборотных средств, должны относиться к числу организаций с неудовлетворительным финансовым состоянием;

4) динамическая характеристика безубыточности текущей хозяйственной деятельности предприятия. По ряду понятных причин такой характеристикой не может быть прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Целесообразно использовать показатель рентабельности продаж, определяемый как соотношение прибыли и выручки от продаж. По данным мониторинга, средний показатель рентабельности продаж составляет 8 коп. на 1 руб. выручки без учета НДС, акцизов и других обязательных платежей.

Рентабельность текущей деятельности является одним из важнейших показателей действительного финансового состояния предприятия. Даже при других не вполне удовлетворительных показателях наличие рентабельности свидетельствует о положительных тенденциях. В то же время при благополучии всех других статических финансовых показателей отсутствие рентабельности по основной деятельности предприятия является признаком возникших проблем, которые могут быть причиной ухудшения финансового состояния в будущем.

Таким образом, основной целью реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по налогам и сборам (схема 1)  является  гарантированное ежеквартальное поступление в бюджет сумм просроченной реструктурированной задолженности и начисляемых на них процентов при условии своевременной и полной  проплаты текущих налоговых платежей и сборов. (плакат 1). 





  

Схема 1. Основные цели реструктуризации.

 

Для реализации поставленной цели в деле реструктуризации кредиторской задолженности должны быть решены такие задачи  как оказание помощи предприятиям и организациям посредством предоставления рассрочки уплаты кредиторской задолженности на более длительный срок, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На схеме 2 представлен перечень основных задач, решение которых позволит создать предпосылки для финансового оздоровления предприятия путём предоставления ему реструктуризации по налогам и сборам. (плакат 2).  

Схема 2.

1.2 Особенности реструктуризации кредиторской

задолженности в системе финансового оздоровления предприятий.

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями, причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако в силу определенных обстоятельств реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной тому могут быть как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФ четко определил, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ). Кроме того, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из НК РФ [2] следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов). Реструктуризация задолженности по налогам является одной из разновидностей изменения срока уплаты налога в форме рассрочки.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ). При этом, как следует из п. 2 ст. 61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы.

Кроме того, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того, какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

Рассмотрим основные особенности каждого из видов изменения срока уплаты налоговых платежей, отражённые на схеме 3 (плакат 3).



Схема 3. Основные виды и особенности изменения срока уплаты налоговых

платежей.

 

Так, отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и при отсрочке, срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Итак, мы видим, что основное отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке погашения налоговой задолженности. В первом случае задолженность погашается единовременно и в полном объеме, во втором - поэтапно в течение периода, на который предоставлена рассрочка. В остальном же эти две формы изменения срока уплаты налога (сбора) одинаковы.

И отсрочка, и рассрочка по уплате налога (сбора) могут быть предоставлены как по одному, так и сразу по нескольким налогам. Идентичны порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из нижеуказанных обстоятельств:

- лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа;

- существует угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;

- имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер;

- иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 2 ст. 64 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в первых двух случаях уполномоченный орган не имеет права отказать обратившемуся к нему лицу в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределах соответственно причиненного лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа, если только не установит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающие возможность изменения срока уплаты налога (п. 7 ст. 64 НК РФ).

Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются:

- возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах в отношении лица, претендующего на такое изменение;

- проведение в отношении указанного лица производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

- наличие достаточных оснований полагать, что лицо воспользуется изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ).

Необходимо отметить, что при наличии указанных выше обстоятельств изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается ни при каких условиях независимо от того, в какой форме планировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.

Перенос предусмотренного налоговым законодательством РФ срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок с экономической точки зрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется лицу за счет бюджетных средств. Поэтому Налоговым кодексом РФ было установлено общее правило, согласно которому на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки).

Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.

Налоговым кодексом РФ источник выплаты процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) не определен. Поэтому возникает вопрос о том, что же будет служить источником подобных расходов.

Определение состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат..., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552. При этом главным критерием включения тех или иных расходов в состав затрат является связь этих расходов с процессом производства и реализации продукции (работ, услуг) (п. 1 Положения о составе затрат).

Расходы на выплату процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) не носят производственный характер, поэтому, по нашему мнению, они не должны включаться в состав затрат, а должны осуществляться за счет чистой прибыли налогоплательщика. Такого же мнения придерживается и Минфин РФ (письмо от 22.12.99 N 04-02-05/1).

Чистая прибыль предприятия будет являться источником выплаты процентов также и в случае предоставления налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Как правило, как отсрочка, так и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляются только при условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества или поручительство (п. 5 ст. 61 НК РФ).

Закон не устанавливает требования о необходимости обязательного обеспечения заинтересованным лицом исполнения обязательства для предоставления ему отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), но, как показывает практика, органы, в компетенцию которых входит решение вопросов о предоставлении отсрочек (рассрочек), в большинстве случаев все же требуют заключения договора залога имущества или оформления поручительства.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, в качестве которого может выступать как сам налогоплательщик (плательщик сбора), так и третье лицо. В случае неисполнения лицом, получившим отсрочку (рассрочку) по уплате налогов (сборов) в установленный срок своих обязательств перед бюджетом, такая обязанность может быть исполнена налоговым органом за счет стоимости заложенного имущества (ст. 73 НК РФ).

Если при изменении сроков уплаты налога (сбора) обязанность налогоплательщика обеспечивается поручительством, то это означает, что в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный срок сумм налога (сбора) поручитель будет нести с налогоплательщиком солидарную ответственность. Следовательно, налоговый орган будет вправе потребовать от лица, выступившего поручителем, исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) за должника-налогоплательщика (ст. 74 НК РФ).

По общему правилу действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения уполномоченного органа.

Однако в двух случаях прекращение действия отсрочки (рассрочки) возможно и до истечения срока ее действия:

в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки).

При досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (ст. 68 НК РФ).

Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года с единовременным или поэтапным погашением задолженности (п. 1 ст. 65 НК РФ).

Налоговый кредит, как и отсрочка (рассрочка), предоставляется по одному или нескольким налогам. Перечень оснований, по которым может быть предоставлен налоговый кредит, по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога является более узким.

Налоговый кредит предоставляется только в трех случаях:

- если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.