Организация
утрачивает право на реструктуризацию в случаях если:
1.организацией не
выполняются условия реструктуризации по задолженности по региональным и местным
налогам решение о реструктуризации может быть отменено только в отношении сумм,
зачисляемых в указанные бюджеты; о принятом налоговым органом решении
сообщается органу, уполномоченному принимать решения о реструктуризации от
имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования о
проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным
платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации и (или)
муниципального образования;
2.организацией не
выполняются условия реструктуризации по задолженности по федеральным налогам и
сборам решение о реструктуризации задолженности отменяется налоговым органом в
отношении всех бюджетов.
Однако, при наличии задолженности по
текущим платежам по местным и региональным налогам организация не утрачивает
права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и
сборам. Задолженность по текущим платежам по региональным и местным налогам
взыскивается налоговым органом с организации в установленном порядке.
1.3.3 Перечень
документов, необходимых для реструктуризации задолженности по федеральным
налогам и сборам.
Для рассмотрения
вопроса о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а
также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом
организация представляет в инспекцию МНС России по месту нахождения организации
следующие документы:
а) заявление о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской
задолженности по налогам и сборам (приложение N 1);
б) заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по
начисленным пеням и штрафам (приложение N 2);
в) дополнительное заявление о предоставлении права на реструктуризацию
задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о
предоставлении права на реструктуризацию, и штрафам (приложение N 3);
г) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных
отсрочек (рассрочек) по платежам в федеральный бюджет, в том числе в виде
налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых
не истек к моменту подачи заявления;
д) справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет
организации, подтверждающую (подтверждающие) фактическое поступление текущих
платежей по федеральным налогам и сборам в сумме обязательных начислений за
период с 1 января 2001 года до первого числа месяца подачи заявления
(приложение N 4);
е) справку (справки) налогового органа по месту постановки на у чет
организации о задолженности по налогам и сборам на первое число месяца подачи
заявления (приложение N 5);
ж) справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет
организации о задолженности по пеням и штрафам на первое число месяца подачи
заявления (приложение N 6);
з) проект графика погашения задолженности по налогам и сборам, в случае
реструктуризации задолженности по регулируемым налогам - согласованный с
органом, уполномоченным принимать решения от имени субъекта Российской
Федерации, на 6 лет (приложение N 7);
и) проект графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам
на 4 года при наличии графика погашения задолженности по налогам и сборам
(приложение N 8) или проект графика погашения задолженности по начисленным
пеням и штрафам на 10 лет при отсутствии задолженности по налогам и сборам
(приложение N 9).
Организация,
в отношении которой в соответствии с Федеральным законом "О
несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о
несостоятельности (банкротстве), для рассмотрения вопроса о реструктуризации
задолженности также представляет в соответствующий налоговый орган мировое
соглашение, заключенное с ее конкурсными кредиторами и утвержденное арбитражным
судом.
При одновременной реструктуризации задолженности по федеральным налогам и
сборам и задолженности по региональным и местным налогам и сборам к заявлению,
помимо перечисленных документов, прилагаются:
а) ходатайство органа (органов), уполномоченного принимать решения о
реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации или муниципального
образования, о проведении реструктуризации задолженности этой организации по
обязательным платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации
или муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее
задолженности по федеральным налогам и сборам.
В случае, если органами государственной власти субъекта Российской
Федерации или органами местного самоуправления принято решение о
реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам
соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты с
учетом Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.09.99 г. N 1002, то приложение ходатайства, указанного в настоящем
подпункте, не требуется;
б) проекты графиков погашения задолженности организации по обязательным
платежам в бюджеты соответствующих уровней, согласованные органом (органами),
уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта
Российской Федерации и (или) муниципального образования;
в) справка о размере задолженности перед бюджетами соответствующих
субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на первое
число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
1.3.4
Обеспечение проведения реструктуризации кредиторской задолженности по
федеральным налогам и сборам в налоговых органах.
В период начала
реализации Постановления от 03.09.1999 № 1002 (2000 г.) основными структурными
подразделениями территориальных налоговых органов, курирующими реструктуризацию
явились:
-отдел принудительного взыскания
недоимки по налогам и сборам,
-отдел учета и отчетности.
При этом функции отдела принудительного взыскания недоимки по налогам и
сборам носили в основном организационно-контролирующий характер, а отдела
учета и отчетности – организационно-обеспечивающий.
Организационно-контролирующие
функции заключались в следующем:
-
прием
заявлений (из 2 раздела)
-
мониторинг
оплаты текущих платежей предприятий. реструктурирующих задолженность,
-
контроль
за соблюдением погашения кредиторской задолженности согласно установленным
графикам,
-
работа с
предприятиями в целях предотвращения нарушения условий реструктуризации
(доведение до должностных лиц всех изменений действующего законодательства,
ответы на письменные запросы предприятий по вопросам, связанным с соблюдением
законодательства по рассрочке платежей и т.п.)
-
снятие с
реструктуризации предприятий, завершивших проплату реструктурированной
задолженности с предварительным списанием пеней и штрафов в соответствии с
действующим законодательством либо нарушивших условия реструктуризации,
предусмотренные Положением от 03.09.1999 № 1002 .
-
составление
установленной отчетности;
-
ответы на
контрольные письма вышестоящих организаций прокуратуры, налоговой полиции и
других структур по вопросам задолженности предприятий, реструктурирующих
задолженность.
Организационно-обеспечивающие
функции предусматривали:
-
ведение
лицевых счетов предприятий, реструктурирующих задолженность с отражением сумм
погашения рассроченной задолженности,
-
мониторинг
введения задекларированных сумм текущих налоговых платежей в лицевые счета
организаций камеральными отделами,
-
сверка
платежей с организациями.
После реорганизации налоговой службы проведенной в 2003 году задачи по
обеспечению процедуры реструктуризации задолженности оказались возложены на
следующие структурные подразделения: отдел урегулирования задолженности, отдел
по работе с налогоплательщиками и отдел ввода и обработки данных. При этом
общий состав функций не изменился, а изменилось их перераспределение по
существующим на данное время отделам.
Так, за отделом урегулирования задолженности сохранились организационно -
контролирующие функции, а организационно - обеспечивающие функции оказались
перераспределены между отделом по работе с налогоплательщиками и отделом
ввода и обработки данных.
Таким образом, отдел по работе с налогоплательщиками осуществляет сверку
с предприятиями, находящимися на реструктуризации, по задекларированным
начислениям и уплате текущих платежей. При этом данная сверка проводится не
реже 1 раза в квартал. В случае невыполнения организацией налоговых
обязательств по текущим платежам отдел по работе с налогоплательщиками
незамедлительно сигнализирует о нарушениях, допущенных предприятиями в отдел
урегулирования задолженности.
В отдел урегулирования задолженности предприятие предоставляет платежные
поручения по оплате сумм реструктурированной задолженности в соответствии с
утвержденным графиком погашения данной задолженности. Данные платежные
поручения отдел урегулирования задолженности по служебной записке передает в
отдел ввода и обработки данных.
Кроме того, отдел урегулирования задолженности осуществляет следующие
функции:
-
ежемесячно
просматривает лицевые карточки организаций и сигнализирует налогоплательщику
при появлении задолженности по текущим платежам. Практика показывает, что
данной процедуры, как правило, достаточно для того, чтобы организация приехала
на сверку в отдел по работе с налогоплательщиками и с помощью налоговых органов
навела порядок в лицевых карточках.
-
осуществляет
работу с предприятиями по предотвращению нарушения условий реструктуризации
(доведение до должностных лиц всех изменений действующего законодательства,
ответы на письменные запросы предприятий по вопросам, связанным с соблюдением
законодательства по рассрочке платежей и т.п.),
-
снимает
с реструктуризации предприятия, завершившие проплату реструктурированной
задолженности с предварительным списанием пеней и штрафов в соответствии с
действующим законодательством либо нарушивших условия реструктуризации,
предусмотренные Положением от 03.09.1999 № 1002,
-
отвечает
на контрольные письма вышестоящих организаций, прокуратуры, налоговой полиции
(а после ее упразднения в 2003 г. – органов МВД) и других структур по вопросам
задолженности предприятий, реструктурирующих задолженность.
Отдел ввода и обработки обеспечивает следующие участки:
-
проверяет
поступление платежных поручений по погашению реструктурированной задолженности
на счета учета доходов бюджетов и, в случае, если данные платежные поручения не
разнесены в лицевые счета налогоплательщика, обеспечивает их своевременную
разноску,
-
своевременную
разноску задекларированных сумм текущих налоговых платежей и их проплату в
лицевые счета.
Работу всех отделов, обеспечивающих и контролирующих реструктуризацию
кредиторской задолженности, курирует заместитель руководителя территориальной
налоговой инспекции.
Списание реструктурированных пеней и штрафов в рамках
действующего законодательства подведомственно руководителю инспекции или лицу,
исполняющему его обязанности.
Новый
статус налоговой службы возлагает на инспекции федеральной налоговой службы
организацию реструктуризации и в настоящее время не предусматривает изменение
сложившейся практики.
С 2000 г. по 2004 г. включительно эта сфера курировалась в Управлении
Министерства по налогам и сборам по г. Москве (в настоящее время - в Управлении
федеральной службы по налогам и сборам по г. Москве) отделом принудительного
взыскания недоимки, доводящим информацию, заложенную в установленных формах
отчетности до вышестоящих организаций (МНС РФ, ФНС РФ), а также до Счетной
Палаты, Правительства и т.п.
Основные направления повышения эффективности контроля налоговых органов
по погашению реструктурированной задолженности предприятий имеют целью, с одной
стороны, поддержание установленного режима погашения реструктурированной
задолженности предприятий, с другой стороны, совершенствование системы мероприятий,
проводимых в рамках территориальных налоговых органов. Основные резервы
совершенствования контроля налоговых органов за реструктуризацией заложены в
следующих основных направлениях организации этой сферы:
-
мониторинг
уплаты текущих платежей,
-
рационализация
документооборота между соответствующими структурными подразделениями
территориальных налоговых органов (отделами),
-
работа с
налогоплательщиками на основе анализа динамики оплаты ими текущих налоговых
платежей, а также обеспечения соблюдения организациями законодательных
нововведений.
Для совершенствования мониторинга уплаты текущих платежей необходимо,
прежде всего, обеспечить своевременный ввод данных налоговых деклараций, а
также текущих платежей в лицевые карточки по предприятиям, находящимся на
реструктуризации кредиторской задолженности. Практика ревизии территориальных
налоговых инспекций вышестоящими организациями показывает, что нарушение
установленных сроков отражения в лицевых карточках налогоплательщиков текущих
начислений позволяет проверяющим снять с реструктуризации до 30% организаций,
работающих в этом режиме.
Практика обеспечения погашения реструктурированной кредиторской
задолженности показывает, что взаимосвязь между отделами, обеспечивающими весь
процесс реструктуризации и контроль за ее проведением с одной стороны
усложнена а, с другой стороны, не обеспечивает объективной картины, отражающей
уровень расчетов организаций, реструктурирующих задолженность перед бюджетом,
по текущим налоговым платежам.
Так, необходимо отметить, что отдел урегулирования задолженности и отдел
по работе с налогоплательщиками фактически выполняют ряд одних и тех же
функции, в том числе, по анализу лицевых карточек предприятий и проведению
сверки текущих платежей с налогоплательщиками, находящимися на
реструктуризации.
Анализ динамики задекларированных сумм налоговых платежей, особенно
оборотных, сигнализирует об изменении динамики выручки и материальных активов
предприятий. Если предприятие снижает суммы задекларированных налогов таких как
налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, то это может быть снижение
уровня финансовой стабильности предприятия и указывать на угрозу срыва графика
погашения реструктурированной задолженности. Здесь возникает вопрос о причине
такого снижения. Либо предприятие преднамеренно скрывает реальные обороты,
чтобы не отвлекать денежные средства на уплату текущих платежей, а максимально
быстро погасить реструктурированную задолженность. Либо у предприятия на самом
деле возникают серьезные финансово-производственные проблемы, которые могут
привести к отмене реструктуризации и к критическому состоянию финансовой
устойчивости. Данные для анализа динамики состояния расчетов предприятий с
бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, их оборотов и т.п. могут быть
получены от камеральных отделов и отделов выездных проверок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|