рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Совершенствование системы формирования местного бюджета (на примере УФК по Смоленской области)

Следовательно, финансовый контроль в регионах и муниципальных образованиях требует совершенствования. И в этой связи необходимо развивать нормативную базу функционирования органов финансового контроля, а также совершенствовать порядок взаимодействия между ними, обеспечивающий обмен опытом. Большую роль в этом может сыграть создание ассоциаций, союзов и других объединений контрольных органов как на федеральном, так и региональном и местном уровнях.

Возвращаясь к вопросу разделения органов финансового контроля на органы внутреннего и внешнего контроля, необходимо отметить, что в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, будет происходить постепенный переход от внешнего контроля к внутреннему. В новых условиях задача внешнего контроля, в первую очередь, заключается в определении того, достаточно ли эффективно действует внутренний контроль, то есть представляет ли он высшему руководству объективную оценку качества работы внутриведомственных систем бюджетирования, ориентированного на результат. Кроме того, акцент внешнего контроля, как правило, переносится с традиционного аудита (проверки целевого использования бюджетных средств, проверки достоверности отчётности и т.д.) на аудит эффективности, о котором также хотелось бы сказать несколько слов.

Аудит эффективности в зарубежных странах начал развиваться с начала 70-х годов 20-го века и к настоящему времени принял там достаточно завершённый вид.

       Так, теоретики и практики финансового контроля в РФ до сих пор даже не пришли к выводу о том, чем является аудит эффективности – методом, видом или формой финансового контроля. Одна из наиболее полных и обоснованных схем финансового контроля предложена Николаем Сергеевичем Столяровым в докторской диссертации «Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика)». В соответствии с ней аудит эффективности является новым типом финансового контроля, и автор не видит оснований спорить с данным положением.

Что касается сути аудита эффективности, то в соответствии со статьёй 4 Лимской декларации руководящих принципов контроля данный тип контроля направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы.

Аудит эффективности, как правило, включает в себя не только анализ результативности бюджетных проектов: при его применении обычно используется комплексный анализ причин неэффективного использования государственных средств и на его основе разрабатываются рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и бюджетного законодательства [24].

Предметом аудита эффективности, как правило, являются различные крупные социально-экономические программы, виды деятельности или функции, выполняемые проверяемым объектом с использованием государственных средств.

Аудит эффективности получил достаточно широкое распространение в зарубежных странах. Что касается России, то при переходе к бюджетированию, ориентированному на результат, появилась возможность и необходимость использования данного типа контроля. В рамках плотного российско-канадского проекта была разработана Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств, которая в настоящее время используется в работе Счётной палаты РФ.

Однако для внедрения аудита эффективности в обычную практику проверок этого недостаточно. Для того чтобы данный тип контроля мог эффективно использоваться и приносить реальную отдачу, необходимо решить ряд вопросов:

- создать единые методические основы проведения аудита эффективности, ориентированные на все уровни бюджетной системы и регламентирующей деятельности различных контрольных органов, а не только Счётной палаты РФ;

- разработать систему постановки чётких целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки;

- усовершенствовать систему внутреннего контроля, обеспечить гарантирование внутренним контролем достоверности данных, подлежащих аудиту эффективности;

- разработать систему отчётности, позволяющую осуществлять аудит эффективности;

- создать систему обучения, обеспечивающую подготовку высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять аудит эффективности.

Ещё одним важным моментом, связанным с внедрением аудита эффективности в России, является необходимость обдуманного и осторожного внедрения данного типа контроля, необходимость отслеживания того, чтобы его внедрение не стало самоцелью. Важно помнить, что аудит эффективности – это лишь часть системы финансового контроля, которая не может и не должна заменять собой все другие типы и формы контроля, в том числе финансовый аудит.

В случае если в России удастся эффективно решить проблемы, связанные с внедрением аудита эффективности, то данный тип контроля станет весьма действенным инструментом по предварительной проверке финансового плана и его последующей, наиболее выгодной реализации, наиболее ориентированной на достижения точного выполнения поставленных задач [14, 41, 43].   















Заключение

Совершенствование системы формирования местного бюджета (на примере рассмотренного мною УФК по Смоленской области), это наиважнейшая задача государства, задача создания адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное  внимание вопросам  совершенствования  системы финансового  контроля.  Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования  экономики и финансовой системы страны  является  наличие  развитой  системы  контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля сыграло принятие бюджетного кодекса.

Новый Бюджетный Кодекс, безусловно, идет во благо административной реформе России - способствует большей самостоятельности регионов, устраняет дублирование многих функций, процесс бюджетирования стал более прозрачным для граждан. Но региональным финансистам не совсем понятно, как, например, применять на практике новые принципы бюджетной классификации, осуществлять трехлетнее "скользящее прогнозирование", вести сводную отчетность, разбираться с подведомственностью бюджетов. До конца не ясно, какими могут быть предельные объемы финансирования, как осуществлять бюджетный контроль (само это понятие закон трактует крайне расплывчато), насколько самостоятельными в финансовых вопросах могут быть муниципалитеты.

С моей точки зрения, прозрачность бюджета - это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо - поскольку позволяет контролировать расходование бюджетных средств: кому, сколько, за что данный муниципалитет заплатил. Плохо, поскольку при неполной готовности исполнения бюджета по казначейской системе и недостаточном финансировании данного муниципалитета, его работа очень затрудняется.

Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.

Поэтому важнейшей задачей финансового контроля выступает проверка строгого соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам.

Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого  органа финансового контроля.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим  судебным и независимым органом контроля над формированием и использованием государственных средств.

Задача создания эффективного, работоспособного и действенного государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Создание системы государственного финансового контроля, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной экономической политики государства. Определение места и роли федеральных, региональных и местных контрольных структур с учетом развивающихся процессов бюджетно-налогового федерализма, выработка общей методологии и политики финансового контроля, принципов и механизмов его организации и функционирования будут способствовать созданию эффективной системы государственного финансового контроля с целью обеспечения выхода России на траекторию устойчивого социально-экономического роста.

Таким образом, на основе проведенного исследования теоретической и практической деятельности существующей системы органов государственного финансового контроля, я считаю, что государственный контроль является более надёжным гарантом государства и народа, в отличие от банковской системы контроля.

     Выполняя государственные задачи, органы Федерального казначейства непосредственным образом учитывают интересы граждан.

Во – первых, строгое выполнение бюджетных обязательств в процессе казначейского обслуживания исполнения бюджетов по расходам обеспечивает целевое использование бюджетных средств. То есть использование их по адресам, целям и срокам. Это способствует решению социальных и экономических задач, которые в первую очередь направлены на улучшение жизни граждан.

Во – вторых, исполняя учёт и распределение платежей, поступающих в доход бюджета, органы казначейства осуществляют возврат излишне или ошибочно уплаченных платежей не только предприятиями и организациями, но и физическими лицами.

В – третьих, органы казначейства осуществляют исполнение судебных решений по исковым заявлениям граждан по взысканию средств федерального бюджета при нарушении прав граждан, на получение предусмотренных законодательством денежных средств из бюджета.

Организация эффективного внутреннего контроля в Управлении постоянно осуществляется, это способствовало повышению результативности управления казначейской системой исполнения бюджетов. Положительно повлияло на принятие правильных решений - оперативное выявление недостатков и нарушений, а объективная информация и повышение прозрачности деятельности структурных подразделений позволили своевременно устранить выявленные недостатки, которые, несмотря на эффективного и качественного функционирования Казначейства, всё-таки продолжают выявляться. Причиной чего конечно является достаточно молодой возраст казначейской системы управления в Российской Федерации, трудно начать сразу прогрессивно всем мыслить и развиваться, после стольких лет застоев и разграблений.

 

   

Список использованной литературы:

1.     Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями 2009 г.)

2.     Афанасьев М., Бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. - 2005. - № 9. - С. 130-139.

3.     Бабич А.М., Финансы. «Денежное обращение». Кредит.: Уч. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

4.     Бирюков А.Г., «О роли бюджетных ограничений в бюджетном процессе» // Финансы. - 2005. - № 5. - С. 3-6.

5.     Бурков С. Р., Ефимова Н., Буркова С. «О повышения эффективности государственного финансового контроля РФ» // Российский экономический журнал. – 2004. - № 9. – с. 17-22.

6.     Бурцев В.В., «Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика». - М: ИД Дашков и К. – 2005. - 496 с.

7.     Бурцев В.В. «Государственный финансовый контроль»: методология и организация. —М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2004 – 417 с.

8.     Врублевской О.В., и Романовского М.В. «Бюджетная система Российской Федерации»: Учебник / под ред. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 838 с.

9.     Гамукин В. А., «Новации бюджетного процесса»: бюджетирование, ориентиро-ванное на результат // Вопросы экономики. - 2005. - № 2.

10. Ефимова Н. Е., «О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ» // Российский экономический журнал. – 2005. - № 11-12.

11.  Ковалёва В.В.,  Финансы: – М: ТК Велби: Проспект, 2005.

12.  Климанов В. В., Лавров А. Межбюджетные отношения в России на совре-менном этапе // Вопросы экономики. - 2005. - № 11. - С. 111-125.

13.  Крылов Г. З.,  «Бюджетный процесс на новом этапе» // Финансы. - 2005. - № 5. - С. 20-27.

14.  Крылов Г. З.,  «Некоторые вопросы совершенствования Бюджетного кодекса / // Финансы. – 2007год. -№ 7. - С. 14 – 17.

15.  Кудрин А.Л., «Новый бюджет работает на завтрашний день» // Бюджет. -2005. - сентябрь. - С. 4-5.

16.  Кудрин А.Л., «Федеральный бюджет» – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. - 2005. - № 1. - С. 3-7.

17.  Лавров А.М., «Бюджетная реформа» 2002-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. - 2005. - № 9. - С. 3-11.

18.  Нуреев Р.М., «Теория общественного выбора», ГУВШЭ, Москва, 2005г. – 530с.

19.  Пансков В.Г., «О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране» // Финансы. – 2006. - № 5. – с. 37-39.Теоретический и научно-практический журнал «Учёт и контроль». Отпечатано с готовых диапозитивов в филиале ОАО «Ордена Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени» - Первая Образцовая типография Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 115114, Москва, Шлюзовая наб., 10.

     Выпуски: 2,3,4 (2008 года) и 1,2,3,4 (2007 года), а также 2-3 (2006 года).

20.  Пансков В.Г., «Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства» // Российский экономический журнал. – 2006. - № 5-6.

21.  Родионова А.К., «Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации российского государства», ЗИП СибУПК, 2006г. - 165с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.