В
настоящее время численность отдела внутреннего контроля составляет 14 человек,
шестеро из которых награждены нагрудным знаком Минфина России «Отличник
финансовой работы», 1 человек – благодарностью Федерального казначейства, 1
человек – почётной грамотой Федерального казначейства, почти все работники
отдела награждены Почётной грамотой и Благодарностью УФК по Смоленской области.
Организация
эффективного внутреннего контроля в Управлении способствовала повышению
результативности управления казначейской системой исполнения бюджетов.
Оперативное выявление недостатков и нарушений положительно повлияло на принятие
правильных решений, а объективная информация и повышение прозрачности деятельности
структурных подразделений позволили своевременно устранить выявленные
недостатки [12].
Глава 3. Совершенствование
ведомственного контроля
3.1. Связь с общественностью
и организация международного сотрудничества
Использование
различных методов и технологий, способствующих повышению информационной
открытости, стало одной из важных задач, поставленных перед Казначейством
России в процессе проведения административной реформы. В рамках формирования
современного и эффективного информационного ресурса было реализовано создание в
сети Интернет официального сайта Федерального казначейства и аналогичных сайтов
всех территориальных органов федеральной службы.
Главная цель
создания Интернет - сайта заключалась в формировании компетентного информационного
источника, дающего исчерпывающую информацию о деятельности Федерального
казначейства и разъясняющего суть процессов, связанных с этой деятельностью. В
основу создания Интернет – сайта Федерального казначейства были заложены
принципы открытости деятельности Федерального казначейства, использования
современных информационно-технологических методов и решений, обеспечения
безопасности информации.
Основной задачей
при создании Интернет - сайта Федерального казначейства стало доведение до
общественности объективной и достоверной информации о деятельности Федерального
казначейства, представление информации об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета РФ, оказание информационной поддержки в реализации
определяемой Президентом и Правительством Российской Федерации единой бюджетной
политики.
В 2007 году
разработана и утверждена Концепция информационной политики Казначейства России.
Регулярно осуществляются публикации в центральных и региональных средствах
массовой информации по основным вопросам деятельности ведомства, проводятся
Интернет – конференции его руководителей. Проводится активная работа по
организации личного приёма граждан; установлена система Интернет контроля за
подготовкой ответов на обращения и жалобы граждан.
Федеральное
казначейство на постоянной основе осуществляет взаимодействие с органами
казначейств - других государств. С этой целью были подписаны соглашения о
техническом сотрудничестве с органами казначейства ряда стран дальнего
зарубежья – Главным управлением по учёту государственных финансов
Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, Министерством
Финансов Швеции, Министерством финансов ФРГ и др.
Важнейшим
направлением сотрудничества Федерального казначейства определено расширение
взаимодействия с аналогичными органами стран СНГ. Были подписаны соглашения о
техническом сотрудничестве и успешно реализуются планы совместных мероприятий с
казначейскими органами Украины, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана.
Готовится заключение аналогичных соглашений с казначействами Беларуси и
Узбекистана.
На среднесрочную
перспективу предполагается расширение географии международного сотрудничества,
углубление уровня обсуждаемых проблем, поиск и внедрение новых форм экспертного
взаимодействия, повышение эффективности международного сотрудничества [1, 25,
33].
3.2. Перспективы развития
информационно-технического комплекса Федерального казначейства
В начале 2005
года была разработана и утверждена приказом Федерального казначейства Стратегия
развития Федерального казначейства по информационно-техническим вопросам и план
работ по её реализации.
Разработанный
комплекс мероприятий позволил осуществлять обслуживание других бюджетов с
1.01.2006 года.
При этом
благодаря высокой степени автоматизации функциональных процессов, при существенном
увеличении нагрузки, Федеральное казначейство реализовало дополнительные
функции без увеличения его штатной численности.
Ключевыми
результатами реализации Стратегии стали: внедрение в территориальных органах
Федерального казначейства единого программного продукта, автоматизирующего их
основную функциональную деятельность с учётом требований нового
законодательства; начало эксплуатации органами Федерального казначейства единой
системы электронного документооборота (СЭД) для обмена данными как между собой,
так и с клиентами. О востребовании СЭД говорит тот факт, что на 1.01.2006 года
к СЭД было подключено более 3000 абонентов, а по состоянию на 1.07.2007 года –
уже более 50 000 абонентов. При этом предоставление дистрибутива СЭД,
подключение, обучение и дальнейшее его сопровождение является для клиентов
Федерального казначейства бесплатным.
Внедрение единого
программного продукта повлекло за собой необходимость регламентации и типизации
технологий работы органов Федерального казначейства.
Таким образом,
путём реализации Стратегии и дальнейших мероприятий по развитию
информационно-технического комплекса, Федеральное казначейство стало ещё более
открытым для организации внешнего электронного взаимодействия.
Эта огромная
работа была отмечена и российским IT-сообществом, которое дважды признало Федеральное казначейство лауреатом
национальной ежегодной премии IT-лидер
за 2006 и 2007 годы.
Дальнейшее
развитие информационно-технической инфраструктуры Федерального казначейства
осуществляется в рамках Проекта модернизации казначейской системы РФ, который
подразумевает создание на базе единых требований и стандартов нескольких
компонентов новой автоматизированной системы Федерального казначейства,
основные из которых следующие:
·
единое
прикладное программное обеспечение на базе ERP-системы;
·
ведомственная
транспортная сеть;
·
серверные
компоненты;
·
системы
инженерного обеспечения.
В настоящее время
ведётся разработка ERP-системы на базе Oracle E-Business Suite, которая была выбрана по результатам открытого международного конкурса.
В процесс модернизации базы данных будут физически расположены в Управлениях
Федерального казначейства, а отделения и клиенты Федерального казначейства в
основном будут иметь только доступ к ней в режиме on-line через ведомственную транспортную сеть (BTC).
Для реализации
требований, предъявляемых к новой системе, потребуются серверы, способные
обслужить одновременно тысячи пользователей. По рекомендации разработчика ППО
выбраны серверные платформы на базе технологии RISC, которые также будут поставляться в рамках Проекта.
При построении
новой автоматизированной системы также производится модернизация систем
инженерного обеспечения, поскольку новое оборудование будет предъявлять к ним
значительно более высокие требования. Результатом реализации проекта будет
построение новых систем жизнеобеспечения, локальных вычислительных сетей,
переоснащение серверных помещений для органов Федерального казначейства по
единым стандартам и на однотипном оборудовании.
Поскольку в
рамках создания новой автоматизированной системы будет осуществляться переход
на новое оборудование, предусмотрен ряд мер по обеспечению его бесперебойной
эксплуатации. Для этого будет создаваться единая система управления
эксплуатацией.
Дополнительно
рассматривается вопрос о частичном или полном аутсорсинге обслуживания новой
системы, поскольку в условиях увеличивающегося объёма решаемых Федеральным
казначейством задач, интенсивного развития информационных технологий,
постоянного увеличения числа сотрудников Федерального казначейства, вовлечённых
в процесс автоматизированной обработки информации, Федеральное казначейство
организует работу по многим направлениям своей деятельности с привлечением
поставщиков товаров и услуг фирмами - аутсорсерами, выбранными на конкурсной
основе. При этом роль специалистов информационно–технических подразделений
Федерального казначейства при работе с аутсорсерами является ведущей и
основывается на проектном (при решении новых задач) или процессном подходах
[15, 35, 38].
3.3. Оптимизация структуры и
функций Федерального казначейства
Внедрение
механизмов управления по результатам невозможно без чёткой стандартизации и
регламентации деятельности органов Федерального казначейства, что планируется
достичь путём формирования и практического внедрения унифицированных
административных процедур и выработки Административных регламентов исполнения
государственных функций в Федеральном казначействе.
В 2006 году были
утверждены важнейшие базовые нормативные акты в этой сфере: Регламент
Федерального казначейства, Служебный распорядок, Схема размещения
территориальных органов, Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате
Федерального казначейства. Были стандартизированы формы Служебных контрактов и
Должностных регламентов для всех сотрудников ведомства.
В 2007 году
подготовлены и находятся в стадии согласования Административные регламенты
исполнения следующих государственных функций, исполняемых Казначейством России:
ведение реестров госконтрактов и ведение реестра главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств федерального бюджета. В последующие годы
будут подготовлены Административные регламенты по реализации других
государственных функций ведомства: кассового обслуживания исполнения
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;
ведение учёта и отчётности по операциям вышеназванных бюджетов и т.д.
Кроме того, на
основе методов процессного моделирования разработаны и внедряются
технологические регламенты по всем стандартизированным операциям в процессе
текущей деятельности, что существенно упрощает автоматизацию и проведение
контроля за их осуществлением.
Были также
стандартизированы и типизированы организационные структуры отделений и
управлений Федерального казначейства и функций входящих в их состав структурных
подразделений.
В целях
реализации Концепции административной реформы в РФ в 2007 – 2009 годах в рамках
вышеуказанных направлений деятельности, в частности, предусматриваются
следующие меры:
• разработка
плана мероприятий по дальнейшей оптимизации сети территориальных органов
Федерального казначейства и последующая его реализация;
• внедрение
принципов и технологий аутсорсинге обеспечения административно-управленческих
процессов в Федеральном казначействе и его территориальных органах;
• выработка и
реализация Антикоррупционной программы Федерального казначейства.
Одной из
актуальных задач в рамках реализации системы мер по реформироваванию сектора
государственного управления являются совершенствование ведомственного контроля.
В Казначействе России этот процесс осуществляется на основе Концепции развития
внутреннего контроля и аудита, утверждённой на ведомственной коллегии в 2005
году.
Объектами
контроля являются все технологические процессы, осуществляемые в Федеральном
казначействе, в том числе: организация системы кассового обслуживания
исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; исполнение смет доходов и расходов по
главе 100 «Федеральное казначейство», проведение мероприятий по защите
конфиденциальной информации и т.д.
В рамках
реализации процессного подхода на основании международного стандарта ISO 9000 и национального стандарта
«Методология функционального моделирования» специалистами центрального аппарата
Федерального казначейства были описаны основные итеративные контрольные
процедуры и на их основе подготовлены необходимые инструктивные материалы,
отражающие следующие элементы: стандартизированные процедуры контроля, порядок
формирования плана контрольной работы, требования к выбору объектов проверок и
оформлению результатов и т.д.
В рамках реализации
процесса последующего контроля в Федеральном казначействе используется широкий
спектр различных инструментов. Так, например, активно осуществляются следующие
формы и виды проверок: комплексные, тематические, камеральные, дистанционные,
самопроверки.
Установлены и
обеспечиваются внутриведомственные стандарты периодичности проведения
комплексных проверок органов Федерального казначейства. С 2006 года минимальная
частота их проведения составляет один раз в три года, с 2009 года
предполагается их проведение не реже одного раза в два года.
Существенное
повышение объективности, оперативности, надёжности контрольных мероприятий
обеспечивает внедрение современных ICT-процессов, осуществляющихся в Федеральном казначействе по двум важнейшим
направлениям:
• автоматизация
сводно-аналитических операций, а также – данных дистанционного контроля,
проводимых в органах Казначейства России;
• технологический
контроль, нацеленный на автоматизированное выявление отклонений и ошибок от
стандартизированных технологических регламентов.
Важнейшей задачей
при осуществлении контрольной деятельности в Казначействе России является
обеспечение обратной связи с руководством проверяемого субъекта, а также –
транспарентности (открытости) результатов контрольной работы для широкого круга
заинтересованных лиц. Инфраструктурно реализацию этих функций позволяют решать
созданные в органах Федерального казначейства Контрольные советы,
сформированные как консультативные органы приказами руководителей
соответствующих органов Казначейства России.
В процессе
обсуждения на заседаниях контрольных советов с участием руководства проверяемых
субъектов коллегиально происходит квалифицирование отмеченных в актах проверок
нарушений; обсуждаются планы соответствующих превентивных мероприятий;
вырабатываются (при необходимости) предложения по процедурам повторного
контроля и т. п.
В ряде случаев
результатом подобного обсуждения является постановка проблемных вопросов (в
частности – перед Минфином России), связанных с необходимостью
совершенствования нормативной базы в определённой сфере бюджетных
правоотношений.
В Казначействе
России в рамках перехода к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР),
начата работа по выработке элементов внутреннего финансового аудита.
Развитие
бюджетного аудита (начиная с 2009 года) в Федеральном казначействе будет
осуществляться по следующим основным направлениям:
• аудит результативности
(эффективности и экономичности) использования бюджетных средств;
• аудит рисков;
• аудит контроля.
Для наведения элементарного порядка в финансовых взаимоотношениях центра
и регионов считаю необходимым:
1) Установить более четко круг расходов, финансируемых из федерального,
республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов.
2) Определить единые для всех регионов доли перечислений в федеральный
бюджет от налоговых поступлений.
3) Осуществлять финансовую поддержку регионов только в форме прямых
трансфертов на определенные цели за счет формируемого в рамках федерального
бюджета Фонда поддержки регионов. Отладить строгую и объективную систему
рассмотрения заявок регионов на получение средств. Для выявления нуждающихся
регионов использовать систему сравнительного социально-экономического анализа и
достаточно широкий круг социально-экономических индикаторов, отражающих меру
неблагополучия в каждом из них.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|