рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры по государственным и муниципальным финансам


36.       Фонд социального страхования: источники доходов и основные направления
расходования средств.

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами

ФСС являются:

284

1) обеспечение гарантированных государством пособий;

2) участие в разработке и реализации государственных про-

грамм охраны здоровья работников, мер по совершенствованию

социального страхования;

3) осуществление мер для обеспечения финансовой устойчи-

вости Фонда, в том числе создание резерва;

4) разработка предложений о размерах тарифа страховых взно-

сов на государственное социальное страхование;

5) организация разъяснительной работы среди страхователей и

населения по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных

хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

2) доходов от инвестирования части временно свободных

средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и

банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюдже-

том фонда на соответствующий год;

3) добровольных взносов физических и юридических лиц;

4) ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас-

ходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим

от радиации, а также на другие цели;

5) прочих доходов (не принятые к зачету расходы на выплату

пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового

увечья или профессионального заболевания; недоимки по обяза-

тельным платежам и т.п.).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы —

92% от общей суммы доходов. До 2001 г. размер страховых взносов

составлял 5,4% от фонда оплаты труда. С введением с 1 января

2001 г. единого социального налога ставка отчислений в ФСС была

снижена до 4%. Причем эта ставка стала регрессивной.

С 1 января 2005 г. размер страховых взносов в ФСС был со-

кращен до 3,2%, а с 1 января 2006 г. — до 2,9%. Сегодня по ставке

2,9% производят отчисления в ФСС организации, предприятия.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной про-

дукции; родовые, семейные общины малочисленных народов Се-

вера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

фермерские хозяйства отчисляют в ФСС 1,9% фонда оплаты труда.

И эта ставка также является регрессивной.

От уплаты взносов в ФСС освобождены:

1) Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел

РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агент-

285

ство правительственной связи и информации при Президенте РФ,

Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ,

Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные ор-

ганы исполнительной власти, в составе которых проходят службу

военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная

фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный ко-

митет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном

Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;

2) общественные организации инвалидов, предприятия, находя-

щиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и

организации, созданные для осуществления их уставных целей.

Все выплаты из ФСС можно условно разделить на три группы:

1) выплаты по временной нетрудоспособности; 2) санаторно-курортное

лечение; 3) социальная помощь семьям, имеющим детей.

Если говорить подробнее, то средства ФСС направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, бере-

менности, родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до

достижения им возраста 1,5 лет;

2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за

ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им

возраста 18 лет;

3) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и

членов их семей, в том числе расходы на лечебное питание;

4) частичное содержание находящихся на балансе страхователей

санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия

этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и

медикаменты, заработная плата работников, культурно-массовое

обслуживание);

5) частичную оплату путевок в детские загородные оздорови-

тельные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей рабо-

тающих граждан;

6) частичное содержание детско-юношеских спортивных

школ;

7) оплату проезда к месту лечения и обратно;

8) создание резерва для обеспечения устойчивости фонда на

всех уровнях;

9) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата

управления фонда;

10) проведение НИР по вопросам социального страхования и

охраны труда;

11) осуществление иных задач в соответствии с задачами фонда.

286

Средства фонда могут использоваться только на целевое финанси-

рование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств

социального страхования на личные счета застрахованных.__



37.       Федеральный фонд ОМС: источники доходов и направления расходования средств.

В настоящее время медицинское страхование осуществляется

в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном

(ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым прави-

лам и программам ОМС. Программы включают ≪гарантируемый≫

объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи

гражданам.

В качестве участников медицинского страхования выступают:

1) застрахованные — все граждане РФ как потребители меди-

цинских услуг;

2) страхователи — юридические и физические лица; для рабо-

тающих — предприятия, учреждения, организации, для неработа-

ющих — органы исполнительной власти;

3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана

заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание

медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную

услугу в случае наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и

получает денежные средства от СМО;

5) Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Финансовые средства Федерального и территориального фонда

ОМС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъ-

ектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных

программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение про-

грамм ОМС;

4) добровольных взносов;

5) доходов от использования временно свободных финансовых

средств;

6) средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в

соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения.

Основным источником средств системы ОМС являются страхо-

вые взносы —- примерно 66%. Страховые платежи за неработающее

население составляют немногим более 20%.

Основным элементом реформирования системы финансирова-

ния здравоохранения в условиях ОМС стало введение оплаты за

фактически оказанную медицинскую помощь, а также введение

систем учета деятельности лечебных учреждений, оценки труда

персонала по количеству и качеству труда.

В системе ОМС Федеральный фонд выполняет следующие

функции:

1) осуществляет выравнивание условий деятельности терри-

ториальных фондов по обеспечению финансирования программ

ОМС;

2) проводит финансирование целевых программ в рамках

ОМС;

3) организует разработки нормативно-методических докумен-

тов;

4) вносит в установленном порядке предложения о страховом

тарифе на ОМС;

5) осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ре-

сурсах системы ОМС;

6) участвует в создании территориальных фондов ОМС;

7) осуществляет контроль за использованием финансовых

средств системы ОМС;

8) аккумулирует финансовые средства ФФОМС.


38.       Территориальные фонды ОМС: источники доходов и основные направления
расходования средств.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС

созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного

медицинского страхования — ФФОМС и ТФОМС. Финансовые

средства ФФОМС являются государственной собственностью.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС

передает средства в руки страховых медицинских организаций

(СМО). СМО — это организации, имеющие государственное раз-

решение (лицензию) на право заниматься медицинским страхо-

ванием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за

лечение граждан. В целом финансирование в рамках обязательного

медицинского страхования представлено на схеме 2.

Территориальные фонды ОМС:

1) аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

2) осуществляют финансирование ОМС, проводимого страхо-

выми медицинскими учреждениями;

3) проводят финансово-кредитную деятельность по обеспече-

нию системы ОМС;

4) выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, на-

правляемые на проведение ОМС;

5) совместно с органами государственной налоговой службы РФ

осуществляют контроль за своевременным и полным поступлени-

ем в территориальный фонд страховых взносов, а также за рацио-

нальным использованием поступивших финансовых средств;

6) согласовывают совместно с органами исполнительной власти,

профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию

стоимости медицинской помощи, территориальную программу

ОМС населения, вносят предложения о финансовых ресурсах,

необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и

иные услуги по ОМС.



39.       Международные финансовые отношения. Содержание и особенности.




40.  Современная антикризисная политика российского правительства.

Дискуссия по проблемам современного кризиса вращается вокруг исторических прецедентов и генетических страхов, ими порождаемых. Прежде всего это Великая депрессия с длительной дефляцией и двузначной безработицей, полностью преодолеть которую удалось только в результате мировой войны. Несколько реже упоминается кризис 1970-х гг., в ходе которого возник новый феномен — стагфляция. Собственно, между этими двумя историческими прецедентами и имеет смысл рассуждать о современной экономической ситуации. Хотя, разумеется, отдавая себе отчет в том, что исторические прецеденты являются лишь удобными инструментами для анализа, но вовсе не дают исследователю каких-либо решений.

Судя по предпринимаемым правительствами развитых стран мерам, они более всего боятся дефляции, из которой приходится выбираться в течение десятилетия, если не более. Помимо опыта 1930-х гг. об этом же свидетельствует и история Японии 1990-х гг.

Дефляционная и стагфляционная модели кризиса являются по сути своей альтернативами. И поэтому они предполагают принципиально различные механизмы его преодоления.

Противодействие дефляции требует прежде всего стимулирования спроса, т. е. активной бюджетной политики, бюджетного экспансионизма. Здесь допустимо снижение процентной ставки, снижение налогов при расширении бюджетных расходов.

В случае со стагфляцией набор мер прямо противоположный — прежде всего необходим контроль за денежной массой, т. е. ужесточение бюджетной политики и повышение процентных ставок. После десятилетия перманентного экономического кризиса 1970-х гг. выход был найден только тогда, когда вставший во главе ФРС Пол Волкер решился на беспрецедентно жесткие меры, резко повысив ставку рефинансирования. В результате безработица перевалила за 10%, а процентные ставки превысили 20%. В США началась жесточайшая рецессия, за которую Джимми Картер заплатил президентским постом. Но страна вышла из кризиса с обновленной и динамичной экономикой.

Конечно, противопоставление этих двух моделей условно и нынешний кризис вряд ли будет точно копировать одну из них. Однако здесь для нас важно понимание того, что рецепты лечения болезни зависят от ее природы и могут требовать не схожих, а подчас диаметрально противоположных лекарств.

Доллар и рубль: в чем разница

Строго говоря, развитые страны проводят сейчас политику, которую они считали недопустимой применительно к развивающимся рынкам (и, в частности, к посткоммунистическим странам) на протяжении 1980-1990-х гг. Мощные финансовые вливания, которые осуществляют США и Евросоюз, действительно могут предотвратить ухудшение экономической ситуации до политически нетерпимого уровня. Однако следует быть очень осторожным при попытке применения этих мер в развивающихся экономиках. Дело в том, что денежные власти США обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, в их руках находится печатный станок по производству мировой резервной валюты. Более того, большинство стран мира, хранящих резервы именно в долларах, заинтересовано в поддержании его относительной стабильности.

Во-вторых, именно в силу особого статуса доллара фирмы и домохозяйства США не имеют альтернативных инструментов для хеджирования валютных рисков — маловероятно, чтобы они бросились менять доллары на евро или иены даже в случае сомнения в правильности политики денежных властей. Вот почему, несмотря на бюджетно-денежный экспансионизм последних месяцев, скорость обращения денег в США не увеличивается, как это было бы в других странах, а замедляется.

Совершенно другой будет реакция на финансовую экспансию в большинстве развивающихся рынков, и особенно в России. Там, где не сформировалась длительная кредитная история национальной валюты, а сама эта валюта, естественно, не является ни в коей мере резервной, ослабление бюджетной и денежной политики с высокой вероятностью обернется бегством от национальной валюты, ростом скорости обращения денег и инфляцией. А на фоне мировой рецессии такой вариант будет неизбежно означать стагфляцию.

Особенно опасной подобная политика была бы в странах с доминированием сырьевых отраслей в структуре экспорта. Зависимость таких экономик от мировой конъюнктуры исключительно высока, поскольку даже небольшое снижение спроса на внешних рынках оборачивается существенным падением производства в странах — экспортерах сырья. При сохранении низкой деловой активности в развитых странах и низкого спроса на экспортные товары развивающихся экономик депрессия в последних может сопровождаться бегством от национальной валюты. Бюджетная экспансия не сможет компенсировать внешний спрос, что приведет к инфляции, не сопровождаемой ростом производственной активности.

Таким образом, в условиях нынешнего кризиса вполне мыслима ситуация сочетания дефляции в одной части мира и стагфляции в другой. И именно последний риск является одним из самых серьезных для современной России.

Сказанное подводит нас к принципиально важному выводу относительно развертывающегося кризиса и путей выхода из него. По сути дела, мир может столкнуться с двумя параллельно разворачивающимися моделями кризиса, требующими противоположных подходов. Борьба с дефляцией в западном мире будет выталкивать инфляцию во внешний для него мир, в развивающиеся экономики. А последние, повторяя западные подходы к борьбе с кризисом, быстро окажутся в ловушке стагфляции.

Особенно это касается стран с недиверсифицированным сырьевым экспортом: при низком спросе на их экспортные товары депрессия будет сопровождаться бегством от национальной валюты, что будет находить проявление, в частности, в инфляции.

Возвращение красных директоров

Весьма опасной является и ситуация с фактической национализацией многих финансовых институтов и предприятий. В России фактически воссоздается ситуация рубежа 1980-1990-х гг., ознаменовавшегося активной ролью так называемых красных директоров. Особенность этого типа менеджеров состояла вовсе не в их коммунистических убеждениях. Важно было то, что они получили широкие права по управлению предприятиями в условиях отсутствия собственников, перед которыми они должны были бы отчитываться. Государство к тому моменту уже не могло осуществлять контроль за экономическими агентами, а частный собственник еще не появился. Тем самым важнейшей характеристикой красных директоров было наличие у них фактических прав собственника без мотивации собственника. А это, как показала практика, очень дорого обходится предприятию и всему народному хозяйству.

По сути, мы попадаем сейчас в ту же ловушку. Выкупая долги предприятий, государство фактически устанавливает контроль над значительным числом фирм. У них появляется менеджмент, связанный с государством. Однако в силу понятной асимметрии информации этот менеджер будет иметь очевидное преимущество перед поставившими его на должность чиновниками — пусть даже и очень высокого ранга. А это уже создает новый виток проблемы moral hazard, когда частные интересы менеджера начинают доминировать над интересами вверенного ему предприятия.

Уже хотя бы по одной этой причине необходимо иметь четкий план реприватизации фактически национализируемых фирм. Этот план должен быть широко известен политической и деловой элите, и особенно бывшим собственникам, если они будут сохранять интерес к данному бизнесу.

Наконец, было бы серьезной ошибкой рассматривать нынешний кризис как повод переоценки соотношения роли государства и частнопредпринимательской деятельности. Однако достаточно очевидно, что кризис этот можно объяснить как недостатком государственного вмешательства, так и неспособностью государства обеспечить эффективное регулирование в условиях появления инновационных финансовых инструментов и технологий. Большинство, конечно, обвиняет сегодня свободный рынок и мало кто решается защищать ценности свободного предпринимательства.

Между тем сохраняется постиндустриальный мир, в основе которого лежат гибкие технологии и быстрое обновление всех сторон технологической и экономической жизни. Этот мир плохо приемлет централизованное регулирование и бюрократическое вмешательство в тонкую ткань переплетенных интересов. Даже если признать необходимость более точного госрегулирования финансовых рынков, было бы большой ошибкой переносить регулятивные выводы (и, соответственно, регулятивную практику) в сферу производства.




Централизованные и децентратизованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

• государственный бюджет;

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит;

• финансы государственных предприятий;

• государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансы некоммерческих организаций;

• финансы кредитных организаций;

• финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу

финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при

наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан.

Финансы домохозяйств — это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств — это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.