рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры по государственным и муниципальным финансам

дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий

и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов

местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы — государ-

ственный кредит, который представляет собой форму кредитных

отношений между государством, юридическими и физическими

лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или

гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, исполь-

зуя средства государственного кредита для погашения дефицита

государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость

государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превы-

шением государственных расходов над его доходами. Государство

постоянно испытывает потребность в дополнительных финан-

совых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его рас-

ходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже

государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим

государствам или частным компаниям. Если же государство берет

на себя ответственность за погашение частных обязательств, то

оно выступает как гарант.

Четвертое звено государственной финансовой системы — вне-

бюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный

источник, а мобилизация и использование средств осуществляется

в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не

зависят от средств государственного бюджета, используются строго

по целевому назначению — для оказания социальных услуг насе-

лению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструк-

туры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных

отраслей экономики.

Пятым элементом государственной финансовой системы яв-

ляется государственное страхование. Это форма страхования, при

которой в качестве страховщика выступает государственная орга-

низация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование

осуществляется специальными частными страховыми компания-

ми. Однако и государство берет на себя страхование некоторых

видов риска, образуя централизованный страховой (резервный)

фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной

форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в рас-

поряжении правительства.

И, наконец, шестым элементом государственной финансовой

системы выступают финансы государственных предприятий. Госу-

дарственные предприятия в развитых странах получили широкое

развитие лишь после Второй мировой войны (1946—1950). В этот

период национализации подлежали в основном отсталые, некон-

курентоспособные отрасли национального хозяйства — железные

дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электро-

энергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее

время в государственной собственности находятся, как правило,

низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень

важны для развития любого национального хозяйства.


5.              Особенности финансов некоммерческих учреждений.

6.              Сущность и роль государственного бюджета в регулировании экономики.



7.              Бюджетная система РФ. Характеристика бюджетов по уровням бюджетной системы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система

Российской Федерации представляет собой основанную на эконо-

мических отношениях и государственном устройстве Российской

Федерации, регулируемую нормами права совокупность федераль-

ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюд-

жетов государственных внебюджетных фондов1.

До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюдже-

тов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ;

местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального

закона ≪Об общих принципах организации местного самоуправ-

ления в Российской Федерации≫ от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и

вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически

произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система

Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уров-

ней:

• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет-

ных фондов;

• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ-

ственных внебюджетных фондов;

• местные бюджеты, в том числе:

• бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских

округов, бюджеты внутригородских муниципальных обра-

зований городов федерального значения Москвы и Санкт-

Петербурга;

• бюджеты городских и сельских поселений2.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод

бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав

муниципального района, образуют консолидированный бюджет

муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образо-

ваний, находящихся на его территории, составляют консолидиро-

ванный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные

бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный

бюджет РФ.



8.              Принципы построения бюджетной системы РФ.

Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов

построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана

на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет-

ной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федера-

ции, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности и экономности использования бюджетных

средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) гласности;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие

единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной до-

кументации, использование единых бюджетных классификаций,

статистической и бюджетной информации, согласованные прин-

ципы построения бюджетного процесса. Он предполагает еди-

ный порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального

бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также

санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд-

жетной системы означает закрепление соответствующих видов до-

ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению

расходов за органами государственной власти РФ, органами го-

сударственной власти субъектов РФ и органами местного само-

управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законо-

дательных (представительных) органов государственной власти на

каждом уровне бюджетной системы:

34

• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• иметь собственные источники доходов бюджетов;

• иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и

налоги;

• самостоятельно определять направления расходования бюд-

жетных средств;

• определять источники финансирования дефицитов бюджетов;

• получить компенсацию расходов, возникших в результате реше-

ний, принятых вышестоящими органами власти и управления.

Принцип самостоятельности предполагает также недопусти-

мость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе ис-

полнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами

бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также

осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней по-

терь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе ис-

полнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных

с изменением законодательства.

Недопустимо также устанавливать расходные обязательства,

подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов

двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств

консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за

счет средств которого должно осуществляться исполнение соот-

ветствующих расходных обязательств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль-

ных образований означает определение бюджетных полномочий

органов государственной власти субъектов РФ и органов местного

самоуправления, установление и исполнение расходных обяза-

тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд-

жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,

определение объема, форм и порядка предоставления межбюд-

жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и

требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и

расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов пред-

полагает обязательность и полноту отражения всех доходов и рас-

ходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов

в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

В соответствии с этим принципом все государственные и муни-

ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных

средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму-

лированных в бюджетной системе РФ.

35

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов

и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно

по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных вне-

бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп-

лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в

пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре-

дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум-

марному объему доходов бюджета и поступлений из источников

финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и

исполнении бюджета следует исходить из необходимости мини-

мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет-

ных средств означает, что при составлении и исполнении бюд-

жетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств

должны стремиться к экономному использованию бюджетных

средств. Эффективность использования бюджетных средств мо-

жет определяться двояко: 1) достижение заданных результатов

с использованием наименьшего объема средств; 2) достижение

наилучшего результата с использованием определенного объема

бюджетных средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что

все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов

бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи-

цита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности,

однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что

доходы бюджета и поступления от источников финансирования

его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами

бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а

также в случае централизации средств из бюджетов других уровней

бюджетной системы РФ.

Принцип гласности предполагает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержден-

ных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2) полноту предоставления информации о ходе исполнения

бюджетов;

3) открытость для общества и средств массовой информации

процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже-

тов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия;

4) федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но

они должны утверждаться только в его составе.

36

Принцип достоверности бюджета означает надежность и до-

стоверность показателей прогноза социально-экономического

развития соответствующей территории, на основании которого

разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистич-

ность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряже-

ние конкретных получателей бюджетных средств с обозначением

их конкретного использования.__


9.              Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе РФ.

Бюджетная классификация обеспечивает единство

бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех

уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация состав-

ляет также основу организации бюджетного учета.

До 1996 г. в России не существовало бюджетной классификации, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней носила не скоординированный характер. Вплоть до 1997 г. не существовало и федерального бюджета в его современном представлении. И только после того, как 15 августа 1996 г. был принят ФЗ «О бюджетной классификации РФ», работа по составлению бюджетов принципиально изменилась.

В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, всех видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов. Используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.

В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:

• классификацию доходов бюджетов;

• функциональную классификацию расходов бюджетов;

• экономическую классификацию расходов бюджетов;

• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

• классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов;

• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

• классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также

государственных внешних активов РФ;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов.



10.  Консолидированный бюджет РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.