рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры по государственным и муниципальным финансам

ем иностранного капитала и др.), изменение экономического строя

общества создали условия для реформирования налоговой системы.

С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР ≪О налогах с

предприятий, объединений и организаций≫, который устанавливал

следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота,

налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозни-

ков, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог

на доходы.

Коренные преобразования в экономической сфере и развитие

рыночных отношений в России привели к необходимости серьезно-

го реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась

подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию

и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве

регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой

системы был использован опыт других стран, который получил от-

ражение в новом Законе № 2118-1 ≪Об основах налоговой системы

в Российской Федерации≫, который был принят 27 декабря 1991 г.

С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные

принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также пра-

ва, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых орга-

нов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 ≪О го-

сударственной налоговой службе РСФСР≫, регулирующий вопросы

организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты

и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок ис-

числения и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако

действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась

несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабиль-

ность налогового законодательства; наличие множества нормативных

документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отноше-

ния, которые часто противоречили друг другу; большое количество

налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с

бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой

системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.

Указанные недостатки были частично устранены с принятием

Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ ≪О введении в

действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации≫__

(с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. № 155-ФЗ) и Феде-

рального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ ≪О введении в действие

части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении

изменений в некоторые законодательные акты Российской Федера-

ции о налогах≫.

В настоящее время можно говорить о том, что налоговая систе-

ма в России приобрела некоторую стабильность и определенность.

В частности:

• налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных

актах различных министерств и ведомств, как это было раньше.

Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только

представительными органами власти путем принятия соответ-

ствующих законодательных актов. Налоговое законодательство

опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который

является документом прямого действия, содержащим основные

правила взимания налогов в стране;

• налоги четко распределены по уровням бюджетной системы

(федеральные, региональные и местные налоги). Региональным

и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива

в рамках закона;

• налоговая система России представляет собой сочетание двух

равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество)

и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как известно, кос-

венные налоги не имели широкого распространения;

• в налоговой системе России появились новые налоги (НДС,

налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.),

которые не существовали раньше;

• налоговая система построена по единым принципам, единому

механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и

сборами осуществляется единый контроль со стороны государ-

ственной налоговой службы;

• новая налоговая система обеспечивает более справедливое рас-

пределение налоговой нагрузки между отдельными категориями

граждан и хозяйствующих субъектов;

• при налогообложении к плательщикам предъявляются одинако-

вые требования и создаются равные условия путем определения

перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и

механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи,

гарантирующие однократность налогообложения.

В целом действующая налоговая система призвана выполнять

не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функ-

ции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность

государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых

объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц,

владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечи-

вать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и

предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности

в области формирования, распределения и использования доходов и

имущества. Все это является важным инструментом государственно-

го регулирования и стимулирования процесса экономического раз-

вития в России.

Все налоги, существующие сейчас в России, можно классифици-

ровать по разным признакам.

По способам взимания выделяют:

1) прямые налоги (налоги на доходы и имущество), которые взи-

маются с конкретного физического или юридического лица:

а) с юридических лиц: налог на прибыль (доход) организаций;

налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; со-

циальные налоги; ресурсные налоги; экологический налог; сбор за

право пользования объектами животного мира и водными биологи-

ческими ресурсам;

б) с физических лиц: налог на имущество физических лиц; подо-

ходный налог с физических лиц; гостиничный и курортный сбор;

2) косвенные налоги (заложены в цену товара, оплачиваются по-

купателем, а вносятся в бюджет продавцом): налог на добавленную

стоимость; акцизы; таможенные пошлины.

В зависимости оттого, какой орган государственной власти вво-

дит налоги, а также имеет право их конкретизировать и уточнять

условия уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные

и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сбо-

ры, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к

уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам

относятся:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на доходы физических лиц.

4. Единый социальный налог.

5. Налог на прибыль организаций.

6. Таможенные пошлины и сборы.

7. Налог на добычу полезных ископаемых.

8. Водный налог.

9. Сборы за пользование объектами животного мира и за поль-

зование объектами водных биологических ресурсов.

10. Государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые устанав-

ливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о

налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих

субъектов РФ. При установлении региональных налогов законо-

дательными органами государственной власти субъектов РФ, в

порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, оп-

ределяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

К региональным налогам относятся:

1. Налог на имущество организаций.

2. Налог на игорный бизнес.

3. Транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые устанавлива-

ются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами

представительных органов муниципальных образований о налогах

и обязательны к уплате на территории соответствующих муници-

пальных образований.

К местным налогам относятся:

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены также специальные

налоговые режимы, которые _______представляют собой особый порядок

определения элементов налогообложения, а также освобождения

от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, относящих-

ся к федеральным, региональным или местным налогам.

К специальным налоговым режимам относятся:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных това-

ропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

2. Упрощенная система налогообложения.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вменен-

ный доход для отдельных видов деятельности.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о

разделе продукции.

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и

сборы можно разделить на:

3) налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

4) налоги с имущества (предприятий, граждан);

5) налоги с определенных видов операций, сделок, деятельности

(налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По источнику уплаты налоги делятся на:

6) налоги, относимые на увеличение цены товара (НДС, налог с

продаж, акцизы и др.);

7) налоги, относимые на себестоимость продукции (ресурсные на-

логи, взносы во внебюджетные фонды и др.);

8) налоги, относимые на финансовые результаты деятельности

предприятия (налог на рекламу, имущество предприятия, земельный

налог и др.);

9) налоги на чистую прибыль (налог на прибыль предприятий,

подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный

доход).



13.     Доходы федерального бюджета РФ.

Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых

ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения

части национального дохода и используемая для выполнения госу-

дарством и органами местного самоуправления своих функций.

На протяжении длительного времени (до 2005 г.) доходы бюд-

жетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы,

неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвоз-

мездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета

складывались из первых трех элементов, а доходы региональных

и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы включали:

1. Налоги на прибыль

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные

сборы

3. Налоги на совокупный доход

4. Налоги на имущество

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера-

ции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые доходы бюджетов включали:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и му-

ниципальной собственности или от деятельности:

• дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государ-

ственной и муниципальной собственности;

• доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленно-

го за образовательными учреждениями, научными организаци-

ями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства;

2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

3. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных

источников (резидентов и нерезидентов).

4. Административные платежи и сборы.

5. Штрафные санкции, возмещение ущерба

6. Доходы от внешнеэкономической деятельности

В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деле-

ния доходов на налоговые и неналоговые доходы. В настоящее

время они вместе составляют группу «Доходы».

В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых

бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился

новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной

приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду

те доходы, которые получены бюджетными организациями или

органами государственного управления от предпринимательской

деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг,

осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по

рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые

отчисления от государственных и муниципальных лотерей.


14.     Доходы бюджетов субъектов РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

• региональные налоги и сборы;

• отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам;

• неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.


15.     Доходы местных бюджетов. Особенности распределения доходных полномочий между бюджетами муниципальных районов и поселений.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

1) местных налогов и сборов;

2) отчислений от регулирующих доходов и сборов;

3) неналоговых доходов.

Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. В части первой Налогового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают в местный бюджет, определяются федеральным законодательством или законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Субъекты РФ могут также передавать местным бюджетам

собственные доходы от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет.

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые

находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.