Федеральное
казначейство —
это система органов федерального
казначейства,
находящаяся в подчинении
Министерства финансов
РФ.
Его структура
является трехуровневой.
Первый
уровень —• Главное управление
федерального казна-
чейства
(ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается
от должности
Правительством РФ по
представлению
министра
финансов
РФ, по должности он является заместителем министра
финансов.
Второй
уровень — территориальные
управления федерального
казначейства
(УФК) по республикам, краям, областям, автоном-
ным округам,
юродам Москве и
Санкт-Петербургу.
Руководители
территориальных
УФК назначаются
и освобождаются
от должно-
сти
министром финансов
но представлению начальника ГУФК.
Третий
уровень — территориальные отделения федерального
казначейства
на местах (ОФК) — по городам (за исключением
городов
районного подчинения). Руководители ОФК назначают-
ся и освобождаются
от должности начальниками вышестоящих
органов
по субъектам РФ.
Формирование
территориальных УФК началось с 1994 г. Они
сначала
в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе
стали
вести учет и распределение федеральных доходов. По со-
стоянию
на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства
функционировали
в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем
субъекте
РФ — Республике Татарстан было открыто УФК. Таким
образом,
к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были
также
созданы 2239 ОФК.
Главное
управление Федерального казначейства Министерства
финансов
РФ выполняет следующие функции:
• осуществляет
сводный учет доходов и расходов федерального
бюджета;
• управляет
движением средств на счетах казначейства;
• доводит
информацию о результатах исполнения федерального
бюджета
до вышестоящих исполнительных и законодательных
органов
власти;
• осуществляет
руководство работой нижестоящих органов казна-
чейства,
получает от них оперативную информацию и отчетные
данные
о доходах и средствах федерального бюджета;
• ведет
сводный реестр распорядителей средств федерального
бюджета;
• обеспечиваетисполнение
нижестоящими органами казначейства
бюджета
в соответствии с действующим законодательством;
• организует
распределение в установленных размерах доходов
между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а
также
передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений
по государственным
налогам и доходам;
• организует
и осуществляет краткосрочное прогнозирование и
кассовое
планирование средств федерального бюджета.
Основной
функцией Управлений Федерального казначейства
по республикам,
краям, областям и т.п. является обеспечение через
нижестоящие
органы казначейства исполнения всех решений о
формировании
доходной части и расходовании средств федераль-
ного бюджета.__
В целом
Федеральное Казначейство РФ создано для решения
следующих
задач:
1. Организация,
осуществление и контроль за исполнением
бюджетов
различных уровней, управление доходами и расходами
на счетах
казначейства исходя из принципа единства кассы.
2. Регулирование
финансовых отношений между бюджетами,
осуществление
контроля за поступлением и использованием вне-
бюджетных
средств.
3. Сбор,
обработка и анализ информации о состоянии государ-
ственных
финансов, предоставление высшим законодательным
и исполнительным
органам власти и управления отчетности о
финансовых
операциях, о государственных внебюджетных фондах,
а также
о состоянии бюджетной системы в целом.
4. Управление
и обслуживание совместно с Банком России и
другими
уполномоченными банками государственного внутрен-
него и
внешнего долга РФ.
5. Размещение
на возвратной и платной основе государствен-
ных финансовых
ресурсов.
6. Разработка
методологических и инструктивных материалов
о порядке
ведения учетных операций по вопросам, относящим-
ся к компетенции
казначейства, обязательных для органов госу-
дарственной
власти и управления, предприятий, учреждений и
организаций.
7. Ведение операций
по учету государственной казны РФ.__
При казначейской
системе исполнения бюджета происходит
концентрация
двух потоков денежных средств — доходного и рас-
ходного
на одном счете. Такой порядок позволяет:
1) значительно
ускорить процесс финансирования за счет со-
кращения
пробега средств от распорядителя до конечного получа-
теля,
а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;
2) повысить
эффективность использования бюджетных средств
за счет
более жесткого контроля за целевым использованием
средств;
3) снизить
стоимость обслуживания внутреннего долга путем
увеличения
точности прогнозирования доходов и расходов на базе
оперативного
учета и контроля.
При казначейской
системе можно более оперативно контро-
лировать
объем поступлений и объемы бюджетных назначений,
суммы
счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически
перечисленных
средств со счета.
Таким
образом, главные преимущества казначейской системы
заключаются
в следующем:
1) информация
по исполнению бюджета становится актуаль-
ной, так
как любые потоки информации регистрируются казна-
чейством;
2) резко
сокращается разрыв между регистрацией поступлений
и временем,
когда ресурсы могут быть доступны для произведения
расходов;
3) обеспечивается
сохранность средств;
4) обеспечивается
контроль на всех стадиях исполнения бюд-
жета
(от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль
осуществляется
на стадии, предшествующей платежу, что делает
его более
эффективным;
5) повышается
эффективность управления процессом испол-
нения бюджетом и управления
ресурсами.__
30.
Управление финансами.
Органы управления финансами государства и муниципальных
образований и их функции.
31.
Бюджетно-финансовый
контроль.
Финансовый контроль является
неотъемлемым элементом уп-
равления финансами и денежными
потоками с целью обеспечения
целесообразности и эффективности
финансовых операций. Фи-
нансовый контроль прямо
и непосредственно вытекает из кон-
трольной функции финансов.
Но если в контрольной функции
выражается сущность финансов,
то финансовый контроль — это
регламентированная деятельность
специально созданных контро-
лирующих органов за соблюдением
финансового законодательства
и финансовой дисциплины
всех экономических субъектов.
Финансовый контроль можно
разделить на две взаимосвязан-
ные сферы: государственный
и негосударственный контроль.
Государственный контроль
— это неотъемлемая часть государ-
ственного устройства, одна
из важнейших функций управления
страной, обязательное условие
нормального функционирования
финансово-кредитной системы.
Во многом это обусловлено тем,
что именно на государственные
органы ложится большое коли-
чество функций по защите
финансовых прав и интересов членов
общества, использование
различных способов предотвращения и
предупреждения злоупотреблений
и краж.
Государственный финансовый
контроль представляет собой
регламентированную деятельность
государственных органов влас-
ти и управления по проверке
финансовых операций, связанных
с образованием, распределением
и использованием централизо-
ванных и децентрализованных
денежных фондов. Поэтому госу-
дарственные контролеры
наделены правом осуществлять ревизии
и проверки как в государственном
секторе, так и в сфере частного
и корпоративного бизнеса.
государственный
финансовый
контроль
включает контроль за:
1) исполнением
федерального бюджета и бюджетов федераль-
ных внебюджетных
фондов;
2) организацией
денежного обращения;
3) использованием
кредитных ресурсов;
4) состоянием
государственного внутреннего
и внешнего долга,
государственных
резервов;
5) предоставлением
финансовых, налоговых
льгот и преиму-
ществ.
Бюджетный
контроль — это
составная часть государственного
финансового
контроля, представляющая собой деятельность упол-
номоченных
государственных органов по проверке законности,
целесообразности
и эффективности действий при образовании,
распределении
и использовании централизованных денежных
средств
государства и местных органов власти.
Основными
задачами бюджетного контроля являются:
1) контроль
за соблюдением действующего бюджетного и на-
логового
законодательства;
2) обеспечение
правильности составления и исполнения бюд-
жета;
3) обеспечение
своевременности и полноты выполнения обя-
зательств
гражданами и хозяйствующими субъектами перед госу-
дарственным
бюджетом;
4) проверка
эффективности и целевого использования бюджет-
ных средств
и средств внебюджетных фондов;
5) проверка
обращения средств бюджета и внебюджетных фон-
дов в
банках и других кредитных учреждениях;
6) контроль
за реализацией механизма межбюджетных отно-
шений;
7) выявление
резервов роста доходов бюджетов разных уров-
ней;
8) обеспечение сохранности
государственной собственности.__
Законодательные
(представительные) органы, представитель-
ные органы
местного самоуправления осуществляют следующие
формы
финансового контроля:
1) предварительный контроль — осуществляется на стадии со-
ставления,
рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней.
Он используется
для повышения реалистичности планов, обос-
нованности
финансовых программ, смет расходов. Он позволя-
ет определить
наиболее эффективные способы удовлетворения
338
потребностей государства
при имеющихся ограниченных ресур-
сах, позволяет избежать
нецелевого использования бюджетных
средств;
2) текущий контроль — проводится в ходе исполнения бюд-
жета. Это основной вид
бюджетного контроля, в ходе которого
проверяется правильность
исполнения смет расходов бюджетными
учреждениями, своевременность
уплаты налогов и осуществления
платежей. В ходе текущего
контроля выявляется степень соблюде-
ния финансовых норм и нормативов,
установленных показателей
по формированию и использованию
бюджетного и внебюджетно-
го фондов. Он проводится
с целью предотвращения нарушений
финансовой дисциплины,
возможных потерь и злоупотреблений.
Текущий контроль может
осуществляться также в ходе рассмот-
рения отдельных вопросов
исполнения бюджетов на заседаниях
комитетов, комиссий, рабочих
групп законодательных органов
государственной власти,
представительных органов местного са-
моуправления, в ходе парламентских
слушаний, по депутатским
запросам;
3) последующий контроль происходит в ходе рассмотрения и
утверждения отчетов об
исполнении бюджетов. Его смысл состоит
в том, чтобы проанализировать,
насколько реалистичным явилось
исполнение бюджета, выявить
причины отклонения отчетных дан-
ных от запланированных
с тем, чтобы учесть это при составлении
бюджета на следующий год.
Эта форма контроля осуществляется
путем анализа финансовых отчетов и
балансов.
32.
Органы
государственного финансового контроля и их функции.
Бюджетный контроль осуществляется
уполномоченными на то
органами. К их числу в
России относятся:
• Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора;
• Федеральное казначейство;
• финансовые органы субъектов
РФ и муниципальных образо-
ваний;
• главные распорядители
и распорядители бюджетных средств.
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора осуществля-
ет финансовый контроль
за использованием средств федерального
бюджета и средств государственных
внебюджетных фондов. Она
вправе осуществлять также
финансовый контроль за исполнением
бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов, получающих меж-
бюджетные трансферты из
федерального бюджета.
Федеральное казначейство
осуществляет контроль за:
• непревышением лимитов
бюджетных обязательств, распреде-
ленных главными распорядителями
(распорядителями) средств
339
федерального
бюджета между
нижестоящими распорядителями
и получателями средств федерального бюджета, над утвержден-
ными
им лимитами бюджетных обязательств;
• непревышением
кассовых расходов,
осуществляемых получа-
телями
средств федеральною бюджета, над доведенными им
лимитами
бюджетных обязательств;
• соответствием
содержания проводимой
операции коду
бюджет-
ной классификации РФ, указанному в платежном документе.
предъявленном
в Федеральное
казначейство получателем
средств
федерального бюджета;
• наличием
у получателя средств федерального
бюджета доку-
ментов,
подтверждающих
возникновение у него денежных
обязательств.
Финансовые
органы субъектов РФ и муниципальных образований
осуществляют
финансовый контроль за
операциями с бюджетны-
ми средствами
главных распорядителей, распорядителей и полу-
чателей
бюджетных средств соответствующих
бюджетов, а также
за соблюдением
получателями бюджетных кредитов, бюджетных
инвестиций
и государственных и муниципальных
гарантий усло-
вий выделения,
получения, целевого использования и возврата
бюджетных
средств.
Главные
распорядители и распорядители бюджетных средств про-
водят
проверки подведомственных
государственных
и муници-
пальных
предприятий, бюджетных организаций. Они осуществля-
ют финансовый контроль за использованием бюджетных средств
получателями
бюджетных средств в части обеспечения целевого
использования
и своевременного возврата бюджетных средств, а
также
предоставления отчетности и внесения платы за
пользование
бюджетными
средствами.
В соответствии
сост. 101 — 103 Конституции
РФ для осущест-
вления
общегосударственного контроля
законодательные органы
государственной
власти могут создавать
свой орган. Таким
органом
в России
является Счетная
палата РФ.
Счетная
палата РФ существует в России па
основании Феде-
рального
закона ≪О счетной палате Российской Федерации≫ от
11 января
1995 г. Она является постоянно действующим органом
государственного
финансового контроля,
образуемого Федераль-
ным Собранием
РФ, и подотчетна ему.
Основными
задачами Счетной палаты
являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|