Неналоговые доходы местных
бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий,
остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов
местного самоуправления.
В местный бюджет поступают
также ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование
реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов
РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате
решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.
16.
Расходы бюджета. Экономическая сущность и классификация.
Расходы государственного
бюджета представляют собой денежные
средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и
местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе
которых происходит процесс использования средств централизованного фонда
денежных средств государства по различным направлениям.
Бюджетная классификация РФ
включает также классификацию расходов, которая охватывает:
• функциональную
классификацию;
• экономическую
классификацию;
• ведомственную
классификацию;
Функциональная
классификация расходов бюджетов РФ представляет
собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление
бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и
местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических
задач. Функциональная классификация состоит из четырех уровней.
Первый уровень —направления финансовых ресурсов на выполнение основных
функций
государства. Среди них: (Общегосударственные
вопросы. Национальная оборона. Правоохранительная деятельность. Нац. Экономика.
ЖКХ. Охрана окружающей среды. Образование. Культура. Здравоохранение и спорт).
Второй уровень — Построен
по принципу выделения подфункций, которые конкретизируют направление бюджетных
средств на выполнение функций государства
в пределах разделов. Всего в
функциональной классификации
расходов содержится 84
подраздела.
Третий уровень - Целевые
статьи. Обеспечивает привязку бюджетных
ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного
процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.
Виды расходов - четвертый
уровень. Детализирует направления финансирования расходов
бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Экономическая
классификация расходов бюджетов РФ представляет
собой группировку расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания
операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Экономическая классификация выделяет
основные четыре группы: (Расходы; Поступление нефинансовых активов; Поступление
финансовых активов; Выбытие финансовых активов.)
Ведомственная
классификация расходов бюджетов РФ отражает
распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.
Выделяют ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов. Перечень главных распорядителей средств
федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, а также распорядители средств
местного бюджета утверждаются законами соответствующего уровня.
Ведомственная классификация
необходима для адресного выделения средств и реализации принципа целевого
использования бюджетных средств. В рамках главных получателей бюджетных средств
выделяют разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов. В этом смысле
ведомственная классификация повторяет функциональную классификацию с той лишь
разницей, что распределение всех расходов осуществляется в рамках главных
распорядителей
бюджетных средств.
17.
Расходы федерального
бюджета РФ.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление
Судебная власть
Расходы в сфере международной деятельности
Расходы на международное сотрудничество
Расходы на реализацию международных договоров в рамках СНГ
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу
Промышленность, энергетика и строительство технические регламенты,
стандартизация и обеспечение единства измерений
Государственная поддержка угольной отрасли
Государственная поддержка народных художественных промыслов
Воспроизводство минерально-сырьевой базы
Сельское хозяйство и рыболовство
Охрана окружающей среды и природных ресурсов
Транспорт, связь и информатика
Автомобильный транспорт
Железнодорожный транспорт
Водный транспорт
Воздушный транспорт
Связь и информатика
Расходы в области социально-культурной сферы
Динамика расходов федерального бюджета на социальную сферу
Экономическая структура расходов федерального бюджета на
социально-культурную сферу
Расходы на образование
Культура, искусство и кинематография
Расходы на финансирование средств массовой информации
Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт
Расходы на социальную политику
Расходы по обслуживанию государственного долга
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы
Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам
Исследование и использование космического пространства
Военная реформа
Дорожное хозяйство
Прочие расходы
При формировании задач и приоритетов политики в области расходов
федерального бюджета, Правительство Российской Федерации, в соответствии с
проектом программы социально-экономического развития на 2003-2005 гг. исходит
из следующих принципов:
- сокращение доли госрасходов в ВВП и
сохранение их уровня в реальном выражении (с учетом инфляции);
- исключение опережающего роста государственных
расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов
федерального бюджета;
- безусловное исполнение обязательств,
возникающих в секторе государственного и муниципального управления, после
завершения их инвентаризации и подтверждения эффективности;
- ориентация бюджетных расходов на достижение
конечных социально-экономических результатов;
- повышение эффективности расходов, их
перераспределение с направлением части сэкономленных средств на финансирование
приоритетных статей и видов расходов;
- приоритет среднесрочного бюджетного
планирования, отражающего стратегические направления экономической политики;
- конкурсные принципы распределения бюджетных
ресурсов;
- открытость и общедоступность информации по
осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
Формирование расходов федерального бюджета в
2004 году и на перспективу до 2006 года ориентировано на решение следующих
задач:
- повышение устойчивости бюджетной системы,
снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
- ориентация на проведение структурных
реформ;,
- сокращение обязательств, требующих
необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов, приостановление
необеспеченных достаточным уровнем финансирования расходных обязательств;
обеспечение прозрачности процедур выработки и реализации бюджетной политики,
делающей ее открытой и понятной;
- обеспечение единства и взаимоувязанности
бюджетного процесса и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
- повышение качества планирования, исполнения
бюджета и обеспечение их соответствия обязательствам, принятым на всех уровнях
бюджетной системы;
- завершение разграничения доходных и
расходных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и
обеспечение на этой основе сбалансированности бюджетов всех уровней;
- реструктуризация бюджетной сети, сокращение
числа государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизация казенных
и бюджетных учреждений, с целью снижения нагрузки на бюджет, сокращения
стоимости и повышения качества предоставления государственных и муниципальных
услуг населению.
Объем расходов федерального бюджета на 2004
год сформирован в сумме 2659,4 млрд. рублей, из которых 438,2 млрд. рублей -
средства, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату
базовой части трудовой пенсии, 287,6 млрд. рублей - процентные расходы и 1933,7
млрд. рублей - непроцентные расходы. При этом объем непроцентных расходов по
структуре расходов 2003 года составляет 1894,8 млрд. рублей или 12,38% к ВВП.
Дополнительно в состав непроцентных расходов 2004 года включены расходы на
содержание вневедомственной охраны МВД России и расходы, осуществлявшиеся ранее
за счет доходов от предоставления услуг Государственной фельдъегерской службой
России, соответственно в суммах 38,5 млрд. рублей и 280 млн. рублей. При этом
на аналогичные суммы увеличены неналоговые доходы проекта федерального бюджета
на 2004 год.
В приоритетном порядке обеспечено
финансирование расходов по разделам: судебная реформа, правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности государства, образование,
здравоохранение и наука. Проектировки расходов по этим разделам функциональной
структуры расходов федерального бюджета на 2004 год обеспечены с ростом
ассигнований по сравнению с утвержденным уровнем 2003 года по разделу
"Судебная власть" - в 1,3 раза, по разделу "Национальная
оборона" - в 1,19 раза, по разделу "Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государства" - в 1,24 раза, по разделу
"Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу" - в 1,15 раза, по разделу "Образование" - в 1,2 раза,
по разделу "Здравоохранение и физическая культура" - в 1,22 раза, по
разделу "Культура, искусство и кинематография" - в 1,13 раза.
К числу ключевых задач формирования расходных
параметров федерального бюджета на 2004 год безусловно отнесено обеспечение в
полном объеме решений по увеличению с 1 октября 2003 года в 1,33 раза
должностных окладов работников бюджетной сферы, оплачиваемых на основе Единой
тарифной сетки, в 1,11 раза денежного довольствия военнослужащих и приравненных
к ним лиц, а также денежного содержания государственных служащих, в 1,4 раза -
денежного содержания судей и прокуроров, с 1 сентября 2003 года в 2 раза -
стипендий студентам, аспирантам и докторантам, с 1 апреля 2003 года - доплат
работникам бюджетных учреждений (организаций) науки и высших учебных заведений
(кроме профессорско-преподавательского состава) за ученую степень доктора и
кандидата наук.
Объем расходов федерального бюджета,
направляемый на обеспечение оплаты труда (без начислений) всех категорий
работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, возрастает с
362,3 млрд. рублей по утвержденному бюджету 2003 года до 435,1 млрд. рублей в
2004 году, увеличивая долю расходов федерального бюджета, направляемую на
оплату труда на 1,3 пункта.
1. Общегосударственные
вопросы.
2. Национальная
оборона.
3. Национальная
безопасность и правоохранительная деятель-
ность.
4. Национальная
экономика.
5. Жилищно-коммунальное
хозяйство.
6. Охрана
окружающей среды.
7. Образование.
S. Культура,
кинематофафия и средств;! массовой информации.
9. Здравоохранение
и спорт.
10.Социальная
политика.
11. Межбюджетные
трансферты.
По разделу
≪Общегосударственные
вопросы≫ отражаются
рас-
ходы на
функционирование главы государства — Президента РФ,
нысщего
должностного лица субъекта РФ и органа местного са-
моуправления,
законодательных (представительных) органов го-
сударственной
власти и местного самоуправления. Правительства
РФ, высших
органов исполнительной власти субъектов РФ, мест-
ных администраций,
судебной системы, финансовых, налоговых и
таможенных
органов и органов надзора в этих сферах, проведение
выборов
и референдумов, международные отношения и междуна-
родное
сотрудничество, международную экономическую и гума-
нитарную
помощь, содержание и пополнение государственного
материального
резерва, фундаментальные исследования, обслу-
живание
государственного и муниципального долга, резервные
фонды,
прикладные научные
исследования в области общегосу-
дарственных
вопросов и другие
общегосударственные расходы.
По разделу
≪Национальная
оборона≫ отражаются
расходы на
содержание
и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в
190
сфере
наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и
космической
обороны. Сюда входят также расходы на мобилизаци-
онную
и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку
экономики,
подготовку и участие РФ в обеспечении коллектив-
ной безопасности
и миротворческой деятельности, реализацию
связанных
с обеспечением национальной обороны мероприятий
ядерно-оружейного
комплекса, прикладные научные исследова-
ния, а
также другие вопросы в данной области.
Раздел
≪Национальная
безопасность и правоохранительная де-
ятельность≫
включает расходы
на содержание и обеспечение
деятельности
органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции,
безопасности,
пограничной службы, органов по контролю за обо-
ротом
наркотических средств и психотропных веществ, а также
внутренних
войск, системы исполнения наказаний. В данном
разделе
также отражаются расходы по предупреждению и лик-
видации
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, граждан-
ской обороне,
проведению миграционной политики, прикладных
научных
исследований в области национальной безопасности и
правоохранительной
деятельности.
По разделу
≪Национальная
экономика≫ отражаются
расходы
на содержание
и обеспечение деятельности министерств, служб,
агентств,
осуществляющих руководство и управление в сфере на-
циональной
экономики, втом числе: промышленности и энерге-
тики,
соблюдения законодательства о конкуренции на товарных
рынках
и на рынке финансовых услуг, технического регулирования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|