рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учет в торговле

Дебет 68 Кредит 19

- 18 147 руб. 94 коп. - предъявлен НДС к возмещению из бюджета;

Дебет 51 Кредит 60

- 118 969 руб. 86 коп. - отражено погашение задолженности перед поставщиком.


Глава 4. РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТОВАРА


§ а. Оплата в безналичном порядке и наличными деньгами


В подавляющем большинстве случаев сделки по покупке товаров связаны с расчетами денежными средствами.

Отметим в этой связи следующее.

Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Большая часть платежей совершается в безналичном порядке. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут производиться наличными деньгами, если иное не установлено законом. Гражданским кодексом таких запретов не установлено.

Однако существуют и ограничения: в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, который составляет 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке").


Обратите внимание! Если в расчетах наличными деньгами принимает участие индивидуальный предприниматель, указанное положение не применяется.


Согласно Письму ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. N 85-Т и МНС России от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252 предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

При осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт обязательно применение контрольно-кассовой техники (ст. 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Таким образом, продавец обязан пробить чек, если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют продажу товаров, выполняют работы или оказывают услуги. Определение терминов "организация" и "индивидуальный предприниматель" даны в ст. 11 НК РФ.

При этом совершенно не важно, кто рассчитывается за товар с организацией или индивидуальным предпринимателем - юридическое или физическое лицо. Главное, что расчеты производятся наличными или с использованием карт. Кассовый чек пробивается в любом случае.

Кроме того, налоговые органы требуют при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке не только пробивать кассовый чек, но и выписывать приходный кассовый ордер (Письмо МНС России от 12 мая 2004 г. N 33-0-11/330, Письмо УМНС России по г. Москве от 23 июля 2003 г. N 29-08/41041).

При этом они ссылаются на действующее законодательство, в частности на Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. N 40).

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Но если вдруг организации при покупке товара приходный кассовый ордер не выдали, то с требованиями налоговых органов в этой ситуации можно поспорить. По мнению автора, порядок ведения кассовых операций к данным случаям применяться не должен по следующим причинам.

Безусловно, все операции с наличными деньгами организации обязаны осуществлять в соответствии с Порядком ведения кассовых операций и нормами Закона N 54-ФЗ. Однако именно одновременное применение указанных нормативных актов в основном и создает сложности, связанные с документальным оформлением, при работе с денежной наличностью. Причем они возникают, когда организация выступает как в роли продавца, так и покупателя.

По мнению налоговых органов, вывод о необходимости выписывать приходный кассовый ордер при продаже товара юридическим лицам следует из п. 13 Порядка ведения кассовых операций, который сохраняет свою силу и после вступления в силу Закона N 54-ФЗ. С точки зрения авторов, главная проблема - в неидентичности понятий "касса" и "ККМ". Согласно п. 29 Порядка ведения кассовых операций, кассой может быть специально оборудованное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Из чего следует, что кассой предприятия не может признаваться ККТ, находящаяся, например, в торговом зале организации, который предназначен для иных, нежели хранение денежных средств, целей. И уж торговый зал никак не может быть изолирован "от доступа посторонних лиц", как требует п. 29 Порядка ведения кассовых операций.

В этой ситуации необходимо определиться, на какие из этих двух понятий какие законодательные акты распространяются в части оформления операций по движению денежных средств.

Согласно п. 3 Порядка ведения кассовых операций "прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин".

Порядок поступления денежной выручки, полученной с использованием ККТ, в кассу предприятия установлен Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104.

Формы первичных документов и порядок их использования при осуществлении денежных расчетов с использованием ККМ установлены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Этим Постановлением также утверждены следующие формы для учета денежной выручки, передаваемой кассирами-операционистами, и порядок использования этих форм при работе с ККМ:

- Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. На основании показателей журнала формируются данные о полученной организацией наличной выручке;

- Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5). Применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков;

- Справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6). Применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (смену);

- Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5). Используется в случае, если предприятия имеют в штате несколько кассиров и несколько кассовых аппаратов. Применение этого документа регламентировано п. 28 Порядка ведения кассовых операций.

Согласно указанному пункту главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. Форма этого документа (и его статус первичного учетного документа) установлены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. Это положение Порядка ведения кассовых операций полностью согласуется с п. 3.8 Типовых правил.

Пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации ККМ установлено, что перед началом работы на кассовом аппарате кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы, в том числе разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, под роспись.

Именно с этого момента все денежные расчеты кассира-операциониста с покупателями ведутся не в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, а в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ. Деньги из кассы предприятия выданы под отчет кассиру-операционисту, и назад в кассу предприятия эти деньги вместе с полученной дневной выручкой поступят по приходному ордеру после окончания смены кассира-операциониста. На протяжении рабочего дня средства от покупателей поступают в хранилище кассового аппарата кассира-операциониста, где и находятся под его материальной ответственностью, а не в кассу предприятия.

По этой причине при приеме наличных денежных средств и помещения их в специальное хранилище контрольно-кассовой техники, не отвечающее критериям кассы, обязанность выдавать приходный кассовый ордер не возникает. Деньги в кассу, в том смысле, в каком это понятие используется в Порядке ведения кассовых операций, еще не поступили.

Второй причиной, по которой автор считает, что при расчетах с использованием ККМ необходимость выписывать приходные кассовые ордера при получении средств от юридических лиц отсутствует, является дословное прочтение п. 13 Порядка ведения кассовых операций, на который ссылаются налоговые органы, обосновывая свои требования.

Согласно указанному пункту прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Из приведенного выше порядка следует, что он применяется во всех случаях, когда в кассу предприятия (а не в ящик ККМ) поступают любые денежные средства. В том числе и при приеме их от кассира-операциониста, принимающего деньги от лица, приобретающего товары (работы, услуги), и пробивающего их в кассовом аппарате. А также и в иных случаях, не связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), например при расчетах с сотрудниками по зарплате, авансовым отчетам, погашаемым ссудам, при получении наличных денежных средств по договору займа и т.п.

В-третьих, непонятно, на каком основании от организаций требуют выписки на одну и ту же денежную операцию двух взаимоисключающих документов - приходного ордера и чека ККМ. Оформлять эти документы положено разным лицам. Если деньги принимает кассир-операционист (в хранилище своего кассового аппарата под свою материальную ответственность), то он в подтверждение оплаты товара (работ, услуг) в соответствии с пп. "б" п. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ выдает покупателю чек. Если наличные поступают непосредственно в кассу предприятия, то в соответствии с п. п. 19 - 21 Порядка ведения кассовых операций бухгалтером оформляется, подписывается и регистрируется приходный кассовый ордер, который затем передается в кассу предприятия. Выдача и прием денег в кассу предприятия по расходным и приходным ордерам допускаются только в день их составления. Соответственно, никакому юридическому лицу при точном следовании Порядку ведения кассовых операций не может быть выдан корешок приходного ордера с подписью и штампом кассира о приеме денег. Деньги кассир получит только после закрытия магазина и не от юридического лица, а от кассира-операциониста.

Согласно п. 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу, то есть если даже бухгалтер выписал, подписал и зарегистрировал приходный кассовый ордер, то кассир до фактического получения денег не может записать его в кассовую книгу (иначе у него сразу же образуется недостача в кассе предприятия). Если кассир запишет приходный кассовый ордер после получения денег от кассира-операциониста (даже скорректировав показания Z-отчета, как советуют налоговые органы в своих письмах), то будет нарушена порядковая нумерация приходных ордеров. И чтобы соблюсти требования налоговых органов, надо в какой-то момент нарушить Порядок ведения кассовых операций.

Кроме того, пока организации будут помимо чеков ККМ выписывать еще и приходные ордера для каждого юридического лица, будет существовать проблема "задвоения" кассовых оборотов. И хотя никаких наказаний за это Кодексом об административных правонарушений РФ не предусмотрено, но, на наш взгляд, такой двойной стандарт при отражении одних и тех же операций (получения денег через ККМ) нарушает принципы бухгалтерского учета. И уж тогда либо всем выписывать приходные кассовые ордера (и юридическим, и физическим лицам), либо, как и требуется Типовыми правилами эксплуатации ККМ и Порядком ведения кассовых операций, только кассиру-операционисту на всю сумму сдаваемой в кассу выручки.

Споры с налоговыми органами относительно выписывания расходных кассовых ордеров возможны только в суде, однако арбитражной практики по этому вопросу пока не выработано.

Пунктом 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ определены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, в частности: продажа газет, журналов, сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ:

- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в разлив;

- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, в развал овощами и бахчевыми культурами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.