|
|
Желая выяснить, что думают российские директора о принципах корпоративного управления, какие правила отношений с акционерами они считают наиболее важными для повышения инвестиционной привлекательности своих компаний, российский институт директоров совместно с Ассоциацией менеджеров России организовал исследование под названием «Готовность российских компаний к внедрению Кодекса корпоративного поведения». [24] Под термином «корпоративное управление» разработанный ФКЦБ России кодекс подразумевает правила и принципы руководства деятельностью коммерческих предприятий (прежде всего акционерных обществ) – начиная с процедур принятия важнейших решений и заканчивая механизмом распределения прибыли. В идеале практика корпоративного управления должна обеспечивать всем акционерам независимо от величины их доли реальную возможность осуществлять свои права, а совет директоров и менеджмент компании обязаны выстраивать свою работу в соответствии с их интересами. Были получены следующие результаты о значимости рекомендаций кодекса с точки зрения российских директоров: С моей точки зрения это исследование показывает сильное различие мнений руководителей по их выбору того, каких принципов следует придерживаться, а каких - нет. В данном случае это можно заметить например на оценке директорами значимости такой рекомендации как «наличие комитета по урегулированию корпоративных конфликтов»: примерно равное число голосов было в ее пользу и против, значительно большая часть оценила ее как необходимую в «некоторой степени». Организаторы же исследования преследовали другие цели, с их результатом можно ознакомиться в статье. Методы управления. В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Под методами управления понимается совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей управленческой деятельности. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя этим развитию теории управления. Основу системы методов составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, применение таких методов как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д. Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. При этом подходе эффективность управления рассматривается как результирующая всех его составляющих. Применение его к управлению позволяет руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой. Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Он является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. Если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность – это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности. В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике. Общенаучная методология составляет фундамент, на котором располагаются все методы управления. На сегодняшний день существует множество методов менеджмента и разные подходы к их классификации, что усложняет задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Классификация методов по трем основным направлениям выделяет методы: - управления функциональными подсистемами (эти методы отражают специфику функциональных подсистем в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения); - выполнения функций управления (они связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления; этот подход позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того в какой подсистеме она реализуется); - методы принятия управленческих решений (это направление классификации основывается на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем; здесь выделяют методы: постановки проблем, решения проблем, выбора решений, организации выполнения принятых решений). По направленности методов управления на людей (подчиненных), осуществляющих различные виды трудовой деятельности выделяют следующие методы управления: - организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; - экономические, обусловленные экономическими стимулами; - социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Руководитель должен уметь в зависимости от сложившейся ситуации правильно и творчески выбирать и применять методы управления. Бертил Торекуль (шведский издатель, писатель, журналист): «Считать, что тот или иной метод управления эффективнее и важнее других, не совсем верно в принципе. Организации, исповедующие разные стили управления, могут быть одинаково успешны. Нет методов, которые можно было бы принять за аксиому и использовать везде, они существуют в рамках определенных ситуаций и конкретных бизнес-стратегий. Конечно, некоторыми образцами и схемами, по которым строится успешная компания, можно воспользоваться и в другом бизнесе. Но в любом случае получится что-то другое, причем достаточно часто – недееспособная копия. Показательный пример – американская попытка скопировать опыт IKEA. Мебельные магазины по маркой STOR начали работать в США по таким же схемам, повторяя за оригиналом буквально все – начиная с плоских упаковок и заканчивая особым написанием названия. Однако компанию ждал не триумф, а полный провал, потому что элементы любого успешного бизнеса тесно интегрированы. Фактически это единое целое, и отсутствие одного звена в цепочке приводит к нестабильности всей системы. И если компания перестает уделять достаточное внимание отдельным элементам, ее может постичь крах». [25] Качества и стили лидерства, руководства (управления). На руководящей должности главными моментами работы является планирование, организация, координация и контроль нескольких человек или подразделений организации. Менеджеров всегда поджидают мели и рифы в самых разных ситуациях. Чтобы их преодолеть необходима постоянная работа над собой – своими прифе6ссиональными и личностными качествами. Одно из наиболее важных условий при занятии руководящей должности – знание природы власти – того особого психологического инструмента, используя который, руководитель может влиять на своих подчиненных и последователей, приводить к успеху свою организацию. Руководителей теоретики менеджмента делят на два типа: лидеров и менеджеров. Лидеры – те, кому люди хотят доверить свою судьбу и свое будущее, потому что лидер в своих словах и поступках выражает их чаяния и надежды. За лидером идут добровольно, на него хотят быть похожим по моральным и деловым качествам. Авторитет лидера строится на его умениях использовать свою власть ради достижения целей группы и выражать ее ценности. Лидер возбуждает в своих последователях энтузиазм через создание образов перспективного будущего, ради которого стоит потрудиться и пойти на определенные жертвы. Огромная побудительная сила прекрасной мечты в полной мере используется лидером для сплочения группы и повышения ее работоспособности. В организации лидер выступает как стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Исследования особенностей человека, обладающего качествами лидера, отражены в таблице: Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров[2].
| ||||||||||||||||||
Группа качеств |
Характеристики качеств. |
||||||||||||||||||
Физиологические качества |
Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность |
||||||||||||||||||
Психологически качества |
Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество |
||||||||||||||||||
Интеллектуальные качества |
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора |
||||||||||||||||||
Личностные качества |
Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность |
Ассоциация менеджеров России провела опрос 460 руководителей и управляющих российских компаний по вопросам: какие качества отличают бизнес лидера сегодня? И какими он должен обладать завтра, чтобы оставаться лидером? [23]
В ходе исследования были опрошены руководители высшего звена крупных российских компаний. Среди них 273 занимают посты президентов и генеральных директоров, 67 – финансовых директоров, 64 – коммерческих директоров и 56 – директоров по персоналу.
Участникам исследования было предложено оценить относительную важность следующих управленческих качеств:
— способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество);
— способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции;
— стратегическое видение развития бизнеса;
— умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса;
— способность принимать решения в условиях неопределенности;
— формирование управленческой команды;
— умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов;
Были получены следующие результаты (в скобочках место качества через 3 года):
Автопортрет генерального директора:
1. формирование управленческой команды (3)
2. стратегическое видение развития бизнеса (1)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. способность принимать решения в условиях неопределенности (9)
5. самодисциплина и организованность (5)
6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
7. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (6)
8. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (7)
9. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (8)
10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (10).
Автопортрет директора по персоналу:
1. стратегическое видение развития бизнеса (1)
2. формирование управленческой команды (3)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. способность принимать решения в условиях неопределенности (6)
5. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.