6.
самодисциплина
и организованность (9)
7.
детальное
знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия
(отрасли) (8)
8.
способность
налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами
(партнеры, государство, общество) (5)
9.
умение
налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (10)
10. способность к ведению
переговоров и убеждению в своей позиции (7)
Автопортрет
коммерческого директора:
1.
стратегическое
видение развития бизнеса (1)
2.
формирование
управленческой команды (3)
3.
умение
управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4.
умение
делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса
результатов (4)
5.
способность
принимать решения в условиях неопределенности (10)
6.
самодисциплина
и организованность (6)
7.
детальное
знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия
(отрасли) (7)
8.
умение
налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (8)
9.
способность
налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними
сторонами (партнеры, государство, общество) (5)
10. способность к ведению
переговоров и убеждению в своей позиции (9)
Автопортрет
финансового директора:
1.
формирование
управленческой команды (1)
2.
стратегическое
видение развития бизнеса (2)
3.
способность
принимать решения в условиях неопределенности (10)
4.
умение
управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (3)
5.
способность
налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними
сторонами (партнеры, государство, общество) (4)
6.
умение
делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса
результатов (5)
7.
детальное
знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия
(отрасли) (6)
8.
самодисциплина
и организованность (8)
9.
способность
к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (7)
10. умение налаживать
конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (9)
В рамках
исследования был проведен анализ ответов топ-менеджеров всех рангов по принципу
специализации их компаний.
Формирование
управленческой команды считается наиболее существенным для достижения успеха
в следующих отраслях: финансовый сектор, легкая промышленность, лесная и
лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение,
связь, транспорт, строительство, топливный комплекс и электроэнергетика.
Руководители
ряда отраслей в качестве ключевой характеристики успешного менеджера выделяют
стратегическое видение развития бизнеса (химическая промышленность, цветная
металлургия, пищевая промышленность, профессиональные услуги, торговля).
Представители черной металлургии назвали первостепенной особенностью умение управлять
стратегическими изменениями в развитии бизнеса, а руководители предприятий
сервиса — детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики
предприятия (отрасли).
Таким
образом, приоритет формирования управленческой команды над другими
характеристиками руководителя нельзя считать универсальным и общепризнанным.
Это можно объяснить тем, что отрасли, где больше всего ценится стратегическое
видение развития бизнеса, находятся на стадии более активного
структурно-организационного переоформления. Другими словами, в этих отраслях
более активно изменяется структура собственности и распределение рыночных
долей, поэтому стратегические видение в этих сферах особенно важно. В пищевой
промышленности, например, происходит активное продвижение крупных московских
компаний в сферу агробизнеса, в торговле — экспансия на российский рынок
западных игроков, в цветной металлургии — реструктуризация крупнейших
горно-металлургических компаний. А ситуация в черной металлургии может быть
связана с поиском новых рынков сбыта после того, как изменятся условия
торговли с зарубежными странами.
Предприятия
сервиса, вероятно, отстают от общих тенденций в экономике. Это объясняется
меньшим масштабом этих предприятий, а также относительно медленным приходом в
отрасль крупного капитала. Последний всегда несет с собой четкое разделение
функций собственности и управления, и поэтому его медленное проникновение в
сервис приводит к «консервации» представлений о том, что необходимо детально
знать производственную специфику отрасли. Руководители предприятий легкой
промышленности, которая тоже страдает от отсутствия интереса со стороны
крупного капитала, то же самое качество — детальное знание специфики — ставят
на второе по значимости место.
Умение
налаживать контакты с внешними сторонами оценивается более высоко, чем умение
вести переговоры, во всех отраслях, за исключением пищевой промышленности,
сельского хозяйства, топливного комплекса и торговли. Что объединяет эти,
казалось бы, разнородные отрасли? Оказывается, высокое постоянство
установившихся деловых и технологических связей. Например, в пищевой промышленности
у каждого переработчика есть круг связанных с ним (в первую очередь
географически) поставщиков — предприятий сельского хозяйства. Эта
технологическая связка переносит центр внимания руководителей с количества
внешних контактов на их качество, что повышает важность переговоров.
Эффективность работы в упомянутых отраслях зависит не столько от налаживания и
поддержания новых внешних связей, сколько от распределения выигрыша при
работе с традиционными партнерами.
Наконец,
показательны личностные характеристики, которым в разных отраслях придается
меньше всего значения. В легкой промышленности это способность принимать
решения в условиях неопределенности, умение вести переговоры и управлять
стратегическими изменениями в бизнесе. Вероятная причина такого положения уже
указывалась: более низкие темпы развития в сравнении с целым по рынку. Те же
самые факторы как наименее значимые указывают менеджеры предприятий
машиностроения. В данном случае, вероятно, дело в том, что крупные финансово-промышленные
холдинги только недавно начали проникать в сектор машиностроения, и
большинство руководителей в этом секторе — управленцы старшего поколения.
Необычной
выглядит низкая оценка (девятое место), которую получила важность формирования
конструктивных отношений внутри коллектива в секторе профессиональных услуг.
Этот показатель можно объяснить тем, что в данном сегменте рынка для оказания
услуг обычно требуется совместная работа относительно небольшого количества сотрудников
(зачастую одного-двух), и результат деятельности компании зависит не от
совокупных усилий всех сотрудников вместе, а от результатов работы каждой
такой группы. Поэтому и роль отношений в коллективе оказывается невысокой.
Для
сельского хозяйства небольшое значение имеет такое качество, как умение
управлять стратегическими изменениями. Очевидно, главная причина — высокая
инертность отрасли.
Для
финансового сектора меньше всего значит способность к ведению переговоров. В
отличие от других отраслей роль переговорных навыков невысока из-за снижения
общей рентабельности банковского бизнеса. Ценовая конкуренция становится все
менее возможной. Соответственно, и деловой успех связан с неценовыми
параметрами маркетинговой стратегии — важнее не индивидуальные переговоры, а
общий набор предлагаемых услуг.
Следует
отметить, что представления российских менеджеров о качествах бизнес-лидеров в
недалеком будущем отличаются от мнений о том, что необходимо современному
руководителю. Однако принципиальных сдвигов в оценках нет. Это говорит о том,
что взгляды руководителей достаточно стабильны и принципиальной замены
сегодняшних лидеров не предвидится. Судя по их собственным прогнозам, они имеют
все шансы адаптироваться к требованиям будущего.
Из
данного исследования видно, что общие качества в зависимости от специфики
деятельности руководителя той или иной отрасли, имеют разную значимость. И
именно, управленец должен суметь определить, выяснить важность того или иного
качества для себя, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность. В этом
также заключается его искусство.
В отличие от лидера менеджер
выполняет главным образом тактические задачи. Он практически пытается
реализовать в конкретных делах то, что в перспективе было обрисовано лидером.
Его стихия – распоряжение конкретными исполнителями и контролирование их
работы.
Лидер и менеджер отличаются друг
от друга способами воздействия на своих подчиненных. Если лидер влияет
непосредственно силой своих убеждений и других положительных нравственных
качеств, то менеджеру для выполнения своих обязанностей приходится применять
власть, т.е. совершать определенные действия, которые могут как повышать, так и
понижать жизненные ресурсы вверенных ему работников.
Власть, которой пользуются
руководители внутри организаций, имеет различные формы. Фрэнч и Рейвен
предложили свою классификацию форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении.
2. Власть основанная на вознаграждении.
3. Экспертная власть.
4. Эталонная власть.
5. Законная (традиционная) власть.
Отличия свойств менеджера и
лидера приведены в таблице[3]:
|