Что делать, если нужно «родить» оригинальную идею или
разработать новую стратегию, а в голову ничего не приходит? Можно использовать
специальные методы стимулирования творчества. Одним из них является мозговой
штурм. Можно спросить: причем тут искусство руководителя? Но именно он выбирает
используемый метод, участников этого процесса, место и время проведения мозгового
штурма, ведущего, ставит перед участниками проблемы, заинтересовывает их в том,
чтобы найти нестандартные решения и т.д.
Генеральный директор компании ARS VIRAE, Анна Моносова, рассказывает о
том, как правильно организовать и провести мозговой штурм.
СЕКРЕТ ФИРМЫ: Что представляет собой метод мозгового
штурма?
АННА МОНОСОВА: Главная его особенность в том, что собирается
группа людей и накидывает различные варианты решения проблемы, пусть даже
смешные и абсурдные, но они никак не оцениваются. То есть сначала задается
цель, потом собирается копилка решений, и лишь потом, в самом конце, их
анализируют по определенным критериям. СФ: Какие проблемы можно решать с
помощью этого метода? AM: Метод
можно использовать в любых проектах на этапе генерирования идей. Это могут
быть идеи разного уровня — от стратегических концепций до сценария корпоративного
праздника. Так можно придумать название нового брэнда, сценарий ролика,
варианты продвижения товара и т. д. Кроме того, мозговой штурм используют не только
для решения сложных проблем, но и для того чтобы люди просто поработали в
команде. Выбирают легкую задачку — например, как мы будем встречать Новый год.
СФ: А зачем вообще нужна группа? Один человек не в
состоянии сам дойти до решения? AM: Конечно, один человек может сделать то же самое, но он
видит проблему лишь со своей точки зрения, а в группе — с разных сторон, поэтому
решение отыскивается быстрее. Кроме того, группа всегда креативнее, чем отдельный
человек. СФ: Что же мешает человеку мыслить креативно и нестандартно?
AM: Мы
сами ставим себе границы. Почему, например, дети до 7 — 8 лет очень креативны,
а взрослые — уже нет? Потому что взрослые уже приобрели опыт. Благодаря ему
формируются различные стереотипы, которые в принципе облегчают нам жизнь, так
как не приходится искать решение каждый раз заново. Зато когда нужно решить новую
задачу, эти же стереотипы страшно на нас давят. СФ: Какие еще барьеры могут
помешать творческому полету мысли?
AM: Например,
стремление к определенности. Если показать человеку фигуру, состоящую из
четырех непересекающихся линий, похожую на квадрат, то большинство скажет: это
квадрат. Хотя это не так. Человек сам достраивает задачу, если ему что-то
неясно, но этим он себя ограничивает. Другой серьезный барьер, без преодоления
которого невозможен креативный процесс,— боязнь оценки. Это приводит к тому,
что человек начинает анализировать и фильтровать свои высказывания. Наконец,
мешает заниженная самооценка: если никто это не решил, то как же я это сделаю?
То есть для того, чтобы выдавать решения, человек должен быть уверен, что он
может это сделать. Известны примеры, когда мировые рекорды долго держатся на
одной отметке. Но как только рекорд перекрыт, следует серия новых успехов.
СФ: Неужели во время мозгового штурма эти барьеры можно
снять?
AM: Можно,
если его правильно организовать и создать такую среду, которая поможет
максимально проявиться всем этапам творческого процесса.
СФ: Как правильно подбирать участников мозгового штурма?
Можно ли, например, вместе с президентом компании посадить грузчиков?
AM: В
мозговом штурме обычно принимают участие от от 3 до 12 человек. Если людей будет
больше, их придется делить на подгруппы. Но главное в том, что новую идею
должны придумывать те сотрудники, которые в курсе проблемы и имеют к ней непосредственное
отношение. Например, если надо прекратить воровство на складе, можно
пригласить кладовщиков, менеджеров и представителей службы безопасности.
Стоит ли президенту компании сидеть в одной команде с грузчиками, однозначно
ответить нельзя — все зависит как от задачи, так и от корпоративной культуры
организации. Где-то это вызовет у людей ступор, в другом случае, наоборот,
прилив энтузиазма. СФ: Мозговой штурм можно проводить в офисе или обязательно
нужно сменить обстановку? AM: Можно
и в офисе. Правда, если предстоит решать стратегические задачи, то обязательно
нужно найти время и куда-то уехать. Люди должны сменить обстановку, войти в
другой ритм, потому что стратегия — это построение образа будущего, и этот
образ строить невозможно, когда у тебя каждую минуту звонит телефон.
СФ: Нужно ли людей заранее готовить к тому, что им
предстоит ответственное мероприятие? AM: Надо обязательно сделать так, чтобы проблема «завела»
людей на решение, чтобы им было интересно участвовать в этом мозговом штурме,
Иначе ничего не получится. Кроме того, можно предварительно разослать им письма
по внутренней рассылке: «Приглашаем вас принять участие в совещании,
посвященном решению такой-то проблемы». Или собрать их пожелания по поводу
проведения встречи. Это людей настроит, они включатся в процесс. Очень важно,
чтобы люди увидели, что компания хочет прислушаться к их мнению.
СФ: Очевидно, мозговой штурм должен проводиться по
определенным правилам?
AM: Для
начала нужно четко обозначить проблему. Это может сделать руководитель организации
либо менеджер проекта. Примерный текст вступительного слова ведущего может
выглядеть следующим образом: «У нас сейчас с вами будет полчаса для того,
чтобы мы написали как можно больше возможных вариантов названий нашего
брэнда. Ничего не надо обосновывать, не надо анализировать предлагаемые
решения. Задача — собрать как можно больше вариантов».
СФ: Кто должен быть ведущим мозгового штурма?
AM: Это
может быть любой человек. Ему предстоит руководить всеми процедурами, записывать
предлагаемые участниками решения и т. д. Других задач у него нет. Лучше, если
это будет специальный модератор, но может быть и человек «изнутри» — менеджер,
руководитель проекта, секретарь и т. п.
СФ: А если ведущим захочет быть гендиректор? Это ведь естественная
для него роль.
AM: Если
в мозговом штурме принимает участие руководитель, лучше, чтобы роль ведущего
исполнял не он, а кто-то другой. Пусть он будет простым участником, в этом качестве
он может быть намного эффективнее.
СФ: Какие еще правила следует соблюдать?
AM: Как
уже говорилось, в мозговом штурме есть два основных этапа, и их смешивать
нельзя, они должны следовать строго друг за другом: сначала участники
набрасывают варианты решений, а потом следует их содержательный анализ. Кроме
того, нужно создать атмосферу поддержки, то есть ни в коем случае не
критиковать и не оценивать решения.
СФ: Как быть, если люди собрались, проблема
поставлена, но все молчат, никто не хочет начинать?
AM: Группу
стоит сначала разогреть с помощью простых креативных упражнений. Например,
возьмите первый попавшийся предмет (ложку, чашку, ручку и т. п.) и попробуйте
вместе придумать варианты его нестандартного использования. Это помогает
отключить логику и избавиться от стереотипов.
СФ: Как выглядит процесс решения проблемы?
AM: Творческий
процесс обычно развивается так. Сначала участники предлагают обычные
стандартные решения. Это стадия подготовки. Потом наступает тупик. Все, уперлись
в стену, ситуация не решается стандартными методами. Люди начинают метаться,
могут появиться негативные эмоции. Затем наступает период инкубации, когда
люди вроде бы перестают решать проблему, им надоело, но бессознательно они продолжают
о ней думать. И потом наступает инсайт, то есть вспышка, озарение: «Ага, надо
вот так!»
СФ: Нужно ли задавать временные рамки? Люди ведь не
могут бесконечно фонтанировать идеями.
AM: От
20 минут до часа — это предел. Потом люди устанут, и креативный процесс будет
идти тяжело. Если речь идет о проблемной ситуации, а решения пока нет, надо
проанализировать, что происходит: не хочется дальше решать, не видят выхода и
т. п. Можно сделать перерыв, пусть идеи поварятся в голове.
СФ: Как понять, что пора завершать работу?
AM: Нужно
уложиться в оговоренное время. Правда, если предлагались только стандартные
решения, группу стоит подбодрить и продолжать дальше. Если пошел активный живой
процесс, тоже не стоит его обрубать — важно эту атмосферу сохранить.
«В группе не должно быть соревновательности»
СФ: А что должно получиться на выходе?
AM: Мозговой
штурм, как и любая методика, не панацея. Но даже если готового решения не
получится, очень высока вероятность, что будет найден верный путь к нему.
СФ: То есть решение находится всегда?
AM: Почти
всегда. Креативная задача — это выход из тупика, а в тупик этот мы себя сами
загоняем. Если задача не решается, то вполне возможно, что найдется способ
изменить саму ситуацию. Например, возникли проблемы с продвижением товара, мы
сидим и думаем, что здесь нужно изменить. Поиск идет долго, и через некоторое
время приходит понимание, что это нереально. Но если с продвижением не
получается, то, может быть, стоит изменить логистику? Другой пример — никак
не удается расширить офис. Люди уплотняются, переставляют столы. А может быть,
решение в том, чтобы на какое-то время сделать офис виртуальным? Если есть
позитивный настрой, что задача обязательно решается, то решение может быть
любым и самым неожиданным.
СФ: По каким критериям нужно оценивать решения, которые
набросала группа?
AM: Критерии
вместе с описанием проблемы должен давать организатор мозгового штурма. Для
каждой задачи они свои. Это может быть размер бюджета, конкретные сроки,
определенные ресурсы. Но люди не должны об этом все время помнить, иначе
креативного процесса не получится. Лучше после мозгового штурма еще раз дать
конкретные инструкции.
СФ: А как оценивать решения и выбирать лучшее, если
критика запрещена правилами?
AM: Нельзя
говорить «хорошее» и «плохое», «правильное» и «неправильное», а нужно
говорить, например, «это решение не позволит нам уложиться в данный ресурс; а
это решение содержит высокую степень неопределенности, и мы можем не успеть к
заданному сроку». То есть идет анализ содержания, а не оценка.
СФ: Анализировать решения должна та же самая группа, которая
их придумывала, или этим занимаются эксперты?
AM: Дело
в том, что люди вкладывают в творческий процесс часть своей души, у них появляется
азарт. Это всегда мотивирует людей, и этим пренебрегать нельзя. Если они выложились,
ушли и потом не имеют никакого отношения к судьбе своего детища, то в
следующий раз их очень трудно будет вовлечь в решение креативных задач.
Поэтому нужно дать им возможность оценивать. Например, можно предложить группе
проранжировать принятые решения самым простым способом: у каждого есть три
голоса, надо подойти и поставить палочку напротив того решения, которое
удовлетворяет всем указанным критериям. Можно поставить все три у одного
пункта или распределить между несколькими вариантами. Таким образом получается
групповое решение.
СФ: Какие еще ошибки могут подстерегать компанию при проведении
мозгового штурма?
AM: Главной
ошибкой бывает неправильный выбор участников или когда ведущий не сумел
поддержать мотивацию людей — это может вызвать агрессию. Кроме того, в группе
не должно быть соревновательности, иначе кто-нибудь из участников может выйти
из процесса, закрыться. Еще одна распространенная ошибка — когда на этапе
анализа появляется оценочность.
СФ: Стоит ли материально поощрять участников мозгового
штурма за удачные идеи и предложения?
AM: Был
такой эксперимент, когда студенты в течение нескольких месяцев решали головоломки.
Делали они это с большим удовольствием, им было интересно. Потом выделили
средства и приняли решение о материальном поощрении. У студентов тут же упала
мотивация, потому что они стали воспринимать это как работу. Креативные задачи
сами по себе сильно мотивируют — ощущением причастности к решению, к команде
и т. д. Поэтому лучше, если в качестве поощрения будут выступать символические
вещи, например вымпел команде за самое оригинальное решение. [12]
Однако, несмотря на все преимущества мозгового штурма,
выдвинутые решения, которые действительно являются ценными могут быть не
применены на практике, если руководителю они покажутся «не такими», если он
будет не достаточно творческой личностью, а скорее зациклинным на своем опыте,
известных ему вариантах решения данной проблемы (уже ранее применявшихся на
практике). Очень многое, а точнее все, зависит здесь именно от руководителя:
сумеет ли он убедить коллектив в самой необходимости применения этого метода –
силой заставить провести его конечно можно, только результатов это не даст.
В практической деятельности
управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны
принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, выбирать
подходящие методы воздействия на объект управления, методы принятия решения,
используемые ими принципы управления, основываясь на собственном опыте и
интуиции. Творческие поиски оптимального, оригинального решения придают
управлению характерные черты искусства.
Менеджер
должен создавать и стимулировать атмосферу творчества и инициативы в
коллективе, развивать сеть неформальных коммуникаций, находить индивидуальный
подход при взаимодействии с сотрудниками, чувствовать психологический климат,
хорошо разбираться в мотивах поведения, использовать соответствующие методы
воздействия, уметь привлечь коллектив на свою сторону, увлечь своими идеями.
Стимулирование творчества и инициативы часто требует от менеджеров применения
нетрадиционных приемов, таких, например, как предоставление подчиненным
возможности ошибаться, поощрение в случае получения отрицательного результата.
[2]
Чтобы быть
хорошим преуспевающим руководителем надо мало много знать – необходимо
творчески их применять, изменять и накапливать в конкретной данной ситуации и
часто при недостатке времени.
Овладение искусством
управления.
Очевидно,
что руководитель должен быть профессионалом своего дела, чтобы овладеть
искусством управления, добиться успеха. По Л.Питеру:
Профессиональный
руководитель=компетентность + определенные качества.[8]
Определенные
качества – это творческое начало, умение вдохновлять.
Наука и
искусство менеджмента тесно связаны между собой. Искусство менеджмента
опирается на научные знания. Однако наука дает лишь общие положения, подходы,
принципы, методы. Одного лишь знания научных положений недостаточно для
эффективного управления. Необходимо умение использовать их в конкретной ситуации,
учитывая специфические особенности, условия и факторы. А такое умение
зависит от накопленного мастерства и способностей менеджера [2].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|