рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление как искусство

Периодическое

Постоянное

Р-администратор

3

3

28

Р-организатор

1

4

28

Р-психолог

7

13

13

Р-экономист

7

15

10

Р-мотиватор

6

15

11

Р-предприниматель

12

11

3

Р-технолог

8

11

13

Р-маркетолог

14

10

5

Р-стратег

9

10

12

Р-инноватор

10

13

9

Р-юрист

20

10

1

Р-регулировщик конфликтов

16

7

8

Р-исполнитель команд "сверху"

7

12

12


Как видно из таблицы, посто­янно руководителями исполняют­ся такие роли, как администрато­ра (28 чел.), организатора (28), психолога (13), технолога (13), стратега (12), исполнителя команд «сверху» (12), мотиватора (11), экономиста (10), инноватора (9), регулировщика конфликтов (8), маркетолога (5), предпринимате­ля (3} и юриста (1).

По периодическому исполне­нию ролей получена такая карти­на: экономиста (15), мотиватора (15), психолога (13), инноватора (13), исполнителя команд «сверху» (12), предпринимателя (11), техно­лога (11), маркетолога (10), стра­тега (10), юриста (10), регулиров­щика конфликтов (7), организато­ра (4), администратора (3).

Таким образом, если сумми­ровать две частоты – постоянную и периодическую, - то распреде­ление ролей будет иметь следу­ющий вид (в порядке убывания):

1. организатор(32);

2. администратор (31);

3. психолог и мотиватор (по 26);

4. экономист (25);

5. технолог и исполнитель команд «сверху» (по 24);

6. стратегиинноватор(по22);

7. маркетолог и регулировщик кон­фликтов (15);

8. предприниматель (14);

9. юрист (11).

Таким образом, были получены первоначальный ролевой репер­туар руководителя вузовского из­дательства, написанный «частот­ной краской».

Предпочтение ролей. Далее руководители оценили тринад­цать предложенных ролей по при­знаку «нравятся больше всего».

Сообразно полученным результатам, Комаровым была проведена группировка ролей в диапазоне от «нравится больше всего» до «нравится меньше всего», поскольку предпочтение ролей - это отношение руководителя к своему ролевому репертуару, на­ходящее выражение в самых раз­личных оценках.

Первое место заняла роль организатора (19 чел.). На втором месте оказались роли инновато­ра (13), стратега (11) и технолога (10). На третьем месте - роли мо­тиватора (9), администратора (8) и психолога (8). И, наконец, в четвертую группу входят роли эко­номиста (4), юриста (4), предпри­нимателя (3), регулировщика кон­фликтов (3), исполнителя команд «сверху, (2) и маркетолога (1).

Таким образом, руководите­лям вузовских издательств нра­вятся функции, связанные с ро­лями организатора, инноватора стратега и технолога. Получается следующаяделовая деловая модель:

- намечаю перспективные задачи - организую улучшение, совершенствование работы подразделения - организую выпуск необходимой литературы соответствующего качества. Как показали последующие занятия, самая нелюбимая роль маркетолога оказалась и самой уязвимой, то есть по ней у руко­водителей (по их мнению) мень­ше всего было знаний, навыков и умений. То есть, чем меньше известность роли при ее востребованности в практической дея­тельности, тем больше и боязнь этой роли.

Трудные роли. В предложен­ном опроснике руководители так­же отметили роли, которые дают­ся им с большим трудом.

Для систематизации ролей по этому признаку мною введена следующая градация:

-         наиболее трудные роли;

-         роли средней трудности;  

-         менее трудные роли.

В подгруппе наиболее труд­ных ролей оказались - экономи­ста (15), исполнителя команд «сверху» (13), предпринимателя (12), юриста (11), маркетолога (10) и регулировщика конфликтов (9). По словам руководителей, трудность этих ролей обусловле-' на явной недостаточностью эконо­мической, предпринимательской, юридической, маркетинговой и социально-психологической под­готовки применительно к особен­ностям вузовского издательства. Как выяснилось при обсужде­нии итогов самооценки, трудность роли     исполнителя     команд «сверху» следует понимать как внутриличностную преграду жес­тким указаниям со стороны пред­ставителей ректората, которые, как правило, не учитывают осо­бенностей сложившейся ситу­ации, связанной с изданием той или иной литературы.

В подгруппу средней трудно­сти попали роли психолога (6), администратора (4), стратега (4), инноватора (4) и мотиватора (3).

Наименее трудными оказались роли организатора (1) и техноло­га (0)!

Следовательно, полученные данные выражают потребности опрошенных руководителей ву­зовских издательств в опреде­ленных знаниях, навыках и уме­ниях. При этом потребности у каж­дого из них, несмотря на одина­ковость профиля работы, индиви­дуальны.

Желание лучшего исполнения ролей. Для систематизации полу­ченных данных по этому призна­ку мною была введена следую­щая градация:

1)                  желания большей степени;

2)                  желания меньшей степени.

В первую подгруппу вошли сле­дующие роли - предпринимате­ля (19), маркетолога, психолога и инноватора (по 17), юриста и эко­номиста (по 15), организатора (13), стратега (12), администратора, тех­нолога и регулировщика конф­ликтов (по 11).

Совершенно очевидно, что данные роли отражают потребно­сти руководителей по лучшему их исполнению, которые в той или иной мере могут быть удовлетворены также и с помощью сис­темы повышения квалификации. Во второй подгруппе оказались роли мотиватора (7) и исполните­ля команд «сверху» (4).

Некоторые руководители по­лагают, что они имеют явно не­достаточные представления о механизме мотивации и хотели бы получить в этой области соот­ветствующую подготовку.

Исполнение команд «сверху» большинство руководителей счи­тает достаточно отработанным, поскольку, как они полагают, если бы этого не было, они не зани­мали бы свои должности. Вообще, как отметили руководители, административно-командный стиль в вузах был, есть и «будет быть», поскольку он «сидит в ге­нах» и доказал свою «прямоли­нейную эффективность».

Таким образом, предложенная и первоначально использованная исследователем методика по ана­лизу ролевого репертуара руко­водителей вузовских издательств позволила получить весьма инте­ресные результаты, которые были положены в основу организации семинаров по маркетингу и менеджменту для данной категории руководителей.


Искусство руководителя состоит в том, чтобы правильно оценить ролевые типы и повлиять на их оптимальное сочетание в коллективе, что способствует повышению эффективности деятельности коллектива и самого руководителя. При этом надо стремиться, чтобы различные роли дополняли друг друга и в их взаимодействии формировался гармоничный ансамбль. Ряд исследователей при этом уделяют особое внимание оптимальному сочетанию коммуникационных ролей.

Коммуникационные роли в коллективе[5]

Коммуникационная роль

Содержание роли

«Лидер»

Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов

«Делопроизводитель»

Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы

«Связной»

Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы

«Сторож»

Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность  и второстепенность сообщений, и доводит их до лидера

«Координатор»

Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конкретной цели в контакте с лидером

«Проводник»

Человек, хорошо знающий внешнюю среду района и внутреннюю структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.


Методы искусства управления эффективно применяются в таком аспекте управленческой деятельности, как стиль руководства, так как в привычной манере поведения руководителя по отношению к подчиненным, в том, как он обычно говорит, слушает других людей, как он реализует управленческие решения заложено и то, как подчиненные относятся к руководителю, и, соответственно, то, насколько эффективна работа коллектива. Стиль руководства – привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности. Каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.

Первые научные исследования в области стилей управления малой группой проведены немецким психологом К. Левиным во второй половине 40-х годов. Левин явился ярким представителем поведенческого подхода к руководству, согласно которому эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Эксперимент Курта Левина [4].

 Он создал две экспериментальные группы для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность. Они состояли из детей 10 - 12 лет, делающих театральные маски. Руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший первоначально два стиля – авторитарный (он самостоятельно принимал решения, приказывал) и демократический (решения принимались совместно с группой, давались объяснения и советы в процессе работы, постоянно осуществлялись контакты с группой).

Выяснилось, что эти стили по-разному оказывали влияние на атмосферу в группах, самочувствие, настроение ребят и результативность их работы.

В дальнейшем руководитель использовал попустительский стиль ( lassie-faire), который оказался самым неэффективным.

Этот эксперимент позволили сделать следующие выводы:

·          «Вне руководителя» существует множество возможных методов воздействия на людей. Овладение этим полем – одна из задач профессиональной деятельности руководителя. «Стилевая бедность» – нежелательная болезнь в этой профессии.

·          Стиль руководителя складывается с двух сторон: со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта. Поэтому важно «уловить» их в используемых формах и методах.

·          Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.


В 50-60-х годах появилось много исследований по влиянию на людей со стороны лидера – формального и неформального. Изучение стилей лидерства, руководства проводилось многими учеными и ведется до сих пор.

В настоящее время традицион­но различают следующие стили управления: авторитарный (желающие внести и свой вклад в науку предлагают еще ряд назва­ний — автократический, административный, волевой, директив­ный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либе­ральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительс­кий, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номиналь­ный), сосредоточенный на человеке (другая край­ность).

Авторитарный (от лат. auctoritas — власть, влияние) руково­дитель является сторонником централизации управления, обладает достаточной властью, жестко диктует свою волю исполнителям и чаще всего обращается к потребностям низших уровней исходя из концепции, что люди по своей природе ленивы, избегают рабо­ты и ответственности и, чтобы заставить их трудиться, нужно использовать принуждение, контроль и угрозу (об этом говорит теория X  Макгрегора). Он принимает решения единолично, основываясь на личном опыте и интуиции, директивно определяет функции подчиненных, не давая им возможности проявлять инициативу, строго контролирует их действия, пресекает всякую кри­тику в свой адрес и наделяет исполнителей минимумом информа­ции: только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Формально такой руководи­тель опирается на установленную управленческую иерархию, дей­ствующую структуру управления и на систему прав и обязаннос­тей работников. Манерами поведения и часто даже внешне автори­тарные руководители похожи друг на друга: угрюмый, неприветливый, всегда озабоченный, "сам не шучу и другим не позволю". Однако авторитарная власть, не знающая сострадания и компромиссов, не обязательно характерна для сильной личности. Чаще такой стиль руководства предпочитают слабые и примитивные на­чальники, стремящиеся стать "незаменимыми". Но нельзя отбрасывать этот стиль руководства как непригодный: миллионы людей, особенно старшего поколения; воспитанные советским строем, считают его совершенно естественным и единственно правильным — "приказ начальника — закон для подчиненных". При особых, экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени (война, пожар, стихий­ные бедствия, кризисная ситуация на фирме) этот стиль управле­ния является оправданным, жесткая централизация гарантирует оперативность выполнения решений и их надежный контроль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.