рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Пути и методы разрешения международных конфликтов на примере региона Юго-Восточной Европы

“Югославия стала полигоном отработки методики, которая может применяться для процесса распада многонациональных федераций, для ускоренного признания субъектов (отдельных территорий) федерации в качестве независимых государств, для обеспечения управляемости политическими процессами в регионе, для разрушения и создания государств не по воле народов их населяющих, для смены неугодных политических лидеров и изменения политического строя страны (такой как, например, Россия)”[44].

         Классическим примером разрушения стран и создания на их основе новых государств по воле международных организаций является Союзная Республика Югославия, когда генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана, прибыв в Белград в феврале 2003 года, предложил в узком кругу руководству Сербии и Черногории признать факт прекращения существования такого государства, как Союзная Республика Югославия и принять Конституционную хартию, написанную в Европе, означающую рождение в одночасье новой страны. Сопротивления он не встретил. Парламент в этом не участвовал. Референдум не проводили. На обломках Югославии возникло не имеющее аналогов в современной системе международного права «государственное образование» Сербия и Черногория. И эти неясные правовые рамки нового государства позволяли почти безболезненно перейти к разделению уже Сербии и Черногории, к отделению от Сербии Косова. Такая тактика принесла свои результаты. То, чего не удалось достичь в Рамбуйе и в результате бомбордировки в 1999 году, удалось 18 июля 2005 года, когда был подписан договор Сербии и Черногории с НАТО «О сухопутных линиях коммуникации», который регулирует транзит войск НАТО через территорию Сербии и Черногории и самое благоприятное использование Альянсом на этой территории аэродромов, морских бухт, шоссейных и железных дорог, казарм, информационных и коммуникационных систем. Согласно этому договору, НАТО может использовать такие возможности ещё долгое время — «до окончания всех операций поддержки мира в регионе Балкан». Тем самым расширяется возможность дополнительного размещения войск НАТО на Балканах, их дислокации и перегруппировки для дальнейшей переброски в другие регионы, а также контроля над армиями Сербии и Черногории.

В результате мы имеем провозглашенное независимость 17 февраля 2008 года Косово, начало новых массовых волнений, в первую очередь нападениям подверглось посольство США, затем волнения охватили всю Сербию. 21 февраля в Белграде прошел митинг протеста. По официальным оценкам полиции, он был гораздо более массовым, чем 5 октября 2000 года - во время прозападного государственного переворота, свергнувшего Слободана Милошевича.

Кризисную ситуацию комментируют известные российские эксперты. Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения Российской  Академии Наук Елена Гуськова заявила: "Настойчивость, с которой США и Запад добиваются отторжения Косово от Сербии, объясняется несколькими причинами. Прежде всего, США построили в Косове огромную военную базу "Бондстил", поэтому они не заинтересованы, чтобы этот край был в составе Сербии, и существовала потенциальная возможность контроля со стороны Белграда. Кроме того, США и Запад стремятся получить контроль над природными богатствами Косово"[45].

По словам Елены Гуськовой, необходимо учитывать и «намерение Запада создать в Европе новую глобальную архитектуру управления мировым сообществом, характерными чертами которой являются сетевой принцип организации, полная проницаемость границ и открытость для финансовых и информационных потоков, а также защита прав этнических и национальных меньшинств с целью создания автономных этнических регионов»[46].

"При этом следует учитывать, что в знаменателе всех указанных выше причин просматривается антироссийская направленность, - уточнила глава Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН. - США и Запад рассчитывают на то, что в случае успеха косовского эксперимента вопрос о расчленении неугодных государств будет решаться не на основе принципов международного права, а по воле отдельных международных субъектов"[47].

По ее словам, ведя упорную борьбу за независимость Косово, американцы и их европейские партнеры вынашивают далеко идущие планы. "В будущем они собираются действовать таким образом: если надо уменьшить российскую территорию, то вопрос будет решаться положительно, а если увеличить, то отрицательно, - подчеркнула она. - А уж свои территории господа европейцы не тронут. Именно поэтому Россия так упорно борется за то, чтобы вернуть мировое сообщество на рельсы международного права. Ведь прецедент Косово должен стать универсальным"[48].

 С этой точкой зрения полностью согласен другой известный российский эксперт - руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. По его словам, "США и Запад целенаправленно добиваются независимости Косово, хотя они прекрасно осознают, что этот вопрос будет прецедентом для многих проблемных зон мира и приведет к усилению сепаратистских тенденций во всем мире, в том числе и в самой Европе".

Дмитрий Данилов напомнил недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что "признание независимости Косово создаст угрозу безопасности Европы и вызовет цепную реакцию во всем мире". 

По словам российского эксперта, политика США и Запада по отторжению Косово от Сербии, несомненно, приведет к усилению националистических тенденций в самой Сербии, что показывает практика. "На Западе прекрасно понимают, что шаги в направлении независимости Косово ведут Сербию по пути дестабилизации, и там к власти могут прийти националистические силы, - продолжил Дмитрий Данилов. - Любая политическая сила в Сербии вынуждена будет двинуться именно в эту сторону".

"Сегодня США и Запад пытаются убедить сербское общественное мнение, что независимость Косово – это последняя плата за режим С. Милошевича. Им говорят: «Отдайте Косово, а дальше мы вас примем в Евросоюз. Однако не стоит забывать, что большинство сербов отвергают такое неприкрытое давление со стороны американцев и их европейских союзников", - заявил в заключение беседы российский эксперт.[49]

§2. Практика международных институтов в урегулировании конфликтов региона.

         В процессе миротворчества с осени 1991 года, момента отделения республик от СФРЮ, начинают принимать участие международное сообщество – гражданское, военное, политическое и экономическое. Для этого были созданы специальные организации, такие как Арбитражная комиссия, Контактная группа, Международный трибунал по бывшей Югославии. Вовлекается Организация Объединенных Наций, которая стала основной организацией, взявшая на себя ношу выполнения миротворческой миссии на территории бывшей Югославии. Целью сотрудничества руководства страны с ООН было снятие санкций с Югославии, «санкции в виде эмбарго, введенные в отношении Союзной Республики Югославии в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций, наиболее серьезно сказались на ни в чем не повинном населении. Это в особой мере касается гуманитарной области»[50]. Появляется Североатлантический Альянс как элемент миротворческих операций, который затем стал действовать в качестве самостоятельного фактора под флагом миротворчества.

         Рассматривая специально созданные новые организации, можно выделить одну черту – все они носили временный характер, порой сомнительный юридический статус. Например, Международная комиссия по бывшей Югославии, созданная по инициативе Соединенных Штатов в начале 1991 года, которые предложили европейскому сообществу заняться урегулированием назревающего конфликта в Югославии. В рамках организации объединялись усилия ООН, ЕС, СБСЕ и Организации исламской конференции. В её задачи входило подготовка рекомендаций о конституционном устройстве будущей Югославии, затем она берет на себя ответственность и констатирует «прекращение существования СФРЮ» и заявляет о возможности признания независимости республик, «которые этого пожелают». Таким образом, била провозглашена независимость Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии, Макелония.

С момента отсоединения Боснии и Герцеговины и начала трагических действий Международная комиссия по бывшей Югославии разработала несколько планов мирного урегулирования, среди которых: план Кутильеро (португальский дипломат) февраль-апрель 1992 года -  предполагал создание конфедерации, разделенной на национальные кантоны. Был отвергнут мусульманами. План Вэнса-Оуэна, январь 1993 года. Согласно этому плану Босния и Герцеговина делилась на 10 национальных кантонов. Столица Сараево демилитаризировалась. Отвергнут сербской стороной. План Оуэна-Столтенберга, июль – сентябрь 1993 года -  предполагал создание особого государственного образования, в основе которого лежала бы уния трех республик. Данный план не устраивал мусульман.

         2 февраля 1994 года деятельность Международная комиссия по бывшей Югославии была прекращена.

         Еще одно специальное формирование, фактически преемницей Международной комиссии по бывшей Югославии становится Контактная группа — международная структура, созданная в марте 1992 года под эгидой ООН с целью координации подходов к урегулированию положения на Балканах. В ее состав вошли представители США, России, Великобритании, Франции и Германии.

         Как отмечают аналитические обозреватели «Контактная группа создавалась для установления непосредственного контроля США над процессом урегулирования на Балканах, так как США не имели своего представителя в Международной комиссии по бывшей Югославии. Главенствующую роль в мирном урегулировании США стали играть после самоликвидации Международной комиссии по бывшей Югославии.

         Организация Объединенных Наций имеет солидный опыт проведения миротворческих операций, она начала и развивала свою деятельность как ключевой институт по поддержанию мира и безопасности на планете. С 1948 года в 27 операциях участвовало более 750 тысяч военнослужащих, полицейских, гражданских сотрудников в операциях по поддержанию мира — в Ливане, Конго, Йемене, Мозамбике. Операции по поддержанию мира учреждаются Советом Безопасности ООН с согласия стран, вовлеченных в конфликт. Войска ООН вооружены легким оружием, а военные наблюдатели не вооружены. Войска ООН могут применять силу в ограниченных масштабах и в исключительных случаях для самообороны.

Так 26 ноября 1991 года правительство Югославии в письме на имя Председателя Совета Безопасности обратилось с просьбой о проведении в стране операции по поддержанию мира. Резолюция 727 от 8 января 1992 года ООН направила в Югославию группу офицеров связи численностью до 50 человек в целях содействия прекращению огня. Был разработан специальный план миротворческих операций ООН в Югославии, который включал в себя наиболее общие принципы использования «голубых касок» на территории Югославии для обеспечения защиты местного населения от угрозы вооруженного нападения. Для этого предлагалось определить «районы, защищаемые ООН» (РООН), которые будут демилитаризированы и в которых населению будет обеспечена защита от угрозы вооруженного нападения. Миротворческая операция должна была иметь временный мандат только для того, чтобы создать «условия для мира и обеспечить безопасность, необходимую для переговоров о всеохватывающем решении югославского кризиса»[51]. Мандат продлился вплоть до официальной передачи функций СООНО войскам НАТО в декабре 1995 года, где ООН отводилась определенная роль в формировании полицейских сил.

Размещение миротворческих сил СООНО в Хорватии началось в апреле 1992 года. Миротворческую операцию в Хорватии и Боснии и Герцеговине осуществляли представители 36 стран, люди говорили на 19 языках. Первоначально планировалось, что голубые каски составят около 10 тысяч человек, но их численность постоянно росла. В 1995 году она составила около 42 тысяч человек.

Основные функции ООН включали контроль в так называемых «розовых зонах» Хорватии (демилитаризация Превлакского полуострова и Перучской плотины), контроль за перемещением гражданских лиц в районах, охраняемых силами ООН (РОООН) и осуществление таможенных функций на границах РОООН с другими государствами, а также контроль над. Кроме того, СООНО контролировали осуществление Соглашения о прекращении огня, подписанного правительством Хорватии и местными сербскими властями в марте 1994 года вслед за вспышками вооруженных столкновений в январе и сентябре 1993 года.

Постепенно происходит продление мандата расширение территории миротворчества ООН, по мере распространения конфликта на территорию Боснии и Герцеговины, ее полномочия были распространены на соседнюю республику, чтобы обеспечить безопасность и функционирование гражданских и военных объектов. В декабре 1992 года СООНО были развернуты уже в Македонии для контроля событий в приграничных районах.

Военная структура СООНО подвергается реорганизации. После принятия Резолюции № 871 (октябрь 1993), продлевающей мандат СООНО, стали образовываться три подчиненных командования: СООНО Хорватия со штабом в Загребе, СООНО Босния и Герцеговина со штаб-квартирой в Киселяке и СООНО Македония со штабом в Скопье. Эти три командующих подчинялись Командующему Силами, который, наряду с гражданским и административным компонентами действовал под общим руководством Специального представителя Генерального секретаря ООН Сайрус Вэнса.

Общая сумма расходов миротворческой операции на территории бывшей Югославии с 12 января 1992 года по март 1996 года составила 4 616 725 556 долларов США.

Войсковые подразделения свою миссию выполняли в униформе своей национальной армии, отличительным знаком был голубой берет или каска, а также нарукавная повязка с эмблемой ООН. Солдаты ООН, оснащенные легким стрелковым оружием, открывать огонь имели право только в случае прямого нападения. Гражданские полицейские и военные наблюдатели оружия не имели.

Главный штаб СООНО находился в Загребе, куда стекалась информация со всех уголков Боснии, Македонии, Сербии и Хорватии. Все службы ежедневно готовили отчеты по своей линии, которые обобщались и систематизировались. Загреб в свою очередь постоянно информировал ООН в Нью-Йорке, готовил отчеты о положении в каждом подразделении и миссии в целом.

В целом деятельность СООНО  не смогла полностью выполнить свои основные задачи: в Хорватии предотвратить вооруженные действия и защитить сербское население от нападения хорватской армии, приняв решение 10 августа 1995 года  вывести войска СООНО. Однако ей удалось поспособствовать подписанию соглашений о мирной интеграции Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, населенных в большинстве своем сербам в Хорватию. Что касается Боснии и Гецеговины, где миротворческие силы ООН имели одну единственную задачу — «открыть сараевский аэродром Бутмир для приема гуманитарной помощи, продуктов питания и медикаментов»[52], из-за угрозы угрозы безопасности аэропорта, отмечалось в докладе Б. Бутрос-Гали, связанной с частыми обстрелами самолетов, как со стороны сербов («в основном»[53]), так и со стороны мусульман, вынуждены были перейти к сотрудничеству с силами НАТО.

Таким образом, тенденция перехода к новой концепции миротворчества проявлялась отчетливо. На югославскую арену постепенно заступает Североатлантический Союз. Б. Бутрос-Гали в начале 1994 года приветствовал тесное сотрудничество ООН и НАТО, сказав, что уже было согласовано, что НАТО будет действовать в случае необходимости, консультируясь с представителем СООНО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.