рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методика разработки и выполнения муниципального бюджета

К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методоло­гии государственного финансового контроля; определение его ос­новных направлений и механизма; согласование практических ме­роприятий по осуществлению государственного финансового кон­троля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств фе­дерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобще­ние и распространение опыта государственного финансового кон­троля.

Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводи­мых федеральными органами исполнительной власти, заслуши­вать объяснения их руководителей; вносить предложения в Пра­вительство РФ.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предуп­реждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению докумен­ты, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе со­вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де­нежных средств для административно-хозяйственных расходов, кап. строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль – это контроль, осущест­вляемый после совершения финансовых операций (после исполне­ния доходной и расходной частей бюджета; использования пред­приятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисцип­лины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законо­дательства, например контроль со стороны представительных (за­конодательных) органов власти за исполнением бюджета по ито­гам за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по во­просам налогообложения со стороны налоговых органов, кон­троль, проводимый на основе решений правоохранительных орга­нов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осу­ществляющих его. В этом случае выделяется финансовый кон­троль: а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) аппарата Президента РФ; в) исполни­тельных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредит­ных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж) аудиторский.

Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны орга­нов представительной власти исключительно важную роль, оп­ределяет его новое содержание. Основы этого контроля закрепле­ны конституционно: в Конституции РФ, в конституциях респуб­лик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, дру­гих субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Прави­тельством РФ (пункт “а” части 1 статьи 114 Конституции РФ), а также отчеты о внебюджетных государственных социальных фондах. Контроль­ные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (часть 3 статьи 101 Конститу­ции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету Государ­ственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Коми­тету Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, осуществляющих контроль в этой об­ласти в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так, Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения фе­дерального бюджета. Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па­лату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляются федеральным законом. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности замести­теля Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (пункт “и” части 1 статьи 102 и пункт “г” части 1 статьи 103 Конституции РФ).

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (статья 1 За­кона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся[22]:

ü      организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использова­ния федеральной собственности;

ü      оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

ü      финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

ü      анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

ü      контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполно­моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

ü      регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюдже­та и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффектив­ностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государствен­ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организа­циям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Феде­рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федераль­ного бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслужи­ванию государственного долга РФ (статьи 16, 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами феде­ральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяют­ся контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

ü      все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч­реждения, федеральные внебюджетные фонды;

ü      органы местного самоуправления, предприятия, организа­ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независи­мо от видов и форм собственности, если они получают, перечисля­ют, используют средства из федерального бюджета или использу­ют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федераль­ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

ü      общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея­тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас­пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь­зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или фе­деральными органами государственной власти налоговых, тамо­женных и иных льгот и преимуществ (статья 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с феде­ральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собствен­ности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра­ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко­торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго­ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в опе­ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда­вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз­мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от­ветственности должностных лиц, виновных в бесхозяйственности и нарушении законодательства РФ, Счетная палата направляет представление органам государственной влас­ти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в ука­занный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, на­носящих государству прямой непосредственный ущерб и требую­щих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умыш­ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятст­вий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол­нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласова­нию с Государственной Думой принять решение о приостановле­нии всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви­зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи­зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще­ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хи­щений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, ос­тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей­ствует с другими контрольными органами РФ (статья 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель­ные органы. Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па­латы. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ­ектов РФ, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления – уставы муниципальных образований, положе­ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Глав­ное контрольное управление Президента РФ (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ, впоследствии – Контрольно­го управления Президента РФ).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо­действует с другими структурными подразделениями Админи­страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис­сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально­го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ­ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.